Найти тему
Брусникины рассказы

Иван да Марья

Часть 1 Марья

Отца своего Марья совсем не помнила, он умер от чахотки когда ей едва исполнилось четыре года. Растила их с сестрой Анной, мать одна. Тяжело приходилось, но как-то жили, от людей старались не отставать. И кто знает как бы повернулась жизнь в дальнейшем, если бы не нагрянули годы лихолетья. Когда началась война Марии исполнилось 12 лет. В детскую память отчётливо врезалось как два здоровенных фрица уводили со двора корову, единственную кормилицу семьи. Чего только не натерпелся народ за это время. И голод и холод, отступая фрицы сожгли всё село. Уцелели всего несколько домов. Пришлось рыть землянки и как-то жить дальше. Одежды почти никакой, обуви тоже. Марья часто вспоминала как сняла с убитого фрица ботинки, и несколько лет ходила в них наматывая какие-то тряпки вместо портянок. Едва село освободили, старшая сестра пошла на курсы трактористов, семья вздохнула немного свободнее, механизаторам за работу к трудодням полагалось хоть немного зерна, а это уже какой никакой хлеб. Пускай с конским щавелем пополам, но всё же хлеб. Когда пришёл конец войне, Марье исполнилось 16 лет. Красавицей выросла и работящей. Вот в поле на прополке свеклы, и приметила её будущая свекровь, решив что именно такая нужна её сыну. Знала бы тогда Мария, что на сердце у кичливого и высокомерного Дмитрия была совсем другая, не поддалась бы на уговоры матери, не пошла бы замуж за него. Разница в возрасте тоже была немалая, на 15 лет был старше будущий муж. Юрьевы были зажиточные, даже во время войны не бедствовали. Дмитрий самый первый вернулся в село ещё в сорок четвёртом, вроде как после ранения. Говорил что всю войну был в партизанах. Воевал он действительно или нет, никто не знал на этот счёт слухи разные ходили, потому что призывался он не дома, на Донбассе работал, оттуда и призыв был. Мать Марии Ольга, как узнала что её младшую дочь, Юрьевы сосватать хотят, так и стала уговаривать: “Выходи Маруся, семья справная, ты там никакой нужды знать не будешь. У меня хоть сердце на место встанет”, поддалась Мария на слёзы матери и пошла замуж. Дмитрий хоть и подчинился родителям, женился на нелюбимой, только свой план, коварный вынашивал.

Стали жить, молодая невестка вьюном вилась по дому. Старалась всё успеть, всем угодить. Да только свекровь хоть и сосватала сама её за сына, но в доме держала вместо работницы, бывало слова доброго не скажет, только понукает. От мужа по ночам тоже никакой ласки, сделает своё дело, справит мужскую нужду, отвернётся к стене и захрапит. Откуда же было знать молоденькой неопытной девочке, что он всё обстряпывал так, чтобы не понесла она, не родила ребёнка. Поэтому прожив год обвинил в том что она бесплодна. Поехал в район и подал на развод. На суде прямо так и сказал, я уже не молодой, мне дети нужны, а она пустая, аргумент оказался больше чем достаточный их развели. Тот мартовский день, Мария помнила потом всю жизнь, это был день её позора. Собралась большая толпа зевак, поглазеть на то как Юрьевы невестку из дома выпроваживали. Вынесли сундучок с невеликим её приданным, тощенькую перину и пару подушек, что сумела справить для неё мать, да икону, которой благословляла дочь на брак. Погрузили всё на телегу и повезли к подворью Легезиных. “Иду вслед за телегой, и от слёз дороги не вижу, — рассказывала Марья, — вдруг слышу голос из толпы. Вот куркули проклятые, опозорили ни за что девку, да если бы мой Федька сейчас срочную не служил, я бы её к себе без разговоров забрала. Оглянувшись увидела тётку Мавруту, свою соседку. И как-то легче мне от её слов стало, подумалось что не такая уж я никчёмная, раз такое услышала”. Дмитрий через неделю привёл в дом свою любушку, Евдокия нравом оказалась крутая, быстро всё семейство на место поставила. Только он доволен был, любил поначалу сильно. Это уже потом погуливать начал. Нарожала ему Евдокия шестерых, да вот только мира между детьми не было, четверо братьев и сестра, вечно враждовали между собой, и сейчас не общаются, живут как чужие друг другу люди. Но это так, небольшое отступление. А у Марии тоже ребёночек появился. В тот год приехали в колхоз шофера командировочные, ну и случился у неё роман с одним парнем: “ Подумала, — говорит, — раз детей у меня всё равно не будет, хоть настоящую мужскую ласку узнаю”. А через месяц после того как уехал её Алексей к себе на родину, почувствовала что что-то неладное происходит. Рассказала про всё матери, Ольга дочь корить не стала, раз случилось, значит случилось, и появился на свет сыночек, Лёшкой назвали, Леонидом.

-2

Часть 2 Иван

Иван родился в семье где кроме него было ещё пятеро. Семья была сводная. Отец с матерью сошлись после того как овдовели. Отец привёл с собой двух сыновей, Григория и Петра, а мать сына Семёна, потом родились общие дети, Матрёна, Иван и Александр. Иван был предпоследним в семье ребёнком. Хоть большое было семейство, но не бедствовали, правда дети с малых лет к труду приучались, и делёжки между родителями на то что это мои, это твои, а это общие не было. Относились ко всем одинаково, и хвалили и наказывали поровну. Когда началась война, трое старших, Семён, Григорий и Пётр пошли воевать. Дома только младшие оставались, Матрёна и Иван, Александр уже после войны родился. Самый старший Семён, с войны пришёл партийный, и в колхозе дали ему должность парторга. Он был женат, когда случился у него роман с Анной Лягушовой и оказалась она беременной. Неприятности могли оказаться большими, и партбилета лишился бы и должности. Вот и стал Семён как бы ненароком сватать Анну, Ивану.

— Женись Вань, — говорил Семён, — погляди, девка кровь с молоком. А я пока при должности, хатёнку построить помогу, от родителей отделишься, самостоятельным станешь.

— Да мне осенью на срочную идти, — возражал Иван.

— Ну и что такого, ты служить будешь, она тебя тут ждать. И мы с отцом и братьями в стороне стоять не станем, домишко вам за это время построим.

Подумал Иван и согласился. Сосватали Анну, свадьбу сыграли, через месяц она сказала что ребёнка ждёт. Осенью ушёл Иван служить, в армии узнал что у него сын родился. Отписала ему Анна, что назвала мальчика Николаем. Вернулся всё честь по чести, Семён, как и обещал, домик помог построить. Через год дочка на свет появилась, Татьяна. Может и жили бы они дружно всю жизнь, если бы не тёща. Житья Ивану от неё не было. Свой домишко развалился, Анна её к себе перевезла. А она вместо того чтобы тихо и спокойно доживать свой век рядом с дочерью и зятем, грызть да пилить его принялась. Скандалы чуть ни каждый день, Иван часто уходил из дома, ночевал то у одного, то у другого брата. А потом, случилось так, что пересеклись их пути дорожки с Марией.

Часть 3 Иван и Мария

К тому времени как всё в их жизни изменилось, работала уже Мария дояркой на ферме. Иван туда корма на своём тракторе подвозил. Там и заприметил черноглазую и весёлую доярочку. “Он мне тоже, сразу понравился. Чуб смоляной, сам смуглый, глаза карие, — рассказывала она, — поглядываю на него, а сама думаю. Не для тебя он Машка, у него двое ребятишек, и жена красавица”. Да только в голове одно, а в сердце другое. Полюбили друг друга, стали тайком встречаться. Но разве в деревне от людских глаз спрячешься. Поползли слухи по селу, дошли до Анны. Всё было и скандалы, и окна она Марии била, и за косы принародно таскала, только не удержала этим рядом с собой мужа, ушёл он к Марии. Сначала жили в домике у Ольги, сына Марии Леонида как родного принял, но и своих не забывал, помогал, деньги, продукты приносил. О том что мальчик не родной узнал только спустя годы. Потом снова стройка, когда уходили на новое место, тёщу Иван с собой позвал, потому что была она полная противоположность Лягушихи, как звали Фёклу в селе. Во всём его поддерживала, бывало и на родную дочь прикрикнет если видит что та неправа. Первый сын Вячеслав родился когда они ещё не были зарегистрированы. Поэтому записали Славика в сельсовете на фамилию матери, Юрьев, так Юрьевым всю жизнь и прожил. А вот Володю уже Калугиным записали. Пронеслась жизнь как один день, много чего в ней было. Только всегда они рядышком были, всегда вместе. Старший Леонид очень любил отчима, почитал как родного. Когда заболел Иван, куда только его не возил, каким врачам не показывал, но болезнь оказалась сильнее. Умер Иван осенью 1990 года. Пережила Мария своего Ивана на целых 30 лет. Часто она мне говорила: “Жизнь у меня трудная была, всего в ней хватило, и радости и горечи. Всё я выдержала, одно только подкосило. Смерть младшего сына, Володи. Как схоронила его, так и сразу почувствовала, не долго мне осталось, скоро пойду к своему Ивану под бочок, пусть дожидается, недолго уже осталось”.

Дорогие мои читатели, история эта подлинная, имена героев тоже. Речь в рассказе шла о младшем брате моего дедушки, Петра Калугина, Иване и его жене Марии.