Озвученные министром обороны Шойгу планы по воссозданию Днепровской речной флотилии встревожили западных военных экспертов больше, чем ожидалось. Они этого и не скрывают, так как не совсем понимают, что стоит за данной идеей. Одно дело – отправить катера для поражения оппонента в прибрежной зоне одноимённой реки. И совсем другое организация полноценного боевого соединения, которое будет способно воевать на реках Европы. Противопоставить второму НАТО просто нечего.
Как пишут в зарубежных СМИ, российский опыт использования речных флотилий обширен и суров. С их помощью были освобождены не только территории внутри страны, но и нанесен масштабный урон за её пределами. В частности, с Днепра боевые кораблики были переброшены на Вислу, а оттуда на реку Шпрее. И их пушки били, в том числе, по Берлину. Поэтому планы Минобороны РФ вызывают реальное беспокойство в Европе, где всерьез опасаются полномасштабного вторжения по внутренним водным артериям.
Исторический опыт указывает, что российские военные иначе смотрят на реки, чем их западные коллеги. Для тех это просто преграда, которую можно преодолеть разными способами и вопрос в том, какой из них выбрать в конкретной ситуации. Ни для чего иного река в военном отношении не нужна, хотя это не так. Российский же опыт указывает на возможность легко превратить реку в мощный оборонительный рубеж, причем с минимальными затратами.
Оборона может быть пассивной, но также и активной, чего и опасаются в НАТО. Если в распоряжении сил РФ появятся ударные средства, способные перемещаться по мелководью, это окажет сильное влияние на ход текущего конфликта. И поставит под угрозу безопасность многих европейских стран, если Кремль решит вторгнуться в них по воде. По Дунаю, к примеру, можно половину континента пересечь, если не больше.
Еще хуже, если русские собрались полноценно сражаться на речных просторах, для чего помимо самой флотилии создадут средства прикрытия для нее. К таковым можно отнести береговую гаубицу A-222 «Берег», которая создавалась именно для поражения надводных целей. Это оружие не получило широкого распространения, а потому и информации о нем немного. Известно, что пушка комплекса имеет нестандартный калибр 130 мм и проектировалась для скоростной стрельбы. А именно – для поражения катеров и быстрых надводных объектов.
Не исключено, что данные про A-222 «Берег» всего лишь часть программы дезинформации, тогда как создание речной флотилии ближе к реальности. Силам РФ в любом случае придется брать под контроль Дне пр, и готовых решений для этого не наблюдается. Значит, их нужно создать, благо, для этого есть все возможности. Из которых главное – инициатива и время, которых нет у противника.
Появление у России речных войск сильно усложнит жизнь НАТО, так как придется иначе взглянуть на европейские реки. Теперь из мирных транспортных артерий они превращаются в стратегические объекты. Которые надо или тщательно защищать, или обезвредить, перегородив искусственными барьерами. Но как быть с многочисленными мостами и прочей гражданской инфраструктурой? Все это потребует выделения ресурсов и времени, чего у альянса всегда в дефиците.
Как пишет отставной подполковник США Лестер Грау, на Западе военные привыкли рассматривать боевые действия на реках как уменьшенную версию сражений на море. То есть, предельно серьезно, с соответствующим уровнем затрат. Поэтому им действительно проще и выгоднее игнорировать реки и все, что с ними связано, чем ввязываться в войну на таком поле деятельности. Отсюда и происходит неуверенность в том, что они смогут противостоять русским