После удачного выступления в зале The Oval с THE WHO в качестве хедлайнеров было решено отправиться в первое турне по США, которое должно было сыграть серьезную роль в карьере ATOMIC ROOSTER. Летом 1971 года с успехом прошли еще одни гастроли. Группа выступила в лос-анджелесском клубе The Troubadour и в нью-йоркском зале Fillmore East, посетила европейские страны. В Германии произошел неприятный инцидент. Машина с музыкантами попала в аварию, Хаммонд сломал ногу и выбыл из строя на несколько недель. К тому же опять начались трения. Не всем пришелся по вкусу крен в сторону фанка и музыки соул. Последнее слово осталось за Винсентом Крейном как за лидером и отцом-основателем. Состав группы вновь претерпевает изменения.
Ушел Питер Френч (сначала он пел в CACTUS, а в конце 1970-х работал с немецкой хард-роковой формацией RANDY PIE и группой LEAFHOUND), а спевшаяся парочка Пол Хаммонд и Джон Дюкэнн образовали свою группу BULLET (вскоре переименованную в HARD STUFF), с которой они записали два великолепных альбома на фирме Purple Records, причем именно в том демонически-смурном стиле, который принес популярность ATOMIC ROOSTER.
Позже Дюкэнн работал с THIN LIZZY (заменив Гэри Мура (Gary Moore), ушедшего в реинкарнированный Colosseum), гастролируя с ними по Европе, а также сотрудничал с рокерами из STATUS QUO. Он сделал удачную сольную карьеру, подписав контракт с фирмой Arista. Его первый сингл с песней «Throw Him In Jail» был назван в газете NME синглом недели.
Ютуб-канал Just Add Water Records
В 1977 году Дюкэнн записал дебютный альбом The World’s Not Big Enough, который, к сожалению, был положен на полку и появился в виде компакт-диска лишь в 1999 году. Следующие два года Джон сочинял мелодии для телерекламы, в том числе джинсов фирмы Lee Cooper. В результате у него родилась песня «Don’t Be A Dummy», попавшая в британскую двадцатку хитов.
Но вернемся к ATOMIC ROOSTER. Крейн недолго оставался в одиночестве. Он вновь пригласил барабанщика Рика Парнелла (который некоторое время играл с ATOMIC ROOSTER, когда из нее ушел Карл Палмер), гитариста из Манчестера Стива Болтона (Steve Bolton) и басиста Билла Смита (Bill Smith). Крэйну даже удалось разыскать и уговорить войти в состав своей команды уже упоминавшегося в 1-й части нашего рассказа уникального британского вокалиста по имени Крис Фэрлоу.
Начинал Фэрлоу свою карьеру в музыке с обработки соул-каверов Рэя Чарльза (Ray Charles) и Отиса Реддинга (Otis Redding). Его исполнительская манера так пленила «стоунзов» Мика Джэггера (Mick Jagger) и Кита Ричардса (Keith Richards), что они предложили Крису спеть две свои песни – «Out Of Time» и «Paint It Black», и сами же их спродюсировали для него. Обе песни в исполнении Фэрлоу возглавили британский хит-парад. После серии сольных пластинок Крис организовал ритм‑энд‑блюзовую группу THUNDERBIRDS, которая была весьма популярна в середине 1960-х. После ее распада Фэрлоу, по приглашению Джона Хайзмена (Jon Hiseman), играл в его джаз-роковой формации COLOSSEUM, а также участвовал в записи сольника члена группы – саксофониста Дика Хекстолл-Смита (Dick Heckstall-Smith).
В обновленном составе в 1972 году ATOMIC ROOSTER подписали контракт с Dawn Records и записали альбом Made In England, который вышел в октябре.
Chris Farlowe – vocals; Vincent Crane – Hammond organ, piano, electric pianos, A.R.P. Synthesizer; Steve Bolton – electric guitars, 12-string guitar; Rick Parnell – drums, congas, timbales and additional percussion, vocals on «Little Bit Of Inner Air»; + Bill Smith – electric bass on «Stand By Me»; Doris Troy and Liza Strike – backing vocals on «Stand By Me» and «People You Can’t Trust».
