Столкновения кораблей и судов неизбежно сопровождают всю историю мореплавания и военных действий на море. Поэтому с появлением новых классов кораблей их количество не только не уменьшается, но приобретает свой оттенок. Так и появление в составе флотов подводных лодок добавило к "историям столкновений" свои детали, хотя казалось бы, что именно подводная лодка должна всячески избегать таких "встреч". Но они были во всех флотах, они имели место и в советском флоте.
31 октября 1931 года в Финском заливе во время ходовых испытаний произошло столкновение подводной лодки «Народоволец» (1-й серии, тип «Д») с парусной лайбой «Сильная» (Для справки: лайба - двух- или трёхмачтовое деревянное судно прибрежного плавания).
Для справки: "Народоволец" заложена 5 марта 1927 года на заводе № 189 (Балтийский завод) в Ленинграде под строительным номером 178. 19 мая 1929 года подводная лодка спущена на воду, и 11 октября 1931 года она вошла в состав Морских Сил Балтийского моря.
Столкновение произошло утром, около 10.00 на большом Кронштадтом рейде. Судя по датам - подводная лодка уже была принята флотом и через 20 дней попала в "неприятную ситуацию".
В сложившейся ситуации подводная лодка, имела преимущество в движении, и лайба несмотря на своё название, должна была уступить ей дорогу, но не уступила. В результате «Сильная» ударилась о правый борт подводной лодки в районе её носовой части. При ударе длинным бушпритом и форштевнем лайбы на «Народовольце» оказались погнуты стойки радиоантенны и сорвано леерное ограждение. Повреждений корпуса ни у лодки, ни у лайбы не было. На том и разошлись. Кстати, старшим на борту находился командир 3-г о дивизиона подводных лодок Н.Скриганов, возможно он и принял окончательное решение по последующих действиях. Судьба капитана лайбы и самой лайбы - не известны, )).
А вскоре, подводная лодка в группе кораблей ЭОН-1 по только что построенному Беломоро-Балтийскому каналу перешла на Север и 5 августа 1933 года вошла в состав Северной Военной флотилии.
Уверен, что наши читатели знают, что 21 августа 1934 года подводная лодка «Народоволец» получила литерно-цифровое обозначение «Д-2». А главное - это единственная сохранившаяся подводная лодка данного типа, она и сейчас стоит в Санкт-Петербурге на набережной Васильевского острова, и является филиалом "Центрального Военно-Морского музея имени Петра Великого". И да, мы сейчас имеем возможность видеть подводную лодку уже в модернизированном виде, в первую очередь это видно по форме ограждения боевой рубки и размещению артиллерии.
Но как мы сейчас увидим подобные столкновения с транспортными судами были не редкостью, к сожалению. Так, 28 июля 1933 года в Финском заливе в районе маяка Толбухин произошло столкновение подводной лодки «Б-1» (тип «Барс») и транспортного судна «Старый большевик».
К тому времени «Б-1» (ранее носила названия: «Тигр», «Коммунар», ГШ № 1, ПЛ № 11) было уже 19 лет, и это была далеко не современная подводная лодка. «Старый большевик», напротив, несмотря на своё название, был совсем новым судном. Транспорт водоизмещением 8780 т (вместимость -3974 брт). относился к серии крупнотоннажных лесовозов, был построен в Ленинграде, вступил в строй в том же 1933 году. Лесовоз имел усиленный корпус, был высокоманевренным и имел хорошую мореходность (что в последующем и сослужило ему хорошую службу). Но тут что то "маневренность" подвела.
Подводная лодка в результате столкновения получила небольшую пробоину (к счастью, учитывая конструктивные особенности "барсов") в прочном корпусе в районе кормовой оконечности, через которую внутрь корпуса началось поступление воды. Пробоина была заделана силами личного состава лодки и «Б-1» смогла благополучно дойти до базы. О повреждениях, полученных транспортным судном, данных нет.
Служить подводной лодке «Б-1» оставалось не долго. В марте 1935 года «Б-1», вместе с такими же однотипными субмаринами «Б-5» и «Б-6» сдали на слом.
Для справки: подводная лодка за свою службу несла несколько названий: "Тигр", подводная лодка № 3, подводная лодка № 1, "Коммунар" (бортовой номер № 1, затем № 11), и наконец "Б-1.
А вот «Старый большевик» впереди ещё ждало героическое будущее. В годы войны он стал неоднократным участником знаменитых Полярных конвоев. «Старый большевик» пять раз пересекал Атлантику. Судно входило в состав конвоев: PQ-8, PQ-16, QP-1, QP-7 и QP-13. А переход в составе конвоя PQ-16 вообще вошел в историю борьбы на коммуникациях.
Транспорт дошел до порта назначения, да и после окончания боевых действий для него было ещё много работы.
Но будет не правильно думать, то такие столкновения были характерны для Балтийского флота. 6 июля 1934 года в состав 2-й бригады Морских сил Дальнего Востока вошла новая подводная лодка «М-7» (VI серии). Лодка строилась в Николаеве (заводской номер 242), но 5 февраля 1934 года была отправлена во Владивосток по железной дороге. Там, уже на заводе № 202 (Дальзавод) была произведена ее окончательная сборка и 6 июля 1934 года субмарина вступила в строй.
Но первые походы оказались не совсем удачными. В сбор-походе 1-го и 2-го дивизионов ПЛ 2-1 бригады подводных лодок, который проводился в августе -сентябре 1934 года субмарина отличилась. При маневрировании, во время подхода к обеспечивающему судну (это была плавбаза подводных лодок), ПЛ «М-7» нанесла удар форштевнем по корпусу плавбазы, повредив носовую оконечность. Но обошлось - корпус не получил разрывов и трещин, лодка продолжила службу, которая была достаточно спокойной - в войне лодка участия не принимала, была списана в 1951 году.
Источники: Лисин, С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Платонов, А. Энциклопедия советских подводных лодок. 1941-1945/А.В.Платонов.- М.:АСТ, 2004. -592 с.; Морозов, М. Советский подводный флот 1922-1945. О подводных лодках и подводниках/ М.Э.Морозов, К.Л.Кулагин. - СПб.: Аст.- 2006. - 877 с.; материалы интернета.