Найти тему
Баку. Визит в Азербайджан

Астраханское село имени азербайджанского нефтепромышленника: память о Шамси Асадуллаеве в России

Оглавление

Ага Шамси Асадуллаев — один из самых богатых бакинских нефтепромышленников конца 19 - начала 20 века.

Но запомнился он потомкам не своим богатством, а меценатской деятельностью. Причем не только в Азербайджане, но и по всей Российской империи.

Достаточно вспомнить церковь, которую он построил в Калуге, или шикарное здание гимназии в Москве. (О нем я как-то писал в статье Московский дом азербайджанского нефтяного магната, ставший "символом татар столицы")

Есть и видео про него:

Человек, который родился в бедной семье из пригородного бакинского села Амираджаны, возвысившийся исключительно за счет управленческого таланта, стал одним из главных конкурентов братьев Нобелей.

С этим и связано появление поселка Ассадулаево.

Гроза Нобелей

Такое прозвище носил Ага Шамси Асадуллаев в кругу бакинских нефтяных магнатов.

-2

С чем была связана его борьба со шведами неизвестно, там наверняка было что-то личное, но в какой отрасли не начинали свое дело Нобели, Шамси тут же рядом открывал схожее. Демпинговал все их предложения на рынке.

Начали Нобели прокладывать нефтепроводы, Асадуллаев тут же вкладывается в постройку своих.

По данным сборника "Документы по истории Баку. 1810—1917", в то время как общая протяженность нефтяных трубопроводов "Товарищества нефтяного производства братьев Нобель" составляла 17 верст, у одного Шамси Асадуллаева протяженность трубопроводов составляла 12,5 верст.

Нобели развивают танкерный флот, Шамси заказывает три современных нефтеналивных танкера в Британии, давая им названия "Азия", "Африка", "Америка" (игнорируя Европу).

Это была настоящая экономическая война.

По началу братья Нобели, товарищество которых было лидером нефтяного дела в Азербайджане, пытались экономически задушить Асадуллаева, а потом прибегли к хитрости.

Асадуллаевы за игрой в карты
Асадуллаевы за игрой в карты

Недоброжелатели

У конторы Шамси был крупный контракт на поставку керосина в Астрахань. По нему, заказчик за 7 дней должен был оповещать телеграммой бакинского нефтепромышленника о требуемой партии керосина, а Асадуллаев обязывался исполнить заказ в течение последующих 15 дней.

Когда сотрудничество вошло в привычную колею (было уже отправлено несколько партий), произошел интересный случай: астраханская фирма отправила очередную телеграмму, ее приняли в конторе, а потом она "испарилась", так и не попав на стол руководству.

Это можно было бы воспринять за обычную халатность, но когда истек срок поставки, из Астрахани даже не заинтересовались причинами нарушения договора.

Так прошел месяц, другой, третий...

Только когда Асадуллаев сам отправился в астраханскую фирму, чтобы уточнить причину долгого отсутствия заказов, стало ясно, что его подставили. На его конторе висел огромный штраф за нарушение договора и неустойка за просрочивание времени поставки керосина. Каждый день к астрономической сумме прибавлялась еще пара процентов.

Сумма была настолько велика, что это означало банкротство. Таких свободных средств у Шамси не было, а что-то продавать значило еще дольше затягивать оплату и увеличивать долг.

Банки тоже отказались выдавать такой большой кредит.

Помогли друзья из клубы бакинских нефтепромышленников. Львиную долю дал Муса Нагиев (будущий тесть сына), немалую сумму внес Зейналабдин Тагиев, остальные тоже скинулись по мере возможностей.

-4

Долг удалось погасить, а уже через года, Шамси со всеми расплатился.

Конечно эта история не увязывается напрямую с Нобелями. Все источники пишут "завистники". Но мне кажется, кроме братьев мало кто мог бы провернуть такую широкомасштабную операцию. Ведь ко всему прочему, надо было продавать поступавший на первых порах керосин, иметь рынок сбыта.

Поселок Ассадулаево

После произошедшего, Шамси Асадуллаев понял, что помимо контор, которые он открывал по всей Российской империи, надо иметь и собственную базу поближе к основным потребителям.

Филиалы торговой компании находились в городах: Астрахань, Белосток, Варшава, Казань, Кинешма, Кунцево, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Царицын, Ярославль; главная контора со временем переехала в Москву.

Лучшего места, чем река Волга, через которую шли основные поставки, трудно было придумать. Поэтому Шамси решает строить причал и нефтехранилище.

Как раз и место подобралось подходящее — на острове Мансур в дельте Волги, совсем недалеко от Астрахани.

