Нефтяной бум в Баку 19 века обогатил немало предприимчивых людей со всего света. В основном это были люди, пришедшие на Апшерон со своим капиталом.
Но были среди них и те, кто добился успеха за счет личных качеств.
В этой группе выделяется плеяда азербайджанских нефтепромышленников, которые стали не только миллионерами, но и крупными меценатами и благотворителями.
Большинство из них не ограничивалось родным городом, покровительствуя образованию, науке и искусству на территории всей Российской империи.
Одним из таких филантропов был Ага Шамси Асадуллаев, который вошел в список 8 самых известных азербайджанцев в юбилейное издании «300-летие царствования дома Романовых» (Москва. Товарищество А.М. Остроумова. 1913г. 300 стр.).
Шамси Асадуллаев (1840 – 1913)
Родился Асадуллаев в пригородном бакинском поселке (тогда селе) Амираджаны, в бедной азербайджанской семье.
Отец занимался выращиванием овощей на продажу, поэтому детство Шамси прошло в работе на земле.
В 1857 году, один из богатейших людей империи, Василий Кокарев, учреждает «Закаспийское торговое товарищество» и начинает строить керосиновый завод в Сураханах.
Сураханы это совсем рядом, а строителям нужны возницы для подвоза необходимого в пустынный район. Шамси устраивается арабщиком.
Предпринимательская жилка 17-летнего парня, который вкладывает заработанные деньги на приобретение новых телег, позволяет ему к концу строительства контролировать весь "парк" кокоревского производства.
Молодой местный талант привлекает представителей Кокорева, поэтому, когда Шамси исполняется 20, ему предлагают должность приказчика (управляющего) на одном из сураханских нефтепромыслов.
В 34 года, у Асадуллаева уже собственная контора в Баку, оказывающая услуги нефтедобывающим компаниям.
На свое 50-летие, в 1890 году, Ага Шамси приобретает нефтеносную землю и быстро выдвигается в ряд богатейших людей Империи.
Через 20 лет, годовая добыча нефти компанией Асадуллаева составляет 8 млн. пудов. У него 38 скважин, три нефтеналивных танкера, самая протяженная сеть нефтепроводов в Баку (12.5 верст из 17), представительства компании во многих городах. В том числе, в Москве, Варшаве, Казани, Белостоке, Астрахани, Самаре, Нижнем Новгороде, Саратове, Ярославле и т.д.
На 1913 году состояние Ага Шамси Асадуллаева оценивалось в сумасшедшие 10 млн. рублей.
Дом Асадуллаева в Москве
Хотя сам Ага Шамси был самоучкой — не имел никакого официального образования, он понимал важность знаний для молодого поколения. Причем, это не ограничивалось родным городом и земляками.
Помимо выделенных средств на различные образовательные учреждения Баку, Асадуллаев оплачивал учебу нескольких десятков азербайджанцев в ведущих университетах Франции и Германии. Также посылал учится в Москву, Петербург, Киев, Харьков, Одессу.
Везде, где присутствовала компания Ага Шамси, у нее были образовательные проекты. (И даже где ее не было. Например, он учредил крупные стипендии для лучших учеников Александровского Тифлисского учительского института.)
Здание, построенное Асадуллаевым в Москве, также относилось к сфере образования — это была крупнейшая школа для детей мусульман.
Уникальность школы была не только в ее размахе, по плану мецената, она должна была стать первой мусульманской гимназии европейского типа. До этого в Москве вообще не существовало светских школ для мусульман.
Еще одной новинкой стало то, что детям, помимо русского, должны были преподавать национальные языки. (В существующих светских учебных заведениях Москвы, мусульмане изучали русский, как государственный, и арабский, как конфессиональный.)
К сожалению, сам Ага Шамси не дожил до окончания строительства (1914), но успел передать все свои планы и наработки своему поверенному Везирову. Последний, закончив строительство отошел от дел и задуманная гимназия быстро превратилась в татарскую школу.
В ней открылся детский сад, а само здание стало центром общения московских татар.
После революции, дом Асадуллаева функционировал, как "Татарский Дом просвещения".
В 2003 году здание было передано татарской национально-культурной автономии Москвы, в нём был открыт Татарский культурный центр.
Кстати, фраза вынесенная в заголовок статьи взята от нынешнего директора культурного центра Анвера Хусаинова. Полностью она звучит так:
Я буду абсолютно прав, если скажу, что дом Асадуллаева — это символ татар Москвы, в некотором смысле татар всей России.
Шамси Асадуллаев умер в Ялте, 21 апреля 1913 года. Его тело было перевезено в Баку и захоронено на амираджанском кладбище.
Видео
Небольшое обзорное видеопутешествие вокруг дома Асадуллаева и внутри него: