Найти в Дзене
Рок на БиС

Рок-кладовая Александра Галина. ATOMIC ROOSTER. Часть 2. Эксперименты со стилистикой и распад

После удачного выступления в зале The Oval с THE WHO в качестве хедлайнеров было решено отправиться в первое турне по США, которое должно было сыграть серьезную роль в карьере ATOMIC ROOSTER. Летом 1971 года с успехом прошли еще одни гастроли. Группа выступила в лос-анджелесском клубе The Troubadour и в нью-йоркском зале Fillmore East, посетила европейские страны. В Германии произошел неприятный инцидент. Машина с музыкантами попала в аварию, Хаммонд сломал ногу и выбыл из строя на несколько недель. К тому же опять начались трения. Не всем пришелся по вкусу крен в сторону фанка и музыки соул. Последнее слово осталось за Винсентом Крейном как за лидером и отцом-основателем. Состав группы вновь претерпевает изменения.

Ушел Питер Френч (сначала он пел в CACTUS, а в конце 1970-х работал с немецкой хард-роковой формацией RANDY PIE и группой LEAFHOUND), а спевшаяся парочка Пол Хаммонд и Джон Дюкэнн образовали свою группу BULLET (вскоре переименованную в HARD STUFF), с которой они записали два великолепных альбома на фирме Purple Records, причем именно в том демонически-смурном стиле, который принес популярность ATOMIC ROOSTER.

Позже Дюкэнн работал с THIN LIZZY (заменив Гэри Мура (Gary Moore), ушедшего в реинкарнированный Colosseum), гастролируя с ними по Европе, а также сотрудничал с рокерами из STATUS QUO. Он сделал удачную сольную карьеру, подписав контракт с фирмой Arista. Его первый сингл с песней «Throw Him In Jail» был назван в газете NME синглом недели.

Ютуб-канал Just Add Water Records

В 1977 году Дюкэнн записал дебютный альбом The World’s Not Big Enough, который, к сожалению, был положен на полку и появился в виде компакт-диска лишь в 1999 году. Следующие два года Джон сочинял мелодии для телерекламы, в том числе джинсов фирмы Lee Cooper. В результате у него родилась песня «Don’t Be A Dummy», попавшая в британскую двадцатку хитов.

Но вернемся к ATOMIC ROOSTER. Крейн недолго оставался в одиночестве. Он вновь пригласил барабанщика Рика Парнелла (который некоторое время играл с ATOMIC ROOSTER, когда из нее ушел Карл Палмер), гитариста из Манчестера Стива Болтона (Steve Bolton) и басиста Билла Смита (Bill Smith). Крэйну даже удалось разыскать и уговорить войти в состав своей команды уже упоминавшегося в 1-й части нашего рассказа уникального британского вокалиста по имени Крис Фэрлоу.

Начинал Фэрлоу свою карьеру в музыке с обработки соул-каверов Рэя Чарльза (Ray Charles) и Отиса Реддинга (Otis Redding). Его исполнительская манера так пленила «стоунзов» Мика Джэггера (Mick Jagger) и Кита Ричардса (Keith Richards), что они предложили Крису спеть две свои песни – «Out Of Time» и «Paint It Black», и сами же их спродюсировали для него. Обе песни в исполнении Фэрлоу возглавили британский хит-парад. После серии сольных пластинок Крис организовал ритм‑энд‑блюзовую группу THUNDERBIRDS, которая была весьма популярна в середине 1960-х. После ее распада Фэрлоу, по приглашению Джона Хайзмена (Jon Hiseman), играл в его джаз-роковой формации COLOSSEUM, а также участвовал в записи сольника члена группы – саксофониста Дика Хекстолл-Смита (Dick Heckstall-Smith).

В обновленном составе в 1972 году ATOMIC ROOSTER подписали контракт с Dawn Records и записали альбом Made In England, который вышел в октябре.

Chris Farlowe – vocals; Vincent Crane – Hammond organ, piano, electric pianos, A.R.P. Synthesizer; Steve Bolton – electric guitars, 12-string guitar; Rick Parnell – drums, congas, timbales and additional percussion, vocals on «Little Bit Of Inner Air»; + Bill Smith – electric bass on «Stand By Me»; Doris Troy and Liza Strike – backing vocals on «Stand By Me» and «People You Can’t Trust».

Этот альбом в значительной мере реабилитировал ATOMIC ROOSTER в лице их поклонников и восстановил культовый статус группы. Новый вокалист – легенда британского ритм-энд-блюза – Крис Фэрлоу и обилие духовых инструментов (иногда вполне уместных) – вот в чем заключалось новое «оружие» Винсента Крэйна.
На этом лонгплее нет «проходных» вещей, и все песни хороши, каждая по-своему, но особенно удалась вторая сторона, с такими композициями, как драматическая «Space Cowboy», фанковая «People You Can’t Trust» (написана после того, как у Болтона украли две гитары во время благотворительного лондонского концерта для R.S.P.C.A.) и «All In Satan’s Name» с коронной сатанинской тематикой. Стоит отметить стилистическое разнообразие альбома. Кроме уже названных вещей на нем можно услышать джазовое пианино и медную секцию в «Time Take My Life», балладу «Never To Lose», соул с использованием эффекта «квакушка» в «Stand By Me».
Интересные факты:
- британский вариант оформления пластинки – белая картонная коробка, обтянутая джинсовой материей зеленого цвета с двумя швами и пришитым лейблом, на котором оранжевым цветом написано «Atomic Rooster – Made In England». На вкладыше было помещено цветное фото группы;
- американское издание выглядит по иному. На передней обложке изображен «атомный петушок» во всей своей боевой красе (кроме того, вообще убрана «Introduction»).
Варианты оформления пластинки "Made In England". Великобритания (1,6), США (2), Германия (3-5), ЮАР (7), Бразилия (8), Италия (9), Япония (10), Австралия (11)
Варианты оформления пластинки "Made In England". Великобритания (1,6), США (2), Германия (3-5), ЮАР (7), Бразилия (8), Италия (9), Япония (10), Австралия (11)

Также на сингле были выпущены две песни – «Stand By Me» и «Save Me», но особого успеха они не имели.

Жаль, но за исключением, пожалуй, «All In Satan’s Name», мало что напоминало об их ранних опусах: ATOMIC ROOSTER перестали быть явно выраженной "демонической" командой. Альбом получился облегченным, хотя и мелодичным, и довольно интересным. На подпевках отлично поработали две подружки-вокалистки Дорис Трой (Doris Troy) и Лиза Страйк (Liza Strike) (обе ex-ADWELLA’S DREAM и FAMILY DOGG), которые позже пели вместе в EDGAR BROUGHTON BAND, ну и, конечно же, на The Dark Side Of The Moon группы PINK FLOYD.

Группа отправилась в свое второе мировое турне, дав концерты в лос-анджелесском Amphitheatre, техасском Rose Bowl и выступив на фестивале в Дюссельдорфе с DEEP PURPLE и FREE. Группа появилась на французском телевидении.

Ютуб-канал Esotereclectic

Чуть позже у Крейна начался очередной нервный срыв и недовольные его нападками Билл Смит (участвовавший в записи всего одного трека) и Стив Болтон ушли из группы. Но без работы они не остались. Смит стал записываться с Джоном Лонгом Болдри (John Long Baldry), а потом вошел в состав JADE WARRIOR, записав также свой сольник Pic & Bill в 1978 году вместе с Чарльзом Пикинсом (Charles Pickins). Болтон работал с HEADSTONE (1974-75 гг.), Joe O’Donnell Band (1978 г.) и вообще пользовался большим спросом как студийный музыкант.

В декабре 1972 года в ATOMIC ROOSTER пришел гитарист Джонни Мандала (Johnny Mandala, ex-BABYLON и STEAMHAMMER), которого на самом деле звали Джон Мэнделла (John Mandella). Вместе с ним в 1973 году был записан и выпущен считающийся слабым альбом Nice’n’Greasy.

Chris Farlowe – vocals; Vincent Crane – Hammond organ, electric piano, piano, A.R.P. synthesizer; Johnny Mandala – electric guitar; Rick Parnell – drumkit, percussion.

