👉 Риски: за отсутствие или некомплектность аптечки оказания первой медицинской помощи предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 80 тыс. руб.
👉 Возможности: расходы на комплектацию аптечек первой помощи при соблюдении прочих условий можно принять к налоговому учету, а также возместить из СФР.
Каждая организация обязана оборудовать пост первой помощи - место с аптечкой, доступное для всех работников в любое время (ст. 216.3 ТК РФ).
Законодательное регулирование
Специальные Требования к комплектации аптечки установлены Приказом Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н.
В частности, производственная аптечка должна содержать медицинскую маску, перчатки, жгут и другие медицинские изделия. Лекарственные средства в состав аптечек для оказания первой помощи работникам не входят (Письмо Минздрава России от 05.10.2018 N 14-3/2095930).
Трудовым законодательством не установлено запрета на включение в состав аптечки для оказания первой помощи дополнительных лекарственных средств, если данные лекарственные средства зарегистрированы на территории РФ в установленном порядке.
Однако во избежание претензий со стороны надзорных органов рекомендуем доукомплектовывать аптечку (в том числе медикаментами или дополнительными медицинскими изделиями) только после официального согласования с территориальными органами Минтруда и Минздрава. В противном случае имеется риск привлечения к ответственности за нарушение требований действующего законодательства.
Обосновать дополнение аптечки можно выполнением обязанностей по обеспечению работникам безопасных условий труда и оформить любым распорядительным документом работодателя, например приказом.
Бухгалтерский и налоговый учет
Расходы на комплектацию аптечек первой помощи работникам учитываются организацией в целях налога на прибыль как прочие расходы, а ИП - в составе профессионального налогового вычета по НДФЛ.
Объекта по НДФЛ и страховым взносам у работников при использовании медикаментов аптечки не возникает.
Организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный продавцом при приобретении аптечек в общеустановленном порядке. В случае возмещения из бюджета (с учетом НДС) затрат на приобретение аптечки ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению.
В бухгалтерском учете применяются следующие проводки:
Дт 10 - Кт 60 (71) - приобретена аптечка;
Дт 26 (44) - Кт 10 - аптечка установлена на посту первой помощи.
Расходы на аптечку можно возместить из СФР (ст. 264 НК РФ).
Количество аптечек, укладок, наборов и комплектов для оказания первой помощи может быть установлено нормативным актом организации (Письмо Минздрава России от 29.08.2013 N 14-3/3055979-13422).
Ответственность
Ответственность за хранение и укомплектованность аптечек должна возлагаться на специально назначенного работника или нескольких работников. Такие работники назначаются приказом работодателя, в котором следует отразить периодичность проведения проверки аптечки, порядок списания медицинских изделий и ее пополнения.
Штраф за отсутствие или некомплектность аптечки для малых и микропредприятий 2 000 - 5 000 руб., для других организаций - 50 000 - 80 000 руб., для должностных лиц 2 000 - 5 000 руб. (ст. ст. 4.1.2, 5.27.1 КоАП РФ).
👉 На заметку: Минтруд подготовил Проект о том, как размещать, хранить и использовать аптечки для оказания первой помощи персоналу.
* Статья содержит ссылки на правовые акты и аналитические материалы СПС КонсультантПлюс. Для полноценного изучения материала оставьте заявку на сайте и получите демо-доступ к системе на 48 часов.