В 1960-е годы три основных партнера Killbery Industries, реализовывашие жатки братьев Киллбери через свои дилерские сети, – компании Cockshutt, Oliver и Minneapolis Moline – проходили через процедуру слияния.
В 1960 году фирма White Motor Company, известная как производитель тяжелых грузовиков, вышла на рынок сельхозтехники, приобретя Oliver Farm Equipment Company. В 1962 году White приобрела канадскую компанию Cockshutt Farm Equipment Limited, а в 1963 году – компанию Motec Industries Unc. и её дочернюю фирму Minneapolis-Moline Company. В 1969 году процесс слияния был завершен созданием единой компании – White Farm Equipment. В это время на первые роли в объединенной компании вышел Джозеф Эндрю Макдональд, который с 1971 года будет призван спасти Killbery Industries Ltd.
Джозеф Эндрю Макдональд
Джозеф Макдональд родился 17 августа 1974 года в окрестностях городка Антигониш в канадской провинции Новая Шотландия и был одним из 16 детей Алана и Мэри Макдональд. В годы второй мировой войны он служил офицером Королевских канадских ВВС и летал на 4-моторных Либерейторах. После окончания войны Джозеф Макдональд устроился на работу продавцом запчастей в дилерском центре компании Cockshutt в Труро (в Новой Шотландии). Его карьера Cockshutt продвигалась довольно быстро, он переводился в разные офисы по всей Канаде, а в 1957 году – пришел в головной офис компании в Брантфорде (Онтарио), где стал менеджером компании по продажам в Канаде.
После того, как Cockshutt в 1969 году влилась в новую компанию White Farm Equipment, Джозеф Макдональд стал вице-президентом и директором по маркетингу канадского отделения объединенной компании, а с 1970 года – занял пост президента White Farm Equipment Canada.
Однако обстановка, сложившаяся в White Farm Equipment, была такой, что когда к занимавшему высокий пост Джозефу Макдональду обратился за помощью Том Киллбери, с которым его связывали дружеские отношения, –Джозеф Макдональд принял предложение и перешел в маленькую, насчитывавшую всего 45 сотрудников, компанию Killbery Industries Ltd. Вот как об этом рассказывал его сын, Гарри Макдональд: «Для отца это были тяжелые времена в Уайте. Было много увольнений, и отец видел, как ушло много хороших друзей. Он подумал: „Мне нужно уйти отсюда, иначе это меня убьет“, – поэтому он был вполне готов принять предложение Тома Киллбери».
Макдональд увидел, что компания Killbery производит качественные, востребованные фермерами машины, но страдает от лишних расходов и от падения продаж из-за очередного спада на рынке сельхозтехники. Компания отчаянно нуждалась в притоке капитала, а вскоре Том Киллбери предложил Макдональду выкупить компанию. Собственных средств у Макдональда не было и по совету Тома Киллбери он обратился в банки с запросом о кредитовании. У него нечего было предложить банкирам в качестве залога, и ему один за другим отказали пять крупных национальных банков и два региональных. В последний момент, когда речь уже шла о введении внешнего управления компанией, он получил предложение о встрече от Джона Клегхорна из Mercantile Bank of Canada. После переговоров с Макдональдом и ознакомления с предприятием, Клегхорн согласился предоставить кредит.
Вот как об этом рассказывал Гарри Макдональд – сын Джозефа Макдональда, занявший после отца пост президента компании: «И вот он выходит с вице-президентом, молодым человеком по имени Джон Клегхорн. Моему отцу было 47 лет, а Клегхорну – 30, так что он был довольно молод для должности вице-президента канадского банка. После экскурсии по предприятию Клегхорн сказал отцу: „Я должен быть честен с вами, я знаю, что вы никогда раньше не начинали бизнес, ваш бизнес-план мог бы быть лучше, и у вас нет залога, но мы сделали предварительное исследование по вам, и все ваши рекомендации на пять с плюсом. Я поддержу вас, Джо, потому что такая компания, как ваша, заслуживает успеха, а вы – именно тот человек, который может это сделать“».
