Сейчас заботе о ментальном здоровье уделяется все больше внимания, а поход к психологу стал частью обыденной жизни человека. При этом, существует большое количество различных психотерапевтических направлений и методов. КПТ, психоанализ, гештальт и т.д.– такое многообразие выбора может немного напугать человека, только начинающего свое знакомство с психологией. Чем отличаются различные подходы, и как выбрать тот, который поможет конкретно вам? Попробуем разобраться.
Подход в психологии – это то, как описываются и объясняются различные психологические явления, какие теории и принципы используются для изучения психики человека, его поведения и происходящих с ним процессов.
Рассмотрим наиболее распространенные подходы, которые можно разделить на три больших направления:
- КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ
- ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ
- ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ориентировано на изменение убеждений, установок, образа мыслей и поведения. Используется принцип научения. Опирается на научную методологию. На сегодняшний день выделяют три волны КПТ.
1 волна. Теоретической основой КПТ является Бихевиоризм. Джон Уотсон, американский психолог, в начале 20-го века предложил сосредоточиться на поведенческих проявлениях интеллекта. По его мнению, поведение – это совокупность реакций организма на воздействия внешней среды, стимулы, а человек – носитель определенных форм поведения. Психические процессы из наблюдения исключаются. Сейчас бихевиоризм в чистом виде не используется. Но он является теоретической основой КПТ (когнитивно-поведенческой терапии).
Объектом здесь выступают стимулы и реакции, которые прослеживаются в поведении человека.
2 волна. Основная задача КПТ второй волны – понять, каким образом человек расшифровывает информацию о действительности, как он ее систематизирует, чтобы принимать решения. Исследуются познавательные процессы: восприятие, мышление, речь, память и др.
Объект здесь – негативные мысли и убеждения. Задача - сформировать позитивные и реалистичные убеждения.
Основополагающие направления:
- Когнитивная терапия (Аарон Бек)
Основывается на теории о том, что у нас есть эмоции, поведение, мысли, которые друг с другом постоянно находятся во взаимодействии. А также есть лежащие глубже убеждения, правила, схемы, которые связаны с ранним научением, биологической предрасположенностью. Текущие события активируют эти схемы и автоматические мысли, которые связывают эмоции и поведение.
- Рационально-эмотивная поведенческая терапия (Альберт Эллис)
В данном направлении работа в основном сосредоточена вокруг иррациональных когнитивных убеждений и их изменения, включая мировоззренческий уровень (больше упора на смыслы и ценности).
3 волна. Здесь уже фокус внимания больше на принятии себя и своих особенностей. Важными принципами являются осознанность, принятие, личные ценности и психологическая гибкость.
- Схема-терапия (Джеффри Янг)
Сфокусирована на эмоциях. Предполагает, что сильные негативные эмоции в настоящем могут быть связаны нашими сильными негативными эмоциональными переживаниями в прошлом, особенно в детстве. Находится на стыке КПТ и психоанализа.
- ACT (Стивен Хайес)
Терапия принятия и ответственности. Фокусируется на принятии определенной мысли и эмоции. Задача – перестать с ними бороться, в том числе и с дискомфортными.
- DBT (Марша Линехан)
Диалектико-поведенческая терапия. Специализируется на помощи людям, у которых есть высокий суицидальный риск, риск самоповреждения, высокий уровень импульсивности.
ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ предполагает рассмотрение психической жизни человека с точки зрения постоянной динамики, борьбы, конфликтов в психике и их влияния на личность.
Объект – это неосознанные внутренние конфликты, возникшие в детстве или прошлых отношениях.
Исходит из глубинной психологии – психоанализа.
Психоанализ возник на рубеже 19-20 веков. Его создатель, Зигмунд Фрейд, заявил, что психической жизнью человека движут влечения, врожденные и бессознательные. Предложил динамическую теорию психики. Именно Фрейд первым заговорил о психологических защитах – механизмах вытеснения, регрессии, проекции, сублимации и тд.
Разработанная Фрейдом структурная теория личности выделяет три уровня сознания (топографическая модель):
Сознательное – то, что осознается человеком в настоящее время. Это ощущения и переживания, осознаваемые в данный момент.
Предсознательное – не осознается в настоящее время, но легко может быть осознано. Это опыт, не востребованный на данный момент, но доступный.
Бессознательное – не осознается в настоящее время. Самая значимая и глубокая часть разума человека. Включает в себя инстинкты, воспоминания и эмоции, которые настолько травматичны для сознания, что вытеснены в бессознательное. Эти неосознаваемые желания, по Фрейду, не находят выхода в обычной жизни, но проявляются в болезненных симптомах, символизирующих проблему. Целью психоанализа является их осознание и проработка.
Позже Фрейд пересмотрел данную модель психической жизни и ввел три основных компонента – ид, эго и супер-эго. Это образовало структурную модель психической жизни личности.
Ид (оно) – это примитивные желания, импульсы и инстинкты личности, такие как еда, сон, дефекация, продолжение рода. Находится в бессознательном, хаотично и не имеет никаких ограничений. Представляет собой первичный принцип всей человеческой жизни – принцип удовольствия, подразумевающий разрядку психической энергии человека. Сдерживание этой энергии приводит к напряжению. В чистом проявлении, без каких-либо ограничений, Ид может представлять опасность как для самого человека, так и для общества.
