Дети партизана. СССР, 1954. Режиссеры Лев Голуб, Николай Фигуровский. Сценарист Григорий Колтунов. Актеры: Виталий Комиссаров, Наталья Защипина, Павел Волков, Павел Молчанов, Любовь Мозалевская, Олег Жаков, Павел Шпрингфельд, Григорий Шпигель и др. 25,0 млн. зрителей за первый год демонстрации в кинотеатрах.
Режиссер Лев Голуб (1904–1994) поставил 12 фильмов (в основном рассчитанных на детскую и семейную аудиторию), три из которых («Дети партизана», «Девочка ищет отца» и «Полонез Огинского») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Режиссер Николай Фигуровский (1923–2003) поставил всего шесть фильмов, из которых настоящий зрительский успех выпал на «военно–разведческую» ленту «Часы остановились в полночь», фильм для детей «Дети партизана» и мелодраму «Весенние грозы».
В детективном фильме «Дети партизана», рассчитанном на детскую аудиторию, юному суворовцу и его сестре (детям погибшего в войну партизана) волею судьбы приходится встретиться с предателем и вражеским шпионом...
Юные зрители приняли фильм «Дети партизана» довольно тепло, хотя советская кинопресса картину фактически не заметила…
Мнения зрителей XXI века о «Детях партизана» существенно расходятся:
«Фильм для детей хороший. ... Только хлопчик уж очень неестественно по всем "помойкам" гуляет (при параде) целыми днями в белоснежной суворовской форме» (Анна).
«Музыка во многих фильмах тех лет кажется слишком шумной и назойливой, шпион-фотограф очень уж карикатурный, прямо на лице написано, что он редиска (нехороший человек). Юный Михась слишком образцово-показательный суворовец, словно сошёл с картины "Прибыл на каникулы". И ребята ходят в пионерских галстуках даже в каникулы и наверное, даже в баню. Вероятно, тогда для детского кино были такие установки от инстанций. Но в целом, несмотря на наивность, смотреть можно» (Б. Нежданов).
Киновед Александр Федоров
Деревенский детектив. СССР, 1969. Иван Лукинский. Сценаристы Виль Липатов, Ирина Мазурук (по одноименному роману Виля Липатова). Актеры: Михаил Жаров, Ирина Зарубина, Татьяна Пельтцер, Лидия Смирнова, Роман Ткачук и др. 25,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Иван Лукинский (1906–1986) брался за фильмы разных жанров – от народной комедии («Солдат Иван Бровкин») до шпионского триллера («Взорванный ад») – и часто достигал зрительского успеха: из 11 его полнометражных игровых фильмов пять («Солдат Иван Бровкин», «Иван Бровкин на целине», «Взорванный ад», «Деревенский детектив», «Прыжок на заре») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Деревенский участковый милиционер Анискин расследует дело о похищении аккордеона у зав. клубом…
В год выхода «Деревенского детектива» в прокат кинокритик и сценарист Александр Шерель (1937–2005) писал на страницах «Советского экрана» так: «Создавая кинематографический вариант повести В. Липатова, его авторы… старались делать картину так, чтобы прежде всего Михаил Жаров мог максимально выигрышно продемонстрировать свой талант. Этой задаче подчинены и сценарий, и режиссерское решение, и подчеркнуто простая изобразительная манера. … Актерской натуре Жарова близка слегка ироничная авторская посылка, сформулированная в названии книги и фильма: детектив. По привычке так обозначают если не расследование сенсационного убийства, то по крайней мере пропажу на уровне ценнейших государственных документов. А тут пропал всего–навсего аккордеон. Да еще в деревне, где все знают друг друга с малолетства. Жаров с удовольствием принимает предложение сыграть «в детектива». Очень смешно его Анискин, изменив степенной походке пожилого человека, «идет по следам преступника», осматривает «место происшествия» и многозначительно ведет «допрос потерпевшего». Делает он это с очаровательным лукавством умного человека, хорошо понимающего, что и сам потерпевший, и его аккордеон, и ночной розыск — все не очень серьезно. А серьезно совсем другое. Житейская неустроенность, которой еще много вокруг и в которой даже представитель милиции не всегда может установить порядок и гармонию»
Благодаря крепкой режиссуре и талантливой игре Михаила Жарова, колоритно сыгравшего главную роль – деревенского милиционера, этот фильм до сих пор помнят зрители:
«Великолепный и очень русский (я бы сказал почвеннический) фильм. … Удивляет и радует русскость и "деревенскость" М. Жарова ("а сапог–то не меньше мово", или – "вы, конечно, человек городской, вам наших деревенских законов не понять"). Видимо, потянулась душа к корням, к почве. Могу смотреть этот фильм бесконечно. Готов обсуждать каждую сцену и каждую реплику. Настолько все сочно, емко, душевно» (Валерий).
«Чудесный фильм! … Всякий раз думаешь, что был бы у нас такой участковый и преступность бы исчезла вовсе! Мудрый, строгий, человечный. Для сравнения прочла книгу. На мой взгляд, жаровский Анискин на три головы выше книжного. Жаров сумел придать своему персонажу большую широту взгляда на жизнь…» (Светлана).
Киновед Александр Федоров
Я, следователь... СССР, 1972. Георгий Калатозишвили. Сценаристы Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер (по собственной одноименной повести). Актеры: Вахтанг Кикабидзе, Ингрида Андриня, Вия Артмане, Баадур Цуладзе, Михаил Никитин и др. 24,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Сыну талантливого режиссера Михаила Калатозова (1903–1973), Георгию Калатозишвили (1929–1984) не удалось в своем творчестве приблизиться к знаменитым фильмам своего отца («Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба», «Красная палатка» и др.). Г. Калатозишвили поставил девять полнометражных игровых фильмов, из которых в тысячу самых популярных советских кинолент попалио детективы «Смерть филателиста» и «Я, следователь…».
Советские кинокритики отнеслись к детективу «Я, следователь…» сдержанно, подчеркивая (в качестве похвалы), что в фильме «очень наглядно показано, что следственная работа, кроме всего прочего, — это тяжелая физическая нагрузка, адское терпение, которое не каждому по плечу» (Ревич, 1983: 44).
Мнения сегодняшних зрителей об этой ленте, как это часто бывает, разделились на «за» и «против».
«За»: «Картина очень понравилась и конечно главную роль следователя Вахтанг Кикабидзе сыграл прекрасно – сдержанного и интеллигентного, умного и умеющего логически мыслить профессионала… Интересна и лирическая линия здесь – какая–то обрывающаяся недосказанность» (Воланд).
«Против»: «Фильм во многом уступает первоисточнику… Многие сюжетные линии очень сжаты, упрощены, а то и вовсе отсутствуют» (Андрей).
Киновед Александр Федоров