Внедрение автоматизированных систем — сложный и ответственный процесс, успех которого во многом зависит от качества сбора и формирования требований пользователей.
В известном исследовании Тома Кендрика (Tom Kendrick), треть всех рисков проектов связана с управлением объемом. Из анализа представленной базы данных проектных рисков (The Project Experience Risk Information Library, PERIL) следует, что наибольшая часть рисков связана с изменением объема в ходе реализации проекта, а также с невозможностью реализовать тот или иной объем проекта.
Чтобы избежать провала на этом важном этапе, для проектных специалистов рекомендую изучить и применять на практике нижеследующие советы.
Восемь правил разработки требований:
1. Провести тщательный анализ бизнес-процессов и потребностей заказчика
Необходимо глубоко понять специфику деятельности компании, выявить узкие места в работе, определить основные задачи, которые должна решить новая система. Без четкого видения потребностей заказчика невозможно сформулировать верные требования.
В результате бизнес-анализа нужно определить реальные потребности заказчика, перейти от формулировок «хотелось бы» к формулировкам «нужно». Журнал «БИТ. Бизнес & информационные технологии»
2. Находится в постоянном диалоге
Вести непрерывное взаимодействие с заинтересованными лицами на протяжении всего этапа сбора требований. Нужно регулярно проводить интервью, фокус-группы, опросы для выявления требований. При этом важно вовлекать сотрудников из разных подразделений и уровней, чтобы учесть различные точки зрения.
Разработчик требований зачастую оказывается в непростой ситуации – ему нужно находить компромисс между стремлениями заказчика и техническими возможностями реализации. Журнал «БИТ. Бизнес & информационные технологии»
3. Фиксировать принятые решения на бумаге
Документировать требования в удобном для всех стейкхолдеров виде, например, с помощью анкет, протоколов, спецификаций, моделей. Это позволит избежать двойного толкования и обеспечит общее понимание целей проекта. Все изменения в требованиях также должны своевременно фиксироваться.
4. Подписывать измененные документы
Оформлять, подписывать с заказчиком документы, фиксирующие требования. Это необходимо для минимизации рисков внесения изменения в утверждённые ранее условия. Такой документ будет иметь юридическую силу при разрешении возможных споров.
5. Проводить обязательную верификацию требований с привлечением заказчика
Необходимо убедиться, что разработанные спецификации полностью отражают потребности бизнеса и понятны конечным пользователям системы. Для этого рекомендуется организовывать рабочие встречи, где заказчик будет согласовывать все требования по функционалу, удобству использования, технологиям и др.
Бизнес-требования, как правило, относятся к функциональным требованиям, определяют назначение продукта, способы его использования. Для создания успешного продукта или системы требуется выровнять функциональные требования по отношению к техническим возможностям, провести анализ реализуемости бизнес-требований. Журнал «БИТ. Бизнес & информационные технологии»
6. Делать шаг назад при необходимости
Если по каким-то причинам не удалось в полном объеме выявить все требования с первого раза, то следует вернуться к предыдущим пунктам плана и повторить этап сбора информации. Важно проводить итерационный сбор требований с постепенным уточнением и детализацией функциональных возможностей системы.
7. Разработать алгоритм управления изменениями
Разработать механизм управления изменениями требований, чтобы оперативно реагировать на динамические потребности бизнеса. Важно понимать, что требования могут эволюционировать в процессе реализации системы.
8. Поднимать уровень вовлеченности заказчика
Главный совет — не старайтесь сэкономить на общении с заказчиком и максимально вовлекайте его в процесс формирования спецификаций. Это залог успеха проекта в дальнейшем.
Следуя этим простым рекомендациям, команда аналитиков сможет избежать критических ошибок на этапе определения требований и создать систему, которая будет полностью соответствовать запросам и ожиданиям заказчика.
Понравилась статья?
Ставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, если статья оказалась полезной.
Больше интересных тем — на нашем ✈️ Telegram-канале.