Этот альбом в значительной мере реабилитировал ATOMIC ROOSTER в лице их поклонников и восстановил культовый статус группы. Новый вокалист – легенда британского ритм-энд-блюза – Крис Фэрлоу и обилие духовых инструментов (иногда вполне уместных) – вот в чем заключалось новое «оружие» Винсента Крэйна.
На этом лонгплее нет «проходных» вещей, и все песни хороши, каждая по-своему, но особенно удалась вторая сторона, с такими композициями, как драматическая «Space Cowboy», фанковая «People You Can’t Trust» (написана после того, как у Болтона украли две гитары во время благотворительного лондонского концерта для R.S.P.C.A.) и «All In Satan’s Name» с коронной сатанинской тематикой. Стоит отметить стилистическое разнообразие альбома. Кроме уже названных вещей на нем можно услышать джазовое пианино и медную секцию в «Time Take My Life», балладу «Never To Lose», соул с использованием эффекта «квакушка» в «Stand By Me».
Интересные факты:
- британский вариант оформления пластинки – белая картонная коробка, обтянутая джинсовой материей зеленого цвета с двумя швами и пришитым лейблом, на котором оранжевым цветом написано «Atomic Rooster – Made In England». На вкладыше было помещено цветное фото группы;
- американское издание выглядит по иному. На передней обложке изображен «атомный петушок» во всей своей боевой красе (кроме того, вообще убрана «Introduction»).
Также на сингле были выпущены две песни – «Stand By Me» и «Save Me», но особого успеха они не имели.
Жаль, но за исключением, пожалуй, «All In Satan’s Name», мало что напоминало об их ранних опусах: ATOMIC ROOSTER перестали быть явно выраженной "демонической" командой. Альбом получился облегченным, хотя и мелодичным, и довольно интересным. На подпевках отлично поработали две подружки-вокалистки Дорис Трой (Doris Troy) и Лиза Страйк (Liza Strike) (обе ex-ADWELLA’S DREAM и FAMILY DOGG), которые позже пели вместе в EDGAR BROUGHTON BAND, ну и, конечно же, на The Dark Side Of The Moon группы PINK FLOYD.
Группа отправилась в свое второе мировое турне, дав концерты в лос-анджелесском Amphitheatre, техасском Rose Bowl и выступив на фестивале в Дюссельдорфе с DEEP PURPLE и FREE. Группа появилась на французском телевидении.
Ютуб-канал Esotereclectic
Чуть позже у Крейна начался очередной нервный срыв и недовольные его нападками Билл Смит (участвовавший в записи всего одного трека) и Стив Болтон ушли из группы. Но без работы они не остались. Смит стал записываться с Джоном Лонгом Болдри (John Long Baldry), а потом вошел в состав JADE WARRIOR, записав также свой сольник Pic & Bill в 1978 году вместе с Чарльзом Пикинсом (Charles Pickins). Болтон работал с HEADSTONE (1974-75 гг.), Joe O’Donnell Band (1978 г.) и вообще пользовался большим спросом как студийный музыкант.
В декабре 1972 года в ATOMIC ROOSTER пришел гитарист Джонни Мандала (Johnny Mandala, ex-BABYLON и STEAMHAMMER), которого на самом деле звали Джон Мэнделла (John Mandella). Вместе с ним в 1973 году был записан и выпущен считающийся слабым альбом Nice’n’Greasy.
Chris Farlowe – vocals; Vincent Crane – Hammond organ, electric piano, piano, A.R.P. synthesizer; Johnny Mandala – electric guitar; Rick Parnell – drumkit, percussion.
Более слабая, по мнению критиков, чем предыдущий альбом, работа, которая, тем не менее, выполнена безукоризненно. Открывается альбом песней «All Across The Country» о полисмене, который постоянно следит за длинноволосой молодежью. «Save Me» – ядреный «болотный» фанк с примесью соул, следует, по мнению Крэйна, слушать «в полночь возле семейного склепа, когда луна освещает надгробья».
