- Всё, я больше не могу жить с Николаем, буду подавать на развод,- Валентина сидела на кухне у своей родной сестры Нины и жаловалась на мужа,- Сил моих больше нет. 28 лет я прожила с ним и теперь меня в Николае все раздражает, как он ест, как спит, как ходит по квартире, шаркая тапочками. Не могу его больше выносить, хочу пожить для себя хотя бы остаток лет.
- Валь, а с квартирой то как поступишь?- с тревогой спросила Нина,- Разменять ее без доплаты, наверно, не получится. Не выгонишь же ты Николая на улицу, его доля тоже в квартире имеется. Будете жить как соседи в коммуналке?
- А сейчас мы как живем?- возмутилась Валя,- После того как дочка вышла замуж и переехала жить к мужу, Николай живет в одной комнате, а я в другой. Только я еще стираю ему одежду, готовлю еду, убираюсь по выходным. А он приходит с работы, поест и ложится на диван. Ни разу тарелку не убрал за собой со стола. А ты знаешь сколько он зарабатывает,- усмехнулась Валентина,- Даже стыдно говорить. Уж сколько раз я говорила ему сменить работу, но в ответ слышала лишь одно: «Меня все устраивает.» А мне надоело все тянуть на своих плечах.
- Ох, не знаю, что тебе посоветовать,- покачала головой Нина,- Одной ведь тоже тяжело жить, по себе знаю. Когда был жив мой Михаил меня тоже многое в нем не устраивало, а когда его не стало, то и белый свет для меня словно померк.
- Ничего, одна не останусь,- беспечно махнула рукой Валя,- А если не встречу другого, то ничего страшного, без мужика тоже можно прекрасно обойтись. Помнишь, как в фильме «Девчата», главная героиня сказала: «Я вообще решила замуж не выходить! Одной спокойнее. Хочу — халву ем, хочу — пряники."
- Но ведь ты когда то любила Николая,- покачала головой Нина,- Даже скандал матери устроила и грозилась из дома уйти, если та не разрешит тебе выйти замуж за Кольку Титова. Никого ведь не послушала и сделала по своему.
- Могли бы и отговорить,- Валя сердито посмотрела на сестру,- Может у меня по другому жизнь сложилась.
- Да уж, тебя отговоришь,- Нина снова покачала головой,- Если тебе что в голову втемяшится, то уже никто не переубедит. Баню то истопить?- Нина поднялась со стула,- Попаришься, глядишь вся дурь из головы и вылетит.
- Истопи,- Валентина тоже встала и потянулась,- Надо косточки прогреть, а то спина последнее время начала побаливать.
Пока Нина растапливала баню, Валя вышла во двор и уселась на скамейку, которая стояла возле палисадника.
- Жалко, что родительский дом продали,- подумала она, глядя на другую сторону улицы,- Сейчас было бы куда вернуться. Хотя...,- она уселась поудобнее,- Не смогу я снова жить в деревне, привыкла к городской жизни. Да и деньги были нужны, как раз квартиру двухкомнатную получили, надо было обставлять ее, вот деньги от продажи родительского дома и пригодились, да на машину потратились, хотела любимому Коленьке угодить,- поморщилась Валя.
- Что, решила свежим воздухом подышать?- Из предбанника вышла Нина и направилась в дровяник,- Дыши, дыши, у вас в городе такого нет, одна сплошная химия. Как приеду в город, так у меня сразу начинает голова болеть. Как вы только там живете? Я вот всю жизнь прожила в деревне и никуда отсюда не уеду, хоть озолоти меня. Здесь родилась, здесь же и помру.
- Да, жизнь пролетела, а я вроде и не жила еще,- вздохнула Валентина, зажмурившись от яркого солнца,- Вроде вот только замуж вышла, дочка родилась, а уже возможно скоро бабушкой стану,- она прикрыла глаза.
С Николаем Валя была знакома с самого детства, он был лучшим другом ее старшего брата Володьки. Они вместе учились в школе, бегали купаться на речку и гоняли на велосипедах. Валюшка всегда пыталась увязаться за Володькой, а он постоянно прогонял ее домой и даже ругался, но Вале было в все равно. Тайно она была влюблена в Кольку Титова, который казался ей гораздо старше ее брата и даже ни от кого не скрывал, что уже курит сигареты, хотя ему едва исполнилось 14 лет.
- Весь в своего отца беспутного пошел,- ворчала на Кольку Валина мать Анна Петровна,- Небось таким же алкоголиком и распутником станет, как Митька. Хорошо хоть Марья отмучилась от мужа, замерз зимой возле своего дома по-пьяни, только к утру его и обнаружили.
Валя не обращала на ворчание матери никакого внимания, продолжая смотреть влюбленными глазами на Николая, вот только для него она по прежнему была «малявкой», как он ее называл, хотя она была младше всего на 2 года.
Когда Володьку и Николая забрали в армию, Валя писала брату письма , передавая приветы Коле и очень радовалась, когда в обратном письме брат отвечал ей, что «Николай тоже передает тебе горячий армейский привет».
После окончания 8 класса Валя решила поступать в кулинарное училище, хотя мать предлагала ей поехать в город и подать документы в торговый техникум, но она не хотела уезжать далеко от дома, потому что через год должны были вернуться из армии Володька и Николай Титов.
Нина к тому времени вышла замуж , переехала в дом мужа и уже ждала появления второго ребенка. К матери и сестре заходила редко, некогда было, как никак- своя семья.
Вечерами Валя с матерью мечтали, что когда вернется со службы Володька, то, женится на Верке Хитяевой, которая верно ждала его из армии все два года. Она иногда забегала к Валюшке, хвасталась, что придумала фасон свадебного платья, а белые туфли, которые «они с мамкой купили в городском универмаге», уже лежали в шкафу, в картонной коробке, дожидаясь торжества.
- Когда у нас с Володькой родится ребенок,- весело говорила Верка,- То ты, Валюха, будешь у него крестной. Я так хочу, чтобы первым родился сын,- она мечтательно закатила глаза,- А потом можно уже и парочку девчонок родить. Но главное, чтобы первым обязательно был сын.
- Ох, размечталась,- Анна Петровна ласково смотрела на будущую невестку,- С тремя детьми то тяжело управиться, по себе знаю.
- Ничего, я сильная,- смеялась Верка,- А с таким мужем, как Володька мне и
вовсе все по плечу. Вон он какой вырос, заботливый, работящий, да и красивый. Другие девчата мне завидуют, что такой парень как он смог меня полюбить, можно подумать что я вовсе какая то уродина.
- Что ты, что ты,- Анна Петровна качала головой,- Вы с моим Володькой очень хорошая пара и я очень рада, что вы поженитесь. Осталось подождать несколько месяцев до его возвращения, а потом мы закатим такую свадьбу... Эх, три дня гулять будем. Еще бы моей Валюшке хорошего жениха сыскать, вот тогда бы я была за всех своих детей спокойна.
- Ну, мама,- смущалась Валя и убегала в другую комнату, а Анна Петровна и Верка громко смеялись.
Но не суждено было сбыться Веркиным мечтам. За месяц до окончания службы Володька погиб. Как все произошло, никто не знает. Вернее, командование, конечно, знало обстоятельство его гибели, но твердило лишь одно: «несчастный случай.»