Найти тему
НОТГЕЛЬД

Штернбергское кощунство

Судебный процесс Штернберга по делу о святотатстве в 1492 году в зеркале городских серийных купюр 1922 года

Город Штернберг расположен в пределах городского треугольника Шверин — Висмар — Гюстров, среди зелёных пойм и голубых озер, сочных лугов и бурлящих кукурузных полей в природном парке озёрного края Штернберг. Небольшой городок, население которого сегодня составляет 4 000 человек, до революции 1918 года был резиденцией земельного парламента Мекленбурга. Кроме того, в конце средневековья это было известное место паломничества далеко за пределами Мекленбурга.

Оригинальная литография "Рыночная площадь в Штернберге" издательства типографии Тидеманна в Ростоке, датированная 1845 годом.
Оригинальная литография "Рыночная площадь в Штернберге" издательства типографии Тидеманна в Ростоке, датированная 1845 годом.

Происхождение чудесной истории святой крови Штернберга восходит к преданию, в котором священник Питер Дейн – викарий Алтаря Всех Святых в Штернберге – бедный проглот и, нуждаясь в деньгах, отдаёт свой железный котёл в залог еврею Елеазару. Елеазар обещает священнику немедленный возврат горшка и большую сумму денег, если он предоставит ему освященные гостии. Дейн, испытывая трудности, вступает в эту ужасную сделку и 10 июля 1492 года передает две облатки, которые он завернул в шёлковую алтарную ткань. Ещё две гостии были принесены из Пензлина. Утром 20 июля, в день свадьбы дочери Елеазара, пятеро мужчин собрались в беседке дома и начали резать «штернбергские гостии». В христианском понимании это кощунство.

История в данном случае опирается на стереотип. Легенды о заложенном в иудаизме, навязчивом и антихристианском еврейском бунте, как и ранее появившиеся легенды о ритуальных убийствах, были связаны с анти-иудейским обвинением в богоубийстве, которое распространилось в христианстве со II века.

Пресуществление — это процесс превращения евхаристических образов хлеба и вина в тело и кровь Иисуса Христа во время Святой Мессы. В Библии говорится: "Прими, это моё тело" и "Кто будет есть от Меня, тот будет жить". Осквернение или истязание гостии считается серьёзным проступком в соответствии с церковным законодательством.

В брачный вечер произошло ещё одно безобразие. Когда две другие гостии начали резать ножами, произошло чудо, из порезов потекла струйка крови. Согласно преданию, в то время как еврейские общины страны восприняли это с радостью и удовлетворением, преступники были напуганы. Сам Елеазар сбежал с двумя облатками, а его жена вернула две другие гостии священнику Дейну во дворе княжеской резиденции со словами: "Вот тебе твой Бог!" Священнику пришлось предать земле изуродованные облатки.

Мучимый угрызениями совести, он покаялся в содеянном. В результате все мекленбургские евреи были арестованы, допрошены и, если они могли быть связаны с предполагаемым преступлением против гостий, обвинены в святотатстве. По наущению светских и духовных сановников 24 октября 1492 года над ними был произведен суд в соответствии с каноническим правом. 25 евреев и 2 еврейки были сожжены у ворот города из-за содеянного, остальные 247 человек были высланы из страны, их имущество было конфисковано герцогами Мекленбургскими, а все долги перед евреями были объявлены недействительными. Холм, на котором стоял погребальный костер, до сих пор называют Юденбергом.

Питер Дейн был доставлен в Росток, приговорён к смертной казни на костре и умер там 13 марта 1493 года.

Якобы осквернённые «Святой кровью» столовые приборы Штернберга и столешница, на которой, как утверждается, было совершено преступление, хранились в часовне Святой Крови, пристроенной для этого к городской церкви Штернберга, как объекты религиозного почитания. Тысячи паломников ежегодно посещали часовню и приносили городу огромную сумму в 400 флоринов, пока Реформация не положила конец суете.

Еще в 1492 году в Магдебурге, Кёльне и Любеке издавались печатные издания о предполагаемом событии в Штернберге, а Хартманн Шедель из Нюрнберга даже включил эти события в свою широко распространённую Всемирную хронику.

Позднесредневековое событие послужило для отцов города Штернберга образцом для трёх купюр декоративной серии по 100 пфеннигов каждая. Они имеют дату выпуска 23 февраля 1922 года и имеют размеры 105 мм х 80 мм. Печать на жёлто-коричневой бумаге без водяных знаков чёрного цвета была выполнена фирмой "Гебрудер Янеке типографский издательский дом Ганновера". Лишь несколько партий были выполнены в красном цвете.

Фасад выполнен в едином стиле и показывает городской пейзаж 1922 года с серой от старости церковью, окружённой цифрой года "1492". Иллюстрации на обратной стороне посвящены самой истории:

  1. Священник Питер Дейн продаёт посвящённые гостии евреям в 1492 году
  2. Святотатство над облатками евреями Штернберга 20 июля 1492 года
  3. Огненная смерть богохульщиков 24 октября 1492 года

Все нотгельды проиллюстрированы соответствующими гравюрами, сделанными Дж. Доминикусом из Падерборна. Купюры продавались в бумажном конверте, внутри которого рассказывается данная история.