Что делать, если даже пробник вызывает тревожную бурю и ступор? Чем обернется тогда экзамен? Как предотвратить такое развитие событий и справиться с тревогой?
Из рабочего процесса:
Молодой человек, одиннадцатиклассник, в преддверии ЕГЭ столкнулся со странной, на его взгляд, проблемой. Он для поступления в выбранный, интересный ему технический вуз определился с нужным ему предметом, вуз и предметы стали понятны еще год назад, в десятом классе. Осенью, когда начались пробники, он писал на 70+ все три предмета. С натяжкой этого хватало для поступления на бюджет, но это в тот момент не особо беспокоило, потому что впереди еще полгода учебно-тренировочного времени, некоторые темы будет возможность проработать глубже и к весне, а тем более к лету, наверняка поднять суммарный балл своего экзамена. Таким был осенний план. Была твердая уверенность в себе, основанная в том числе и на успешном участии в перечневых олимпиадах по экзаменационным предметам.
После Нового года писать пробники выше, чем на 50, перестало получаться. Тревога стала нарастать, в ходе выполнения пробников появился ступор: в какой-то момент времени возникало ощущение, что «мозги выключились» - ни решать дальше, ни проверять то, что написано человек уже не мог. Это происходило на фоне мысли о все увеличивающемся грузе ответственности – каждый пробник приближает к собственно экзамену, поэтому ответственность растет.
Все это вместе ставило под угрозу реализацию плана поступления. Тем более, что вариант развития событий предполагался только такой – выбранный вуз и специальность. Это было сделано сознательно, чтобы не распыляться и сконцентрироваться на результате.
До экзамена еще два месяца, поэтому не стоит нагнетать тревожных мыслей о возможном провале и ответственности. Что если посмотреть на пробник, как на возможность изучить свое состояние внутри испытания. Само по себе написание пробника ни на что по большому счету не влияет – ни отнимает, ни добавляет баллов человеку, да и по малому счету тоже никак не влияет. Пробник – это, как следует из названия мероприятия – пробное, тренировочное событие, где можно изучать себя, свои реакции, уровень знаний, лакуны в них и возможные места приложения большего количества сил.
Поэтому первое, что стоит попробовать сделать, это договориться с собой о снижении значимости пробника в жизни одиннадцатиклассника – он ничего не решает. Здесь я буду изучать ситуацию, как разведчик, у которого есть территория и объект изучения.
На следующем шаге разбить для себя время пробника на три части. Первая часть 90 минут – решаю все, до чего могу дотянуться в свободном режиме, изучаю свои возможности. Когда эта часть заканчивается, проходят отведенные на нее 90 минут. На 2-3 минуты закрываю глаза, если есть такая возможность, выхожу из помещения, «перезагружаюсь». Здесь важно вспомнить, как это бывает, когда открывается второе дыхание: можно опереться на любой свой опыт – спортивный, олимпиадный, туристический. Область может быть любой, главное, чтобы опыт открытия второго дыхания был ощутимым, чем ярче, тем лучше. Вспомнить, как это было, погрузиться в этот опыт, зачерпнуть его и вернуться в ситуацию пробника, чтобы открыть второе дыхание для написания работы. На волне второго дыхания решаете дальше. Ступор остается в первой части, если вообще возникает.
Эта часть также длится 90 минут.
В последней третей части написания пробника (45 минут) необходимо посмотреть на себя со стороны – вот сидит талантливый одиннадцатиклассник, успешный олимпиадник, человек, который стремится получить техническое образование. Надо помочь ему с работой, стать «свежей головой» и вычитать его работу. Из позиции «свежей головы» проверить свою работу, как чужую.
Это экспериментальная программа для написания пробника. Она может быть полезна сама по себе – создать новый образ технологии написания контрольной. Может выполнить задачу смещения психологической доминанты: за несколько месяцев уже сложилась определенная модель поведения на пробнике: час решаю, а потом впадаю в ступор – оказывается можно действовать иначе.
Отсутствие плана Б и В делает план А сверхценным, следовательно, повышает как ценность плана А, так и уровень тревоги при размышлении: а что, если что-то пойдет не так. Поэтому очень важно продумать для себя альтернативные возможности, пути движения, если выбранный вуз окажется недосягаемым, что тогда? Другой вуз? Работа? Понимание максимума возможностей будет действовать успокаивающе.
Анна Бердникова
На консультацию записаться можно здесь