Давненько я столько не плакала над книгой. Оруэлл, Коллинз, Мопассан, Стокер своими произведениями вызывали и гнев, и ярость, и умиление, и радость. А вот Моэм играет на таких глубоких странах души, что описать словами вызываемые эмоции мне сложно. Я просто плачу...
Слезы эти мне приятны, кажется, что они очищают "окна", через которые душа смотрит на окружающий мир.
Извините за такое вступление. Сегодня речь пойдёт о романе Сомерсета Моэма "Карусель".
С первых страниц романа я поняла иронию автора, давшего такое название своему произведению. Действительно перед нами проносятся множество разных героев. К кому-то из них мы можем проникнуться симпатий, но следить только за одной сюжетной линей нет возможности, потому что неизбежно в определенные момент этот герой скрывается за поворотом, а на передний план выходит другой или другие. И так они кружатся перед нами, веселятся и плачут, но остановить эту круговерть никому не под силу.
Вообще эта книга интересна не столько сюжетными линиями, каждая из которых довольно банальна, а своими художественными образами, аллегориями - просто и понятно представляющими самые сложные понятия. Мне кажется, Моэм вообще силен именно в этом. Я до сих пор в непростых жизненных ситуациях вспоминаю его сравнение жизни с персидским ковром. В этом же романе жизнь он сравнивает с шахматной партией. И тоже, как точно!
Люди считают, что жизнь - это как игра в шахматы: можно попробовать один ход, потом другой, а когда увязнешь в неразберихе, смахиваешь фигуры с доски и начинаешь сначала. Но жизнь - это игра в шахматы, в которой кого-то всегда ждет поражение. По другую сторону стола сидит смерть, и на каждый твой ход у нее найдется ответный, на каждую твою хитроумную схему - такая же своя.
В этом романе Сомерсет Моэм словно пытался собрать вместе все возможные семейные проблемы: здесь и неравные браки, и скучающие неверные жены, и тиранящие детей родители, и холостяки, убежденные в том, что "брак - самое ужасное явление в мире". И единственное, что их объединяет, - они все страдают.
Вот только одних эти страдания убивают, а других - облагораживают.
В этом, возможно, в цивилизованном обществе и состоит естественный отбор. В способности переносить страдания и оставаться при этом человеком.
Страдания эти главным образом происходят из-за любви. Любовь в этом романе вообще предстает в таких разных формах, что можно запутаться, растеряться, усомниться в возвышенности этого чувства. Но проблема состоит лишь в подмене понятий. Люди привыкли называть любовью ту привязанность, которую испытывают к другому человеку.
Читая этот роман, я сформулировала для себя один признак, по которому истинную любовь можно отличить от зависимости. Нужно задать вопрос: кому "любящий" больше желает счастья - себе или "любимому" человеку? Своими действиями чьего благополучия он добивается?
Эгоизм, желание удовлетворить свои потребности - заложены в нас на уровне инстинктов. И любовь - это, возможно, единственный способ возвыситься над инстинктами. Не принести себя в жертву, а научиться радоваться счастью другого человека, почувствовать насколько сама эта радость может быть благодатной. Даже если любовь не взаимная. Здесь, с вашего разрешения, приведу строки Аделаиды Герцык:
Не Вы — а я люблю! Не Вы — а я богата…
Для Вас — по-прежнему осталось все,
А для меня — весь мир стал полон аромата,
Запело все и зацвело…
Здесь, конечно, все усложняется финансовыми вопросами и общественным мнением.
Общество - это страшное чудовище, которое вроде бы дремлет, так что думаешь, что можно позволить себе любую вольность. Но на самом деле оно все время наблюдает за тобой с тихим коварством, и когда ты меньше всего ожидаешь, протягивает железную руку, чтобы раздавить тебя.
__
Ну вот, я уже написала столько букв, а еще ничего не сказала о романе. Для меня в нем было столько откровений, что я пока и не могу собрать все воедино, обобщить, проанализировать. Это настоящая энциклопедия жизни, которую недостаточно бегло прочитать один раз. К которой стоит возвращаться. И я намерена это делать...
Быть может, мир полон мук и разочарования, быть может, он не дает и десятой части того, что мы просим, быть может, он предлагает ненависть взамен любви, обманутые надежды, страдания, обыденность и Бог знает что еще. Но есть нечто, с лихвой окупающее все остальное, останавливающее вращение карусели в этом жалком спектакле и придающее всему смысл, торжественность и величие, есть нечто, ради чего стоит жить.
-И что же это, черт возьми, такое?
...
На этот раз я откажусь от спойлеров. И не стану приводить ответ. Но он в книге есть. И если вам интересно, то очень рекомендую этот роман.
Мира и добра! Спасибо, что читаете!