Эпическая «Voodoo In You» – это кавер-версия из альбома Ton Ton Macoute и звучит она гораздо медленнее, чем оригинал. Еще один фанковый номер – «Take One Toke», за которым следует грустная баллада «Can’t Find A Reason». Ее сюжет таков: «ваша подружка сбежала к молочнику, или ваш дружок сбежал в пивную, или любые комбинации из возможных».
«Goodbye Planet Earth», сочиненная Джонни Мандалой, отражает философию, которую исповедуют он и его коллеги по группе. Речь идет скорее не о том, что наша Земля рано или поздно погибнет от экологической или атомной катастрофы, а о том, что рано или поздно все мы вынуждены будем сказать последнее «прости» нашей бренной жизни. В «Satan’s Wheel» Крэйн не только возвращается к своей излюбленной теме, но и еще раз доказывает свое мастерство исполнителя.
Вот что написано им об этой песне в примечании на внутренней обложке альбома: «Для тех, кто интересуется сигнатурой и музыкальным размером, замечу, что песня написана в основном в размере 10/8, в средней части размер несколько раз меняется, от 4/4 к 7/8, 6/8 и 5/8, а в конце концов мы возвращаемся к риффу 10/8. В финале первые две темы сочетаются между собой, а короткое соло на пианино претерпевает несколько превращений. Всё это усложняется тем, что аккорды постоянно меняются, от мажора к минору и от Си бемоль к До. Для тех, кто не понимает всю эту техническую ерунду, скажу, что для меня было чертовски трудно сыграть это специфическое соло».
Интересные факты: в таком песенном варианте (об ином смотри ниже) альбом выходил только в Великобритании и в Канаде;
на британском варианте обложки была изображена тарелка с только что приготовленной «глазуньей», в которой кто-то затушил свой окурок.
В итоге имеем очень даже неплохой альбом с сильным ритм-энд-блюзовым влиянием. Просто он еще хуже предыдущего вписывался в стилистику ранних альбомов группы. Крейн и сотоварищи отправились на поиски новых трепетных ощущений в вудуистские джунгли соула и ритм-энд-блюза (темнокожий певец/секс-машина Джеймс Браун (James Brown) в юности был кумиром для Крейна). И многие из поклонников ATOMIC ROOSTER отказались за ними последовать.
У Nice’n’Greasy есть вариант с немного другим трек-листом. Вместо двух песен в конце каждой стороны пластинки поставлены другие композиции. Он был выпущен в Штатах под названием Atomic Rooster IV.
Но более всех остальных отличились немцы. Трек-лист они взяли из американского издания, название - из британского. А обложку сделали оригинальную. И она хороша...
Любопытные факты.:
- название альбома Nice’n’Greasy может переводиться по-разному – «Милый и Приторный» или «Тонкий и Скользкий (Непристойный)».
- в Штатах альбом был назван четвертым (IV), хотя на самом деле у группы он был пятым. Дело в том, что к этому времени дебютный лонгплей по неизвестной причине так и не был издан в США.
Весной 1974 года группа дала серию концертов в городах Испании, Италии, Германии, Голландии и Португалии, уйдя из-под опеки Gaff Management. В 1975 году, после еще одного турне по Бельгии, Франции, Италии и Испании Крис Фэрлоу, решив воссоздать свою старую группу THUNDERBIRDS, уходит из ATOMIC ROOSTER. Рика Парнелла пригласили в NOVA, Мандала принял предложение от Brand X (причем, в ней он играл уже под именем Джона Гудсолла (John Goodsall)!) и, таким образом, Атомный Петушок вновь развалился на составные части.
Продолжение следует.
Автор, редактор - Александр Галин. Дополнительное редактирование, дополнительный текст и вставка музыкальных фрагментов - БиС
Предыдущие материалы по теме:
Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Rock-ExPress.ru