Найти в Дзене
Я люблю лодки!

17-27.03.2024 Шью грот: скотч или не скотч? Вот в чём вопрос...

Оглавление

Двусторонний скотч, это вам не зерновой, не солодовый и не купажированный. Разницу понимать надо, так вот!

Всем привет! Я строю парусную лодку-динги 3.8 м по проекту Радослава Вершко (Radosław Werszko), шью парус и веду этот Дневник судостроителя.

Выкраиваю и примётываю боуты

Я частично приметал фальш-ленты по нижней и передней шкаторине и взялся за боуты (теоретические основы здесь). Их у меня будет пять штук: три в углах паруса и два для взятия рифов.

Размер боута взят как 8% от длины шкаторины. Единственная полка рифов позволит снизить площадь паруса на 34%. Риф-банты будут размещены с шагом в 40 см.

РИФ-ШТЕРТЫ - короткие тросы, пропущенные через люверсы паруса и служащие для уменьшения площади паруса
РИФ-БАНТЫ - ромбовидные накладки (или единая полоса ткани), нашиваемые на парус параллельно нижней шкаторине для увеличения прочности в тех местах, где будут установлены люверсы для риф-штертов

Каждый боут из трех слоев ткани. Поверх них пройдут фальш-ленты, усиливающие шкаторины. Таким образом, в месте люверса (или кренгельса) получится пять слоев ткани.

Сборку боута я решил выполнить на двустороннем скотче и сразу же допустил ошибку: соединил три слоя ткани двумя слоями липкой ленты, расположенными строго один над другим в зоне, где пройдёт шов (см. фото выше). В чём здесь ошибка? Да в том, что сквозь этот липкий тканево-скотчевый "ламинат" невозможно протащить иглу. Уверен, что таким образом можно делать бронежилеты и рыцарские доспехи.

Даже через один слой скотча игла протягивается с большим усилием и пачкается клеем за первый же прокол. То же относится и к булавкам: испачканные булавки категорически не желают втыкаться в ткань. Я сделал из этого выводы: в местах, где планируется сшивание вручную не должно быть скотча вовсе. Где предполагается машинная строчка - не более одного слоя скотча. Иначе говоря, скотч надо клеить вразбежку. А подгибая край, оставлять два-три миллиметра между сгибом и скотчем - здесь пройдут ручные стежки (на фото выше я именно так и сделал, по-случайности, и это оказалось удобно).

А как делают профи?

У меня всего-то трехслойный боут, а как же эту "липкую" проблему решают профессионалы на восьмислойных боутах? Оказалось, что они не используют скотч для сборки боутов, а соединяют слои аэрозольным клеем.

Моментальный водостойкий аэрозольный клей 3M Super 77 Spray
Моментальный водостойкий аэрозольный клей 3M Super 77 Spray

Я разобрался также в причине, по которой у меня не получается сборка крупных деталей паруса на скотче. Дело не в низком качестве скотча, а в том, что профессионалы работают на громадных столах со скользкой поверхностью. Детали паруса, соединенные скотчем, не испытывают нагрузок и почти сразу после склеивания прошиваются на машинке. Мне же необходимо склеенные детали свернуть, перетащить к месту шитья, сложить "гармошкой" перед машинкой... Конечно, соединения расклеиваются или, что хуже, сдвигаются.

В этой мастерской стол 4 на 12 метров. Швейные машинки слева и справа, чтобы лишний раз не крутить парус или его детали
В этой мастерской стол 4 на 12 метров. Швейные машинки слева и справа, чтобы лишний раз не крутить парус или его детали

Так что мне остается сметывать детали вместе перед прострочкой, как это делали сто лет назад.

Разметка и обрезка задней шкаторины

Разметил заднюю шкаторину по "чертежам" на полу. Делал отдельно для нижней и верхней половин паруса.

После обрезки края шкаторины приметал к парусу оставшиеся боуты.

Про фальш-ленты

Читатели интересуются отрезными фальш-лентами. Возможно, я плохо осветил это ранее. На лентах сохраняются швы (при необходимости прострачиваются заново). Делается разбежка между швами на парусе и швами на ленте в 80-100 мм. Край на ленте подгибается вместе со швом (если пошив делается по традиционной технологии).

Отрезная фальш-лента примётана к передней шкаторине
Отрезная фальш-лента примётана к передней шкаторине

Вывод

Хорошая штука - скотч. Но даже им надо уметь пользоваться. Один из читателей писал, что угробил им свою швейную машинку. Вполне верю. Стаксель на моей лодке будет совсем маленьким, и я попробую собрать его на скотче. Но это уже анонс...

Итог за период

  • Время: 12 часов
  • Деньги: 0 руб

Всего за проект

  • Время: 489 часов
  • Из них на парус: 44 часа.
  • Деньги: 55536 руб

Следующая статья: Шью грот - финишная прямая