Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Бархатный сезон" (СССР–Швейцария, 1979), "Выкуп" (СССР, 1987), "Граница на замке" (СССР, 1938): "за" и "против"

Выкуп. СССР, 1987. Режиссер Александр Гордон. Сценаристы Александр Булганин, Николай Иванов. Актеры: Борис Щербаков, Эммануил Виторган, Ирина Метлицкая, Сергей Приселков, Олег Голубицкий, Алексей Иващенко, Георгий Мартиросьян, Омар Волмер, Роза Макагонова, Вероника Изотова, Борис Химичев и др. 19,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Александр Гордон (1931-2020) поставил девять полнометражных игровых фильмов, четыре из которых («Сергей Лазо», «Сватка в пурге», «Двойной обгон» и «Выкуп») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Отношение к этому фильму А. Гордона, рассказывающему о борьбе с жестокими террористами, отношение советской прессы было «кислым».

В «Советском экране» отмечалось, что «поклонники приключенческого жанра будут разочарованы: в фильме нет пиков высокого напряжения, события развиваются неторопливо, никто из персонажей особенно не нервничает, словно они уже ознакомились со сценарием и теперь спокойны за свою судьбу. Обилие второстепенных сюжетных линий размывает действие, отвлекает от главного, лишая зрителей элементарной возможности сопереживания» (Киселев, 1987: 9).

Так или иначе, пользуясь отсутствием конкуренции со стороны западных триллеров и боевиков, Александр Гордон в 1970–х – 1980–х годах собрал неплохой урожай зрительских симпатий, однако уже на старте 1990–х он почувствовал бесперспективность продолжения такого рода жанровых экспериментов в новых политических и экономических условиях и навсегда ушел из игрового кино…

Киновед Александр Федоров

-2

Бархатный сезон. СССР–Швейцария, 1979. Режиссер Владимир Павлович. Сценаристы Григорий Горин, Владимир Павлович. Актеры: Юозас Будрайтис, Татьяна Сидоренко, Александр Лазарев, Валентина Игнатьева, Сергей Бондарчук, Иннокентий Смоктуновский, Николай Крючков, Альгимантас Масюлис, Виктор Сергачёв, Юрий Яковлев, Игорь Васильев, Ирина Скобцева, Александр Вокач и др. 19,2 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Югославский режиссер Владимир Павлович (1930–1984) поставил этот фильм о событиях осени 1938 года, когда интербригадовцы хотят переправить во Францию детей из охваченной гражданской войной Испании…

В этой совместной постановке, рассказывающей о том, как бойцы испанской интернациональной бригады решили переправить на французскую территорию детей противников генерала Франко, все выглядит фальшивым и бутафорским с самого начала. Художественный уровень постановки, на мой взгляд, настолько низок, что даже самые знаменитые российские актеры выглядят на экране ряжеными. Здесь всё подается удручающе серьезно: и канкан с полуголыми девицами, и перестрелки. В духе индийских мелодрам выдержана история дочери миллионера, ставшей звездой кабаре.

Видимо, чувствуя неполнокровность, психологическую малодостоверность характеров и условность происходящего, авторы снова и снова разбавляют сюжет концертно-танцевальными номерами...

Понятно, что «Мосфильму» такая «фильмоединица» нужна была по соображениям «совместных постановок». Но чем этот проект, не сулящий никаких кассовых прибылей на Западе, мог заинтересовать швейцарскую фирму?

В год выхода в прокат «Бархатный сезон», собравший целый букет советских кинозвезд, хорошо прошел в прокате, но зрителей, разумеется, привлекли не только имена известных актеров, но и развлекательная составляющая сюжета (кабаре, красотки, песни, музыка и пр.).

А мнения сегодняшних зрителей о «Бархатном сезоне» отчетливо разделяются на «за» и «против» :

«За»: «Сейчас посмотрела фильм. Первый раз смотрела еще школьницей. Как и тогда восхищаюсь: сюжетом, музыкой Мурада Кажлаева, прекрасными актерами… Политический фильм сделан просто прекрасно» (Санти). «Этот фильм уникален тем, что попытался отразить преступную беспечность большинства разных слоев общества накануне второй мировой войны, хотя все признаки неизбежной катастрофы были налицо. Гражданская война в Испании должна была открыть глаза миру, Герника – вот первый звоночек. Но большинство решило, что лично его это не касается» (Лер).

«Против»: «Интересно что сценарий написал Г.Горин, очень интересный автор, его стиль похож на пьесы Е.Шварца. Тем не менее, диалоги очень пафосны или вымучены. Иногда кажется что герои не знают что бы еще сказать. Лучше бы он этого не писал...» (Хи). «Наверное, это худшее произведение Г. Горина. Сценарий и тексты пафосны и фальшивы до крайности. Страдания испанских детей никто не отменял, но результат – за фильм стыдно – неудобно за отличных, приличных и просто красивых актеров и актрис, занятых в такой пустышке» (Кинолюбитель). «Сценарий Горина, мягко говоря, глуповатый, с многочисленными логическими провалами. Режиссура слабенькая. Музыкальные нумера выглядят бездарной пародией на "Кабаре". Монтаж отвратительный. Боевые сцены поставлены откровенно халтурно» Геннадий).

Киновед Александр Федоров

-3

Граница на замке. СССР, 1938. Режиссер Василий Журавлев. Сценаристы Михаил Долгополов, Илья Бачелис. Актеры: Константин Нассонов, Семён Свашенко, Галина Могилевская, Константин Градополов, Виктор Аркасов и др. 19 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Василий Журавлев (1904–1987) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, шесть из них («Космический рейс», «Граница на замке», «Пятнадцатилетний капитан», «Черный бизнес», «Морской характер» и «Человек в штатском») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Фильм «Граница на замке» внес свой вклад в знаменитую «шпионскую серию» советских кинолент 1930–х.

Никакими художественными достоинствами эта лента, на мой взгляд, не отличалась, но благодаря популярной погранично–шпионской тематике она до сих пор привлекает зрителей:

«Посмотрела с огромным удовольствием. И фильм поставлен хорошо, и актеры прекрасные» (М. Новикова).

«Идеологическое правильное кино. Советские пограничники зорко охраняют границу, чтобы не один враг не прошмыгнул. Даже женщины колхозницы помогают задержать нарушителя» (Альбертыч).

«Фильм вполне себе добротный – детский, приключенческий... Удивила доярка с приграничного колхоза, что со словами "Работа не волк, в лес не убежит!", изящно "заламывает" диверсанта борцовским приёмом и удерживает его "в партере" до прихода пограничников... Хорош также проводник из местных с "ключевой" просьбой к диверсанту: "Денег не надо! Дайте докурить ваш импортный бычок!"» (Л. Деркач).

Киновед Александр Федоров