Более слабая, по мнению критиков, чем предыдущий альбом, работа, которая, тем не менее, выполнена безукоризненно. Открывается альбом песней «All Across The Country» о полисмене, который постоянно следит за длинноволосой молодежью. «Save Me» – ядреный «болотный» фанк с примесью соул, следует, по мнению Крэйна, слушать «в полночь возле семейного склепа, когда луна освещает надгробья».
Эпическая «Voodoo In You» – это кавер-версия из альбома Ton Ton Macoute и звучит она гораздо медленнее, чем оригинал. Еще один фанковый номер – «Take One Toke», за которым следует грустная баллада «Can’t Find A Reason». Ее сюжет таков: «ваша подружка сбежала к молочнику, или ваш дружок сбежал в пивную, или любые комбинации из возможных».
«Goodbye Planet Earth», сочиненная Джонни Мандалой, отражает философию, которую исповедуют он и его коллеги по группе. Речь идет скорее не о том, что наша Земля рано или поздно погибнет от экологической или атомной катастрофы, а о том, что рано или поздно все мы вынуждены будем сказать последнее «прости» нашей бренной жизни. В «Satan’s Wheel» Крэйн не только возвращается к своей излюбленной теме, но и еще раз доказывает свое мастерство исполнителя.
Вот что написано им об этой песне в примечании на внутренней обложке альбома: «Для тех, кто интересуется сигнатурой и музыкальным размером, замечу, что песня написана в основном в размере 10/8, в средней части размер несколько раз меняется, от 4/4 к 7/8, 6/8 и 5/8, а в конце концов мы возвращаемся к риффу 10/8. В финале первые две темы сочетаются между собой, а короткое соло на пианино претерпевает несколько превращений. Всё это усложняется тем, что аккорды постоянно меняются, от мажора к минору и от Си бемоль к До. Для тех, кто не понимает всю эту техническую ерунду, скажу, что для меня было чертовски трудно сыграть это специфическое соло».
Интересные факты: в таком песенном варианте (об ином смотри ниже) альбом выходил только в Великобритании и в Канаде;
на британском варианте обложки была изображена тарелка с только что приготовленной «глазуньей», в которой кто-то затушил свой окурок.

В итоге имеем очень даже неплохой альбом с сильным ритм-энд-блюзовым влиянием. Просто он еще хуже предыдущего вписывался в стилистику ранних альбомов группы. Крейн и сотоварищи отправились на поиски новых трепетных ощущений в вудуистские джунгли соула и ритм-энд-блюза (темнокожий певец/секс-машина Джеймс Браун (James Brown) в юности был кумиром для Крейна). И многие из поклонников ATOMIC ROOSTER отказались за ними последовать.

У Nice’n’Greasy есть вариант с немного другим трек-листом. Вместо двух песен в конце каждой стороны пластинки поставлены другие композиции. Он был выпущен в Штатах под названием Atomic Rooster IV.

Обложка альбома взята на discogs.com
Обложка альбома взята на discogs.com

Но более всех остальных отличились немцы. Трек-лист они взяли из американского издания, название - из британского. А обложку сделали оригинальную. И она хороша...

Обложка альбома взята на discogs.com
Обложка альбома взята на discogs.com

Любопытные факты.:

- название альбома Nice’n’Greasy может переводиться по-разному – «Милый и Приторный» или «Тонкий и Скользкий (Непристойный)».

- в Штатах альбом был назван четвертым (IV), хотя на самом деле у группы он был пятым. Дело в том, что к этому времени дебютный лонгплей по неизвестной причине так и не был издан в США.

Весной 1974 года группа дала серию концертов в городах Испании, Италии, Германии, Голландии и Португалии, уйдя из-под опеки Gaff Management. В 1975 году, после еще одного турне по Бельгии, Франции, Италии и Испании Крис Фэрлоу, решив воссоздать свою старую группу THUNDERBIRDS, уходит из ATOMIC ROOSTER. Рика Парнелла пригласили в NOVA, Мандала принял предложение от Brand X (причем, в ней он играл уже под именем Джона Гудсолла (John Goodsall)!) и, таким образом, Атомный Петушок вновь развалился на составные части.

Продолжение следует.

Автор, редактор - Александр Галин. Дополнительное редактирование, дополнительный текст и вставка музыкальных фрагментов - БиС

Предыдущие материалы по теме:

Рок-кладовая Александра Галина | Рок на БиС | Дзен

Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Rock-ExPress.ru

Логотип издательства
Логотип издательства