Компания получила передышку и Джозеф Макдональд взялся за налаживание дел. Том Фокс, который был его техническим директором, так рассказывал о деловых качествах Макдональда и о его подходе к построению команды: «Меня всегда удивляло, как мало он понимал во внутреннем устройстве нашей продукции. Он знал, что наши машины сделаны из стали и резины – и не более того. Но это не имело значения. Он мог нанять инженеров вроде меня, чтобы мы думали о механизмах. А его мастерство заключалось в общении с людьми, и в этом он был мастером. Он приходил в крупные компании и заключал сделки одним рукопожатием. Люди, знавшие Джо, понимали, что его слово – это его залог, и доверяли ему».
Успеху Макдональда, помимо его деловых качеств, в немалой степени способствовал рост цен на сельскохозяйственную продукцию, имевший место в начале и в середине 1970-х годов и вызвавший оживление на рынке сельскохозяйственной техники. В 1976 году компания MacDon переехала на новый завод, расположенный на западе Виннипега. На тот момент в компании работало 350 человек – в 7 раз больше, чем 5 годами ранее, перед приходом Джозефа Макдональда.
MacDon Hydro Mac
План Макдональда относительно будущего компании заключался в том, чтобы не конкурировать на рынке с такими гигантами, как International Harvester, Deere, White и Massey Ferguson. Компания MacDon должна была «превратить конкурентов в партнеров» и поставлять им технику для реализации через их дилерские сети. К тому времени основным заказчиком жаток MacDon была компания White Farm Equipment, но она не была достаточно крупной, чтобы удовлетворить амбиции MacDon, а к тому же и у них, так же, как и у других крупных компаний, уже имелись собственные модели самоходных жаток.
Для успеха избранной стратегии нужно было создать технически совершенную машину, настолько превосходящую собственные разработки этих гигантов, чтобы заинтересовать их в партнерстве. Возглавляемая всего одним инженером и работавшая в небольшой сварочной мастерской с земляным полом, команда MacDon в 1976 году создала прототип машины, получившей название MacDon Hydro Mac.
Новая жатка Hydro Mac основывалась на проверенной и доведенной до совершенства концепции транспортерной жатки Killbery, но выполненной на совершенно новом техническом уровне. У жатки по прежнему было два ведущих передних колеса и флюгерное заднее опорное колесо, но вместо двух рычагов поворот жатки управлялся теперь рулевым колесом. Главным отличием новой машины стали две бортовых гидростатических трансмиссии (ГСТ), каждая из которых представляла из себя единый блок из насоса и гидромотора. Каждая ГСТ приводилась от двигателя ременной передачей и через цепную передачу вращала колесо соответствующего борта (левое или правое). Благодаря таким бортовым бесступенчатым трансмиссиям можно было не только плавно изменять скорость движения, но и плавно поворачивать – за счет разной скорости вращения левого и правого ведущего колеса.
Общая компоновка с двигателем позади оператора и организация рабочего места на MacDon Hydro Mac не были уникальными, как и использование гидростатической трансмиссии: схожие машины со второй половины 1960-ых годов выпускала компания Massey Ferguson – это была самоходная жатка MF 36 и сменившая её MF 44.
Однако, Макдональду удалось воспользоваться противоречиями между основными подразделениями Massey Ferguson (между управляющими товарных групп и разработчиками), которые оказались сильнее соперничества с внешним конкурентом. Макдональд добился сравнительных испытаний своей машины с разработкой инженеров Massey Ferguson, в ходе которых жатка MacDon одержала победу. Вскоре компания MacDon получила контракт на поставку 2500 жаток, 1400 из которых были изготовлены в том же году – под маркой Massey Ferguson 655.
Вскоре, помимо компании White, традиционного партнера для Killbery и MacDon, к Massey Ferguson присоединились фирмы International Harvester, New Holland и Deere. MacDon успешно пережила рецессию начала 1980-ых годов, ставшую смертельной для компаний White и International Harvester. С середины 1980-х годов новая жатка MacDon модели 6000 продавалась под марками Case International 6000, John Deere 2360 и Massey Ferguson 885.
С начала 1980-х годов MacDon стала крупнейшим в мире производителем самоходных валковых жаток. Будущее компании казалось обеспеченным.
Но не тут-то было...
Начало истории:
Часть 1 - Killbery Industries Ltd.
Продолжение:
Часть 3 - Кризис 1986 года и обретение брэнда