Найти в Дзене
Государственный Эрмитаж

Индийское искусство: миниатюры на слюде

Эрмитажная геология

Совместный проект Государственного Эрмитажа и Института Карпинского

Зал древней и средневековой скульптуры Индии
Зал древней и средневековой скульптуры Индии

Чем ближе подходишь к одному из залов Эрмитажа, где представлено индийское искусство, тем отчётливее слышишь в голове звуки набегающих волн Аравийского моря, перешёптывание пальмовых листьев и нотки индийских песен. В залах музея искусство Индии охватывает период с I века до н. э по XX век. Оно отличается особой философичностью: индийцы считали, что истинная реальность находится за пределами наших чувств, поэтому художники в своих работах старались ухватить то, что нельзя увидеть и ощутить. При создании произведения они использовали различные материалы, в том числе слюду. Предлагаем познакомиться с этим минералом поближе.

Слюды – это группа породообразующих минералов подкласса слоистых силикатов, формирующие различного рода кристаллы, а также листоватые и чешуйчатые массы. Отличаются высокой спайностью и слоистостью; листочки слюды гибкие и упругие. Чаще всего слюда бывает вулканического происхождения, реже образуется из других минералов под воздействием давления, тепла и воды. Известно около 30 минералов слюды, из них наибольшее промышленное применение находят мусковит и флогопит.

Хотя слюда и прозрачна, у неё есть множество оттенков: серый, зелёный, бежевый, бурый, розовый, жёлтый и даже фиолетовый. Такое богатое цветовое разнообразие объясняется наличием примесей: железа, алюминия, магния, лития и хрома.

Само слово «слюда» является исконно русским и означает «слоиться». У слюды самого высокого качества есть другое название. С античных времён прозрачные пластины мусковита вставляли в окна вместо стекла. В Древней Руси слюда использовалась для этих целей уже в XV веке и была великой роскошью. В те времена в Европе Русь называли Московией, а прозрачную слюду, привезённую оттуда, стеклом из Московии (Мусковии) – мусковитом. Так минерал получил своё имя, которое сохранил и поныне. Именно в России, в северо-западной части, добывалась лучшая, самая прозрачная слюда. Отсюда мусковит развозили во все концы страны и с XVI века экспортировали в Западную Европу.

Первоначально слюда разрабатывалась в Карелии на побережье Белого моря монахами Соловецкого монастыря. В этих местах слюда залегает среди гранитов, гнейсов и слюдяных сланцев. В середине XVII века слюда была открыта местными жителями в различных районах Сибири. Крупные месторождения расположены в бассейне реки Мамы. Мамское слюдоносное поле представлено десятками пегматитовых жил, часто содержащих мусковит в виде крупных кристаллов.

Со второй половины XVIII века слюду стали заменять стеклом. В связи с этим добыча слюды в России сильно сократилась и в начале XX века почти прекратилась, уступив место на европейских рынках слюде из Индии. Однако мусковит продолжали использовать во всём мире совершенно для других целей. Слюда обладает свойством тугоплавкости: температура плавления составляет 1260–1290 °С, а при температуре до 500–700 °С мусковит остаётся прозрачным. Это оказалось полезным для многих хозяйственных нужд. Пластинки мусковита в XIX и начале XX века использовали в абажурах для ламп, очках для пожарных и металлургов, в окошках печей, при изготовлении керосинок и газовых горелок.

С развитием электротехнической и радиотехнической промышленности значение слюды вновь возросло, так как мусковит – один из лучших электроизоляционных материалов и долговечный диэлектрик.

Перенесёмся из России в Индию. После того, как Индия официально стала одной из колоний Великобритании, англичане обнаружили там гигантские запасы слюды, составляющие около 60 % мировых запасов. И в наше время Индия также остаётся лидером по запасам природной слюды.

Уже на рубеже XVIII–XIX веков индийцы создавали для европейцев, посещавших страну в составе Ост-Индской Компании, миниатюры. Тогда англичане активно взаимодействовали с населением Индостана. Они знакомились с местной культурой: общение с индийской элитой погружало их в порядки и обычаи, а путешествия из города в город приоткрывали экзотическую культуру Востока. Чиновники компании, которая боролась за усиление своего влияния на полуострове, старались получить достоверные знания о жизни местного населения. Поэтому позднее появилось такое явление, как «Живопись компании».

«Живопись компании», или «кампани калам» представляет собой яркое явление в истории искусства Индии. Как правило, картины этого стиля относятся к бытовому жанру. Индийские мастера обычно изображали на них местное население, представителей разных профессий, традиции и праздники, а также флору и фауну различных регионов. Техника выполнения основывалась на западной технике акварели, из которой были заимствованы прозрачность текстуры, мягкие тона и моделирование широкими мазками.

Наряду с бумагой художники Компании использовали и другие материалы, такие как стекло, слюда, слоновая кость и перламутр. Техника живописи на стекле в XVIII веке из Китая была принесена в Индию, где получила широкое распространение. Однако из-за непрочности материала живопись на стекле не пользовалась высоким спросом на экспорт, и индийские мастера в подражание ей стали расписывать более прочные слюдяные пластинки.

Назеер Хусейн. Шахский выезд. Индия. Дели, XIX в. слоновая кость, акварель. Государственный Эрмитаж
Назеер Хусейн. Шахский выезд. Индия. Дели, XIX в. слоновая кость, акварель. Государственный Эрмитаж

На протяжении веков индийцы вставляли слюду в окна. Кроме того, слюду применяли при создании декоративных свадебных фонарей, подвесных ламп и массивных моделей надгробия имама ал-Хусайна. Однако в качестве материала основы живописи слюда начинает использоваться только с XVIII века для западного заказчика в рамках живописи Компании. Эти памятники неповторимы, так как производство их прекратилось в XIX веке. Крупнейшими центрами живописи на слюде были Муршидабад, Патна и Бенарес в Западной Индии. А в Южной Индии слюда добывалась в местечке Кудаппа и расписывалась в Тируччираппалли (Тричинополи). К последнему центру и относятся миниатюры из эрмитажного альбома. Южную живопись можно легко отличить по колориту, в котором преобладают сочный цвет парижской зелени, лимонно-жёлтый и оранжево-коричневый цвета.

На 35 миниатюрах, собранных в альбом, изображены мужчины и женщины, принадлежащие разным кастам, в национальных индийских одеждах. Сами миниатюры наклеены на листы альбома и подписаны на двух языках – английском и тамильском (одном из 22 индийских языков).

К сожалению, в настоящее время альбом не представлен на экспозиции Эрмитажа. Однако мы надеемся, что в скором времени посетители музея смогут его увидеть.

Более подробно о слюде можно узнать в Геологоразведочном музее Института Карпинского. Там же можно полюбоваться слюдяным окном из часовни XVII века.

#гео_эрмитаж #Эрмитаж_гости

Музеи
137 тыс интересуются