Эго (я) – это регуляция, правила, защитные механизмы. Компонент адаптации психики к реальности, отвечает за принятие решений, фильтрует побуждения. Совпадает с сознанием. Эго преобразует энергию Ид в приемлемый для социальной жизни формат, обеспечивая, таким образом, безопасность индивида. Его задача – отсрочить немедленную психическую разрядку и найти наиболее подходящий способ выброса энергии, соответствующий условиям внешней среды.
Супер-эго (сверх-я) – это моральные нормы, табу, ограничения, ценности человека, совместимые с его социальным окружением. Развивается в процессе воспитания, формируется к 5-6 годам, первоначально отражает систему воспитания в семье, позже функцию развития берет на себя социум (школа, друзья и тд).
Другим направлением работ Фрейда является концепция психосексуального развития личности. Главным фактором, определяющим развитие личности, по мнения Фрейда является энергия ЛИБИДО, переходящая из одной эрогенной зоны в другую на протяжении жизни (оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии развития). Согласно этой концепции, при формировании невроза ведущими являются вытесненные инстинкты детского возраста.
Другие психодинамические подходы, берущие начало в классическом психоанализе:
- Аналитическая психология Карла Густава Юнга
Сохраняет наполнение и структуру классического психоанализа Фрейда, дополняя его учением о бессознательном коллективном и архетипах.
Коллективное бессознательное – это психическая деятельность человека, содержащая врожденный опыт прошлых поколений.
Архетипы являются содержанием коллективного бессознательного. По сути, это общепринятые формы и постулаты, отраженные в различных мифологиях, которые носят абстрактный характер. Они передаются из поколения в поколение и формируют определенный тип поведения. Сказки, мифы, притчи, сны – все, что имеет сюжет, по мнению Юнга может быть проанализировано.
- Структурный психоанализ Жака Лакана
Структурализм + Фрейдизм
Лакан считал, что существует глубинная связь между механизмами бессознательного в психике человека и структурой языка.
Структурная модель психики по Лакану:
Реальное – сфера несимволизируемого, неразделенного, биологического
Воображаемое – образ самого себя
Символическое – порядок культурных норм, зафиксированных в языке
Много внимания уделяется языковой организации психики – что человек говорит, как он это говорит. Язык выступает некоторой метафорой, с помощью которой индивид описывает происходящее с ним снаружи и внутри.
- Индивидуальная психология Альфреда Адлера
Адлер подчеркивал роль врожденных социальных побуждений в формировании личности. По его теории каждый человек рождается беспомощным и зависимым, и такое положение создает чувство неполноценности. Это негативное чувство является стимулом для развития личности. Стремление к превосходству. Если чувство неполноценности очень сильно, то это приводит к компенсации неполноценности — к «комплексу неполноценности».
- Гуманистический психоанализ Эриха Фромма
Фромм стремился перенести акцент с биологических и психофизических аспектов человеческого поведения на социальные факторы, показать, что человеческая натура — продукт культуры и воздействия окружающего его социума. Удовлетворение социальных потребностей (безопасность, защищенность, признание) является наиболее значимым для формирования личности.
- Теория объектных отношений (Мелани Кляйн, Дональд Винникотт, Джон Боулби и другие)
Подчеркивает важность для личностного развития очень ранних отношений между детьми и их объектами любви, обычно матерью и значимыми фигурами, обеспечивающими ребенку уход. Особенно критическим является то, как значимые фигуры обеспечивают поддержку, защиту, принятие и одобрение, т.е. как удовлетворяют физические и психологические потребности ребенка. Личность проходит путь от надежной ранней привязанности к матери через постепенное отдаление от объекта привязанности к независимости и способности строить отношения с другими людьми. Нарушенные объектные отношения могут создавать проблемы, которые приводят к неадекватной самооценке, трудностям в межличностных отношениях или более серьезным психическим расстройствам.
- Транзактный анализ (Эрик Берн)
Структурная модель психики по Эрику Берну:
Эго-состояние Родителя – мысли, чувства, поведение, скопированные у родителей или лиц, их заменяющих
Эго-состояние Взрослого - мысли, чувства, поведение, являющиеся прямым реагированием на ситуацию
Эго-состояние Ребенка - мысли, чувства, поведение, проигрываемые как бы из детского возраста
Транзакции – это единицы общения между двумя эго-состояниями двух людей.
Основа данного метода — это концепция эго-состояний, которая помогает осознать особенности взаимоотношений между внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым и последствия дисбаланса в этих взаимоотношениях. Цель — помочь человеку установить контакт со всеми частями и таким образом гармонизировать свою личность.
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ берет свое начало в 18 веке в философии Франца Брентано и Эдмунда Гуссераля. В 20 веке их идеи получили развитие в экзистенциально - гуманистической психологии. Сюда входит психотерапия Карла Роджерса, Маслоу и Олпорта, логотерапия Виктора Франкла, гештальт – терапия Фрица Перлза, экзестенциальный анализ Ирвина Ялома, Ролло Мэй и другие направления.
