Найти тему
ЮФУ | SFEDU

Снизить количество несчастных случаев: студенты ЮФУ разрабатывают систему подавления беспроводных сигналов на железнодорожных переходах

Студенты Южного федерального университета по заказу РЖД разрабатывают систему, способную отключать беспроводные наушники и гарнитуры при приближении к железнодорожным путям. Отладка приборов и ПО прошла в лабораторных условиях и в ближайшее время планируется провести испытания в реальных условиях.

Старшекурсники Института радиотехнических систем и управления Южного федерального университета, работающие над инновационными идеями и разработками в Центре проектной деятельности ИРТСУ ЮФУ, взялись за выполнение кейс-задания от Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Проект направлен на создание инновационной системы подавления сигналов беспроводной связи для носимой электроники на железнодорожных переходах, с целью снижения травматизма и несчастных случаев и существенного усиления существующей системы безопасности.

Лидер проекта, техник-проектировщик Передовой инженерной школы ЮФУ «Инженерия киберплатформ», четверокурсник Вадим Кошенский отметил, что проект социально значимый и не имеет аналогов на отечественном рынке.

«Система воздействует только на беспроводные каналы связи и не оказывает влияния на кардиостимуляторы, слуховые аппараты и тому подобные устройства жизненной необходимости. Мы отрабатываем метод избирательного подавления беспроводной связи, основанный на анализе Bluetooth и Wi-Fi сигналов в зоне действия установки, а также разрабатываем уникальные алгоритмы обнаружения приближения пешеходов к железнодорожным переходам. Именно эти два нововведения обеспечат системе подавления наибольший рабочий ресурс», — рассказал Вадим Кошенский.

-2

Дополнительно командой проекта планируется разработать метод оценки паттернов поведения пешеходов при подавлении беспроводной связи. Это позволит набрать статистические данные поведения людей вблизи железнодорожного полотна при внезапном пропадании Bluetooth и Wi-Fi.

Молодые разработчики определили принципы и особенности работы и функционирования своего изобретения, закупили необходимые детали и собрали прототип. Руководство СКЖД предоставило ребятам в качестве полигона для экспериментов один из пешеходных переходов через ж/д пути в Ростове-на-Дону.

-3

С результатами первых экспериментов студенты ЮФУ выступили на Дне инноваций РЖД и в молодёжном конкурсе проектов РЖД «Новое звено». Перспективность представленного решения проекта была высоко оценена представителями Северо-Кавказского центра инновационного развития РЖД и другими участниками форума.

-4

«Параллельно мы разослали письма в ведущие кардиологические центры и производителям подавителей с запросами о возможном влиянии систем подавления беспроводной связи 2.4 ГГц на кардиостимуляторы, чтобы ещё раз убедится в абсолютной безопасности прибора. Были организованы встречи и совещания, как очные, так и дистанционные, с представителями ОАО «РЖД» с целью детальной проработки предлагаемых решений и корректировки дальнейших шагов развития проекта», — подчеркнул Вадим Кошенский.

Сейчас команда студентов ЮФУ продолжает активную разработку системы и старается получить патент на уже разработанные алгоритмы и программное обеспечение. Научный руководитель проекта — доцент кафедры систем автоматического управления ИРТСУ ЮФУ Юрий Заргарян.