Все книжные блогеры сталкиваются с проблемой, как рассказать о произведении, поделиться своими размышлениями по поводу прочитанного, чтобы не раскрыть главную интригу. Мне интереснее размышлять над книгами, чем писать интригующие анонсы. Но до этого момента я старалась удерживать баланс и, по возможности, избегать очевидных спойлеров. И вот я встретилась с книгой, о которой без спойлеров как будто и нечего рассказать. Потому что в этот раз мне интереснее говорить не о сюжете, а о тех вопросах, которые всем своим произведением ставит автор. Именно ставит, однозначных ответов не будет, тем и интересно.
Поэтому вновь предупреждаю, что в этот раз не буду утаивать никаких поворотов сюжета. И если вы еще не читали роман, возможно, этот обзор стоит пропустить. Но я буду ждать вас, когда прочитаете, чтобы вместе поразмышлять над этим романом.
Нам кажется, что перед нами мир будущего. Мы внимательно всматриваемся в описание пространства, в описание героев и их взаимодействия между собой. Но если всматриваться действительно внимательно, можно обнаружить, что ничего принципиально нового в том мире нет. Фишка в том, что мы считываем удивление, недоумение, попытки анализа того персонажа, от лица которого идет повествование. А это андроид Клара.
На занятиях по литературе в университете нам рассказывали про прием "остранение". Когда какие-то события описываются от лица персонажа, которому не понятно, как устроено и по каким законам развивается то, что он видит. Так, Лев Толстой через ощущения Пьера Безухова описывает поле боя. Так, Генрик Сенкевич через восприятие Лигии описывает бал Нерона. И так, на мой взгляд, Кадзуо Исигуро с помощью Клары помогает нам взглянуть со стороны на наш современный мир.
Что собственно происходит в романе. Мы наблюдаем некое общество, в котором подростки разделены на форсированных и нефорсированных. Первые имеют все преимущества для построения своего блестящего будущего: с ними работают лучшие педагоги, они поступают в лучшие учебные заведения, они имеют надежду устроиться на лучшие должности. Вторые - становятся своеобразными изгоями общества.
И судя по всему, процедура форсирования начала внедряться не так давно, потому что еще очень много побочных эффектов и у героев еще был формальный выбор форсировать или не форсировать ребенка.
Каждому форсированному подростку предложено иметь своего ИД или ИП (искусственного друга или подругу). Потому что главная проблема, с которой сталкиваются подростки этого мира - одиночество. Они проходят индивидуальное дистанционное обучение и почему-то избегают живого общения со сверстниками.
Клара становится ИП для девочки Джози, которая тяжело переносит форсирование, она болеет, угасает и, кажется, ее смерть неизбежна. Таким образом, в центре нашего внимания трагедия - ожидание смерти и сомнения о том, правильным ли было решение о форсировании.
Вы можете возразить, почему я вдруг решила, что речь идет о современном обществе. Вон ведь и андроиды, и какие-то генные модификации, поставленные на поток.
Насчет реальности искусственного интеллекта я даже говорить не стану. А история с форсированием очень напомнила мне пандемию коронавируса. Тогда все перешли на дистанционное обучение и работу. Тогда всех сначала призывали, потом принуждали вакцинироваться. И тогда у многих был страх, что эта новая вакцина очень опасна.
Напомню, пандемия коронавируса началась в марте 2020 года. А роман "Клара и Солнце" опубликован в 2021 году.
Поэтому я убеждена, что о романе нужно говорить, не как о фантастике или антиутопии, а как о произведении с очень актуальными темами.
Чтобы не превращать этот обзор в бесконечное полотно текста, я предлагаю оставить за скобками очевидные вопросы об этике, о выборе, о наличии в человеке души (сердца, индивидуальности), и остановиться подробнее на двух парах противоборствующих понятий: "Любовь vs Одиночество" и "Наука vs Вера".
Любовь vs Одиночество
Как я писала выше, одна из главных проблем, описанного общества - одиночество. Именно, чтобы скрасить подросткам их одиночество изобретены ИП и ИД. Понятно, что Клара осознает, что смысл ее существования в том, чтобы помочь человеку избежать одиночества. И только приняв это во внимание, мы можем осознать каким сломом картины мира для нее является история Рика и его мамы Хелен. (Рик - нефорсированный мальчик. Хелен просит Клару убедить его попробовать поступить в колледж, что для самой Хелен означает неизбежную разлуку с сыном).
-До последнего времени я не думала, что человек может выбрать одиночество. Что бывают силы более мощные, чем желание избежать одиночества.
Мисс Хелен улыбнулась.
-Вы поистине лапочка. Вы не произносите этого, но я скажу за вас, что вы думаете. Любовь матери к сыну. Благородная штука, побеждающая страх одиночества.
В этой простой сцене и, казалось бы, банальном диалоге скрывается необыкновенная мудрость. Я много размышляю о природе любви, в том числе в обзорах на разные книги. Например:
И недавно услышала еще одну интересную трактовку, согласно которой следует разделять любовь и привязанность. Привязанность порождает страх, в первую очередь страх лишиться объекта привязанности. А этот страх становится причиной целого комплекса проблем во взаимоотношениях людей: ревность, гиперконтроль, потеря себя, нарушение личных границ и т.д. Истиная любовь есть нечто принципиально иное. В ней нет эгоизма, то есть человек любящий сконцентрирован не на себе, поэтому в ней нет страха.
Мне кажется, роман "Клара и Солнце" подтверждает эту идею. Поэтому Хелен не боиться одиночества, отпуская Рика. Поэтому Рик "отпускает" Джози. Поэтому Клара смиренно старится в чулане. Любовь - не привязать, а отпустить, как бы парадоксально это ни звучало. Но только такая любовь может противостоять одиночеству.
Наука vs Вера
Еще одна тема, которая ускользает от внимания, хотя именно она вынесена в заглавие: Клара и Солнце.
Клара - андроид, созданный благодаря развитию Науки. Казалось бы, это условная победа человека над богом (присваивание себя права сотворения). Тем интереснее отношение Клары к Солнцу. Оно напоминает верования древних людей. Человек наделял божественной силой те явления, от которых зависила его жизнь, в его представлении существовали боги моря, неба, леса, солнца, зари и пр.
Клара функционирует на солнечных батареях. От Солнца действительно зависит её жизнь, но она, подобно древним людям, распростроняет влияние Солнца на всех. Фантастическим образом, именно Солнце совершает то, что не способна совершить Наука (медицина), Солнце спасает Джози.
Этот финал мне видится своеобразным щелчком по носу всем тем, кто отрицает Бога. Как бы ни развивалась Наука, она не способна победить в человеке его устремленность к высшему (что и составляет основу Веры). И даже не только в человеке. Клара - искусственный интеллект. Но даже ей необходима Вера. И даже ей именно Вера и помогает.
Пора все-таки остановиться, я сама не люблю читать слишком длинные посты.
Буду рада, если поделитесь своими размышлениями о романе в комментариях. Или захотите поспорить с моими выводами. Меня не пугают иные мнения, мне они наоборот особенно интересны.