В России 28 марта в повторный прокат вышла сатирическая комедия Романа Полански «Резня» (2011). Это история о двух супружеских парах — Пенелопы и Майкла Лонгстритов (Джоди Фостер и Джон Си Райли) с одной стороны и Алана и Нэнси Коэнов (Кейт Уинслет и Кристоф Вальц) с другой. На протяжении всего фильма они выясняют отношения из-за драки их сыновей. Цивилизованно разрешить конфликт никак не получается. Атмосфера в модной бруклинский квартире, где происходит действие, накаляется с каждой минутой. Агрессия, скрывающаяся за добродушными улыбками, обильно выплескивается наружу, и поначалу вежливый разговор внезапно перерастает в словесную резню.
Замкнутое пространство, ограниченное количество персонажей, безудержные разговоры или томное молчание… Наш автор Амалия Баби составила подборку из не менее увлекательных камерных фильмов, похожих на «Резню».
«Комната страха» / Panic Room (2002)
Реж. Дэвид Финчер
Мэг Олтман (Джоди Фостер) после развода переезжает с дочерью Сарой (Кристен Стюарт) в новый дом в престижном районе. Помещение оборудовано так называемой «панической комнатой» — местом, в котором можно спрятаться в случае проникновения в дом грабителей. Незваные гости заявляются в первую же ночь и на протяжении всего фильма отчаянно пытаются вызволить мать и дочь из этого стального сейфа, так как открывается он только изнутри.
Кто-то считает, что в «Комнате страха» Финчер просто проделал формалистское упражнение, ограничив себя в пространстве и актерах; другие же верят, что все куда глубже и этой картиной режиссер попал в нерв общества — показав повсеместно распространившуюся, не всегда выручающую систему слежения.
И снова Джоди Фостер в главной роли. Интересно, что изначально Мэг Олтман должна была играть Николь Кидман, но это был бы уже совсем другой фильм. После утверждения Фостер на роль Мэг образ героини претерпел изменения, и даже пришлось поменять некоторые реплики. «Таксист», «Обвиняемые», «Молчание ягнят» — Финчер был убежден, что в «беспомощную» Фостер никто не поверит. А Николь Кидман без партии не осталась — актриса стала голосом подруги бывшего мужа Мэг, доносящимся из телефонной трубки.
«Кухонные байки» / Salmer fra kjøkkenet (2005)
Реж. Бент Хамер
Шведские ученые проводят эксперименты с кухонным оборудованием для оптимизации работы домохозяек. Исследование настолько разрослось, что поведение на кухне начали изучать не только на родине и не только среди женщин. Ученые обнаружили сельский регион в Норвегии с избытком холостяков, и отправили туда своих специалистов. Так в жизнь одинокого старика Изака (Йоахим Кальмейер) внезапно врывается наблюдатель Фольке (Томас Норстрём).
Согласно условиям исследования, Фольке должен ночью спать в трейлере, припаркованном рядом с домом Изака, а днем сидеть на кухне и фиксировать все его перемещения. Наблюдатели имеют право приходить и уходить, когда захотят. Жильцам ни в коем случае нельзя с ними разговаривать или включать их в процессы, происходящие на кухне. Все это прописано в условиях эксперимента. Но проблема в том, что Изак согласился на исследование по ошибке. Первое время он не впускает Фольке в дом. Когда тот все же проникает в него, Изак намеренно не пользуется кухней и всячески издевается над социологом.
Интересно, что исследователи задаются целью создать комфорт и для этого стесняют другого человека в его собственном доме, тем самым создавая дискомфорт. Но это оборачивается настоящей дружбой. «Кухонные байки» — трогательная история о двух одиночествах, которые принесли в жизни друг друга сначала стресс, а затем радость.
«Любовь по вызову» / Good Luck to You, Leo Grande (2022)
Реж. Софи Хайд
После смерти мужа 55-летняя школьная учительница Нэнси (Эмма Томпсон) решает изучить свою сексуальность — супруг был хорошим человеком, но плохим любовником и даже не подозревал об этом. Нэнси нанимает 20-летнего жиголо Лео Гранде (Дэрил Маккормак). Снимает для них номер в дорогом отеле. Программа минимум — впервые в жизни испытать оргазм и попробовать какую-нибудь позу помимо миссионерской. Однако женщине при всем желании сложно пойти на такой шаг. В таком случае молодой человек предлагает для начала познакомиться поближе.
Они увидятся несколько раз. Встречи будут сопровождаться не только телесными практиками, но и откровенными разговорами, которые изменят жизнь обоих. «Любовь по вызову» — нестандартный ромком, беззастенчиво затрагивающий табуированные темы. Фильм безжалостно расправляется с киношными стереотипами и в легкую обманывает зрительские ожидания. Секс-работника нанимает женщина, и не просто женщина, а чопорная учительница по основам религии; сам секс-работник утверждает, что пришел к такой жизни осознанно; воспевается не любовь, как высокое чувство, а плотское удовольствие. В конце концов, картину стоит посмотреть ради невероятного перформанса Эммы Томпсон. Такой вы ее еще нигде не видели.
«Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники» / The Darjeeling Limited (2007)
Реж. Уэс Андерсон
Не могли не включить этот фильм в нашу подборку, ведь герои Джоди Фостер и Джона Си Райли в «Резне» любя называют друг друга «Дарджилинг». Супружеская пара провела свой медовый месяц в Индии. Семейное прозвище родилось благодаря схожести слова «Дарджилинг» с «дарлинг» (darling — в переводе с английского «дорогой»).
Сам фильм Уэса Андерсона рассказывает о путешествии трех братьев на поезде в Индию. Фрэнсис (Оуэн Уилсон), Питер (Эдриен Броуди) и Джек (Джейсон Шварцман), не видевшие друг друга уже год с момента похорон их отца, воссоединяются, чтобы навестить мать (Анджелика Хьюстон). Женщина руководит монастырем в Гималаях. По дороге братья переживают приключения, преодолевают трудности и заодно выстраивают взаимоотношения между собой. А в поезде у Андерсона целый мир. Хочется пропустить все остановки и остаться в нем навсегда.
«12 разгневанных мужчин» / 12 Angry Men (1957)
Реж. Сидни Люмет
В нью-йоркском суде 18-летнего иммигранта обвиняют в убийстве собственного отца. Юношу отправят на электрический стул, если двенадцать присяжных единогласно вынесут вердикт. Все кроме одного убеждены, что молодой человек виновен. Мужчина (Генри Фонда) решает убедить остальных, что смертный приговор повесили не на того человека.
Комната, 12 мужчин, полтора часа содержательного разговора — в судебной драме Сидни Люмета нет ничего лишнего. У героев даже имен нет, нам известны лишь профессии, а психологический портрет можно составить, наблюдая за поведением и анализируя личные истории. Несмотря на ограниченность пространства фильм невероятно увлекательный. Одна из величайших голливудских картин, которую должен посмотреть каждый.
Автор: Амалия Баби
------------------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!