В отличие от психодинамического, данное направление работает с сознательными процессами. Оно рассматривает личность как целостную и уникальную систему. Основные мотивы – это стремление к развитию и осуществление всех своих возможностей через достижение жизненных целей и раскрытие смысла собственного существования. Задача – понять, как человек субъективно переживает события, происходящие в его жизни и исследовать его внутреннюю жизнь.
Объект – субъективный опыт и восприятие, вызывающее определенное чувство. Проявление чувства в теле.
Основные подходы:
- Экзистенциальный анализ (Ирвин Ялом, Ролло Мэй)
В основе экзистенциального анализа лежит взаимодействие человека с его экзистенциальными данностями: свободой и связанной с ней ответственностью, неизбежностью смерти, вопросами одиночества, отсутствие смысла и т.д. Борьба с любой из этих данностей вызывает внутриличностный конфликт и наполняет индивида страхом или экзистенциальной тревогой.
Главный принцип – у человека всегда есть выбор. В экзистенциальном анализе учатся преодолевать страдания, самостоятельно выбирать жизненный путь и нести ответственность за свой выбор.
- Логотерапия (Виктор Франкл)
Это одно из направлений экзистенциальной психологии. Основатель логотерапии Виктор Франкл считал, что в основе человеческих стремлений лежит воля к смыслу: зная «зачем», можно преодолеть любое «как». Кризис возникает, когда человек теряет смысл. Логотерапевты выделяют три способа сделать свою жизнь осмысленной: творчество, переживание и позиция по отношению к страданию.
- Гештальт – терапия (Фриц Перлз)
Ключевое в гештальт-терапии – понятие того, что организм стремится к целостности и полноте жизни. Ситуации, не прожитые человеком до конца (невысказанная обида, сдержанные эмоции), мешают достигнуть этой целостности. Задача терапии – восстановить целостность личности и соединиться с эмоциями путем осознания и принятия отвергаемых частей (эмоций, мыслей, потребностей, черт характера и тд). Восприятие концентрируется на самой актуальной для человека потребности, здесь и сейчас.
- Психодрама (Якоб Морено)
Считается методом действия, где на первом плане игра: важно не то, как мы излагаем проблему, а то что мы можем с ней сделать. У человека есть возможность разыграть конфликтную ситуацию по ролям, пересмотреть какие-то события из жизни, попробовать новые амплуа и тд. Это помогает ему встретиться с разными частями своей личности и увидеть в действии, как они влияют друг на друга и во вне.
- Клиент-центрированный подход (Карл Роджерс)
Идея в том, что клиент выступает как эксперт самому себе. В работе психолог не делает интерпретаций, почти никогда не задает вопросов, старается возвращать клиента к его чувствам и мыслям. Важна безоценочность и принятие клиента специалистом.
Это были три основных направления в психологии. Еще в отдельные категории можно выделить системный семейный подход и телесно-ориентированный.
Системный семейный подход рассматривает семью как целостную систему со своими правилами, законами, внутренними конфликтами. Семья выступает в роли клиента. Проблема одного члена семьи — это проблема всей системы. Находясь внутри этой системы, каждый оценивает ситуацию субъективно, со своей позиции. Поэтому нужен незаинтересованный человек - специалист, который будет объективен, даст право голоса всем членам семьи и позаботится о том, чтобы все услышали друг друга правильно.
Телесно-ориентированный подход (Вильгельм Райх) предполагает, что вытесненные эмоции блокируются в теле и создают хроническое напряжение — «мышечный панцирь». Психолог работает с этим напряжением через прикосновения, дыхательные и другие практики. Хорошо работает с довербальными травмами — с тем, что было заблокировано еще в младенческом возрасте.
Какой подход выбрать?
При выборе психолога, работающего в том или ином подходе, важно определиться с запросом.
Если у вас есть подозрение на расстройство или заболевание (депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизофрения и т.д.), в таком случае сначала стоит обратиться к врачу-психиатру, и уже после диагностики решать вопрос с помогающим специалистом. При таком раскладе, чаще прописывается фармакологическое лечение, а психотерапия может быть сопутствующей помощью. И здесь уже стоит отталкиваться от диагноза. При некоторых заболеваниях есть рекомендации по конкретным подходам. Например, при пограничном расстройстве личности (ПРЛ) наиболее эффективной считается диалектико-поведенческая терапия (DBT). В других случаях, разные подходы могут быть эффективными, и здесь можно посоветоваться с психиатром.
В случае же, если вы здоровы, и проблема в неудовлетворенности качеством жизни, или есть конкретные вопросы, которые вы хотели бы решить (конфликты с окружающими, проблемы в отношениях, кризисы, неуверенность в себе и прочее), тогда можно пробовать разные подходы, и искать тот, который вам откликнется. Главное здесь, чтобы психолог был компетентен и подходил именно вам. Ведь гораздо важнее личность самого специалиста, с которым вы работаете, а используемые им техники и методы уже вторичны. Доверяйте своим ощущениям.