Это были казенные земли выставленные на продажу, однако не проданные и отдававшиеся в бессрочную аренду за копейки.

Остров Мансур

Сегодня острова Мансур не существует.

Есть одноименное крошечное поселение всего с одной улицей (138 человек), которое образовали после Великой Отечественной люди лишившиеся своих домов.

-5

Расположено оно у слияния Волги и Камызяк (Кизани).

-6

Но 130 лет тому назад, когда Каспий был значительно выше, это был полноценный остров, заболоченный со стороны реки Камызяки, но другой стороной выходящий на полноводную Волгу.

-7

На этом острове и решил Асадуллаев строить свои причалы.

Нефтесклад/база № 4

Все началось с того, что нефтедобывающая компания «Шамси Ассадулаев» открыла в Астрахани свое представительство, а на острове Мансур был построен небольшой причал и пара хранилищ для нефти.

Место стало называться Нефтесклад №4. Цифра обозначала четвертый по счету склад компании.

Небольшие по объему хранилищ, на фоне увеличивающихся потребностей в нефти и ее производных, быстро перестали удовлетворять потребностям. Поэтому началось капитальное строительство.

Мирза Асадуллаев, сын Шамси
Мирза Асадуллаев, сын Шамси

Возведен новый порт с соответствующей инфраструктурой, мазутный завод, большие нефтеналивные ямы, дополнительные танки для нефти. Здесь же Асадуллаев стал держать свой нефтеналивной флот, предоставляя причалы и для компании «Кавказ и Меркурий» (одно из трех крупнейших российских пароходств).

Нефтесклад №4 стал называться Нефтебазой №4.

Поселок

С ростом мощностей и функционала Нефтебазы требовалось все больше рабочих рук.

И хотя до Астрахани было всего 19 километров по прямой, с доставкой работников были большие проблемы. Дороги фактически не было, а по воде, с учетом большого количества народу, нужны были солидные плавсредства, свободные причалы, окно в интенсивном судоходстве и т.д.

К тому же, многие работники добирались на базу из ближайших сел, а во время весеннего половодья места становились непроходимыми.

Дочери Асадуллаева
Дочери Асадуллаева

Ага Шамси решает строить поселок.

Был разработан специальный проект дома — достаточно большой, чтобы работники могли жить вместе с семьями, но на сваях, так как всегда сохранялась угроза подтопления после разлива Волги.

По нему и возводили все жилье, как для простых рабочих, так и для управленцев.

Только два здания отличались от общего стандарта — дом для собраний и отдыха, нечто вроде клуба, и контора общества «Мазут».

Интересно, что Асадуллаев на свою территорию пускает фактически конкурентов — "Нефтепромышленное и торговое общество «Мазут»", которое тоже занимается транспортировкой и сбытом нефти и нефтепродуктов.
Но если разобраться подробнее, то выясняется, что оно принадлежало Ротшильдам и вело активную политике по вытеснению братьев Нобелей с рынка (до 1903 года).

Поселок называют первоначальным названием Нефтесклад №4.

Жизнь Ассадулаево после Асадуллаева

С приходом советской власти, в 1918 году, все принадлежащее семье Асадуллаевых (к тому времени Шамси умер (1913), а дела вел его сын Мирза) национализируется, но зато номерное поселение переименовывают в Ассадулаево.

Наверное специально заменив двойное "л" на сдвоенное "с".

-10

Лишь в 1925 году поселение получило официальное "звание" поселка и было включено в реестр населенных пунктов.

-11

В 1930 году в поселке построили школу. В ней учились, как дети работников нефтебазы, так и сами рабочие (в вечерней школе).

Во время войны на фронт ушло 70 ассадулаевцев, только 43 человека вернулись домой.

После войны построили защитные сооружения от подтопления, в 1957 году засыпали нефтеналивные ямы на месте которых разбили парк. Проложили асфальтовые дорожки.

-12

В 1963 году был открыт детский сад. В 1969 заработала библиотека и Дом быта, отделение Сберкассы.

В постсоветский период промышленное значение нефтебазы значительно снизилось, зато поселок и его окрестности стали привлекать отдыхающих.

Так например, Ассадулаевский пляж считается одним из лучших в Астрахани. К нему ходит маршрутное такси из центра города.

-13

А еще есть Ассадулаевский лес.

Выдержка из местной печати:

-14

Хотя наверное уже никто и не помнит в честь кого назван поселок, но приятно осознавать, что где-то в дельте реки Волги есть несколько топонимов связанных с земляком.

ПС. Пляж и окрестности с высоты птичьего полета