Я обратила внимание на это, когда пришла к заведующей детской поликлиники с жалобой на участкового врача. Я не буду углубляться в подробности, но участковый врач поставил не тот диагноз, и из-за этого Аня не получила вовремя лечение. Заведующая прочитала мою жалобу, с доброжелательным лицом посмотрела на меня и сказала:
- Врач всё правильно сделала! Сначала надо было исключить это заболевание, поскольку оно более тяжёлое и требует быстрого реагирования, а потом уже можно переходить к другому заболеванию".
Я хотела возразить, возмутиться, но быстро поняла, что сейчас я нахожусь не в школе у директора, а в поликлинике у заведующей. А это совсем другое учреждение! В медицине своих не предают - это все знают! Именно поэтому очень трудно даже в суде доказать, что врач сделал ошибку, хотя это очевидно. Врачи и администрация больницы как один говорят: "Это очень хороший врач - квалифицированный, добрый, внимательный, ответственный... А пациент поздно обратился, у него было запущенное заболевание, это редкий случай в медицине..." И т. д.
Когда заведующая в поликлинике читала мою жалобу, по мелькнувшему выражению лица я поняла, что она увидела ошибку врача. Но тут же она сделала вид, что всё в порядке, и стала объяснять, что именно так врач и должна была поступить.
У меня мама была врачом, и я знала, что происходило в поликлинике. Там была установка не выносить сор из избы. Если пациент интересовался, к какому врачу лучше пойти, то любой медицинский работник говорил: "У нас все врачи хорошие!" Если человек приходил на приём не к своему участковому врачу, а к другому (например, если тот был в отпуске) и начинал критиковать своего участкового врача, то другой врач резко прекращал этот разговор. Так было принято. Так учил врачей главный врач. Никаких сплетен о своих коллегах, никаких рассказов об ошибках! Такое у врачей было правило.
А что же происходило в школе? Ха-ха! С точностью наоборот!
Директор размазывал по стене любого учителя прямо на глазах у родителей, а иногда и учеников. Взять, например, наш инцидент с Аллой Викторовной. Я принесла жалобу. Потом я ушла, а с директором мы договорились, что я приду ещё раз вместе с Аней. Когда я снова вошла в кабинет к нашему директору Розе Ильиничне, она усадила меня в кресло и гордо сказала: "А я Аллу Викторовну уже вызывала! Она уже плакала!" Это "уже плакала" она произнесла с таким выражением, как будто хвасталась: "Вот какой я всемогущий директор! Всё для вас! Бей этих училок!" Естественно, я не испытывала добрых чувств к Алле Викторовне, она ведь устроила Ане травлю, но такое поведение директора ошеломило меня. Мне даже стало немного жалко Аллу Викторовну. Зачем же так унижать учителя при родителях?
***
Когда моя мама работала в поликлинике, я могла заходить в кабинет к любому врачу. Ребёнок сотрудника - это святое! Нужна справка - пожалуйста!
А вот в школе всё было наоборот. Дети учителей не пользовались никакими льготами - это же непедагогично! Более того: от учительских детей больше требовали. Не дай бог одноклассники подумают, что учительский ребёнок имеет преимущество над другими детьми. Вдруг ребятам покажется, что дома мама-учитель помогает своему ребёнку делать домашние задания.
Учителя, в свою очередь, были очень строгими к своим детям даже дома. Они никогда не показывали им текст диктанта или контрольную работу, которая будет завтра. Так проявлялась их честь мундира. А ведь действительно всякое может случиться. Вдруг учительский сын не выдержит и покажет одноклассникам правильные ответы теста. И одноклассники спишут и расскажут другим. Это будет позор для учителя, особенно когда всё вскроется!
Учителя могут безжалостно ставить "двойки" своему родному ребёнку. С их точки зрения, все ученики равны! А ведь учитель, чисто теоретически, имеет возможность что-то подписать синей ручкой в работе своего ребёнка. Но учитель, конечно, такого не сделает! Для сравнения скажу, что родители-врачи без зазрения совести выписывали справки своим здоровым детям, чтобы они просто отдохнули от школы. Ведь для врачей самое главное - это здоровье детей!
В классе у Ани был мальчик-спортсмен по имени Максим. Он единственный в классе получил "2" в полугодии по английскому языку. Но самое удивительное было то, что его мама работала учителем английского языка в соседней школе. Она знала методику, и материалы у неё были, и говорила она по-английски. Неужели она не могла помочь своему единственному сыну? Или она слишком принципиальная? Я всё-таки не удержалась и спросила, почему она не помогла. Её ответ был краткий: "Мне некогда! У меня классное руководство, выпускной класс, проблемы... Времени совсем нет!"
Быть учеником в школе, где мама работает учителем, очень тяжело. Когда "обычный" школьник что-то натворил, то учитель вызывает его родителей. Пусть, мол, мама подойдёт на недельке. К тому времени обиженный учитель уже успокоится, всё обдумает, эмоции утихнут. А маму учительского сына вызывают сразу, на ближайшей перемене. И высказывают ей всё с пылу с жару, на полных эмоциях. Если "обычные" родители не согласны с позицией учителя, то они могут пойти к директору или написать жалобу. А мама-сотрудник не имеет такой возможности. Теоретически, конечно, имеет - закон одинаковый для всех. Но потом у неё будут большие проблемы на работе.
Помимо того, в школьном коллективе преобладают женщины. А это значит, что имеет место женская зависть. Причиной могут быть деньги, наличие мужа, благополучные дети, внешность, квартира и т. к. На основании этого образуются сплетни: одни женщины передают другим всякие небылицы об их общей сотруднице. Иногда это приводит даже к травле. И всё это переходит на ребёнка этой сотрудницы, который учится в этой школе.
Что касается врачей, то у них ситуация другая. Во-первых, они намного реже видят детей своих коллег. Во-вторых, если уж ребёнок коллеги придёт на осмотр, то врач будет рассматривать его только с точки зрения болезней. Врач обычно сосредоточен на организме человека, а не на душе, поэтому конфликта, скорее всего, не бывает. В целом, врачи относятся к своим коллегам и их детям доброжелательно. Всячески помогают. Если сотруднику очень плохо и он не может встать с постели, то коллеги по его просьбе могут прийти к нему домой, взять анализы, сделать укол, полечить на дому, конечно же, бесплатно. Для тяжело больного сотрудника они могут найти хорошего врача по знакомству. У врачей обычно много связей. В общем, врачи - люди спокойные и добрые. Готовые помочь. А вот об учителях я, к сожалению, такого сказать не могу.
Но это мой опыт. Если у кого-то есть свой опыт, поделитесь! Мне будет интересно!
Продолжение: