Честное слово, я совершенно не понимаю, за что этот замечательный дворец на Покровке люди прозвали «Домом-Комодом». Обидно и за сам дом, и за князей Трубецких, которым из-за него впоследствии местные юмористы присвоили прозвище «Трубецкие-Комод». Но многие находят, что похож. Особенно за счет того, что в действительности здание гораздо объемнее, чем может показаться на первый взгляд.
Впрочем, лично мне оно больше всего напоминает изящную классическую ширму-перегородку. Или тот самый пресловутый праздничный тортик с кремом, с которым традиционно сравнивают архитектуру в стиле барокко.
Некоторые исследователи предполагают, что это одно из очень немногих московских творений Бартоломео Франческо Растрелли или кого-то из его учеников. По-видимому, благодаря явной ассоциации с Зимним дворцом в Санкт-Петербурге. Впрочем, никаких документальных подтверждений участия в его создании знаменитого француза не имеется.
Зато все говорят, что это – едва ли не единственный из сохранившихся в Москве без особых перестроек образец Елизаветинского барокко в Растреллиевском духе. Остальные погибли в пожаре 1812 года.
И это – роскошная, расположенная на Покровке…
…Усадьба Трубецких, она же Дом Апраксина
Дворец первоначально строился для графа Матвея Федоровича Апраксина, на тот момент подпоручика лейб-гвардии Измайловского полка. Есть мнение, что заказ был приурочен к его свадьбе с троюродной сестрой Петра Третьего – того самого, которому не повезло жениться на Екатерине Второй.
Для этого Апраксин выкупил несколько участков и объединил их в один – от Лепехинского тупика до Барашевского переулка. Проект строительства в 1766 году составил (опять же предположительно) архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский, и в 1769 году постройка была завершена.
Но прожил в новеньком имении Апраксин совсем недолго, в 1772-м продав его князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Причину тому иные знатоки называют смехотворную: стиль барокко стремительно выходил из моды.
Видимо, сам Трубецкой был или менее привередлив, или считал себя выше веяний моды.
Впрочем, у князей и графов свои причуды. И последующие…
…Почти девяноста лет усадьба принадлежала Трубецким
До переезда на Покровку те жили ни много ни мало в Кремле – до того момента, пока их кремлевский дом не был выкуплен государственной казной для постройки на его месте здания Сената. Сюда же они перевезли и свою домовую Благовещенскую церковь.
Дмитрий Юрьевич – представитель и родоначальник младшей ветви Трубецких, владел помимо прочего усадьбой в Нескучном саду, имением «Знаменское-Садки» и домом в Подсосенском переулке.
Войдя во владение Апраксинским домом, князь надстроил флигели до двух этажей, пригласив архитектора Петра Федотовича Бортникова,
а через несколько лет Семен Антонович Карин выстроил еще один корпус в южной части усадьбы, благодаря чему у нее появился замкнутый внутренний двор.
Говорят, что именно тогда главный усадебный дом получил народное шутливое название «Дом-Комод», а самим Трубецким к фамилии «пристегнули» одноименное прозвище. И стали они Трубецкими-Комод.
В пожаре 1812-го дом сильно пострадал, выгорели и все его интерьеры. Но владельцы очень быстро все восстановили. Если быть совсем точным, то возрождением отчего дома занимался Иван Дмитриевич Трубецкой...
...Сын и наследник почившего в 1792 году Дмитрия Юрьевича
И стал дворец еще богаче, роскошнее и краше (9 фото).
Вскоре усадьба сделалась одной из самых знаменитых в Москве. Здесь регулярно устраивались пышные балы и приемы, среди гостей которых всегда бывали знатнейшие и известнейшие лица. Одним из таковых, к слову сказать, являлся Александр Сергеевич Пушкин – к слову, родственник Трубецких. Дело в том, что Иван Дмитриевич Трубецкой доводился троюродным братом Сергея Львовича Пушкина… а заодно и двоюродным дедом Льва Николаевича Толстого.
Юные Саша и Оля Пушкины даже искусству танцев обучались у Трубецких.
А в 1849-1850-х в доме-дворце (ну не хочется мне называть его домом-комодом) на Покровке поселился Дмитрий Иванович Менделеев. Гениальный химик приходился племянником Василию Дмитриевичу Карнильеву, служившему у Трубецких управляющим делами и имениями.
В 1861 году Ольга Федоровна Трубецкая за 125 тысяч рублей…
…Продала усадьбу Администрации Московского учебного округа
В имении расположилась 4-я мужская гимназия, переведенная сюда из Дома Пашкова и просуществовавшая до 1918 года. Гимназия та прославилась многими знаменитыми учениками. Среди них Константин Станиславский и его родной брат Владимир Сергеевич Алексеев, авиаконструктор Александр Александрович Архангельский – один из создателей Туполевских бомбардировщиков, торпедоносцев и пассажирских «Тушек» от Ту-4 до Ту-154, педагог, литератор и богослов Сергей Николаевич Дурылин, режиссер и драматург Николай Николаевич Евреинов, неоднократно в последние недели упоминавшийся мною ученый-механик Николай Егорович Жуковский… И очень-очень многие будущие доктора, офицеры, ученые, литераторы, инженеры и изобретатели.
(7 фото)
А упомянутый выше Василий Дмитриевич Карнильев, управляющий Трубецких, с 1822 по 1844 год держал в доме литературный салон, который посещали поэт Евгений Абрамович Баратынский, поэт, историк и публицист Петр Андреевич Вяземский, композитор Михаил Иванович Глинка, Николай Васильевич Гоголь и Александр Сергеевич Пушкин – вместе со своим отцом Сергеем Львовичем и в одиночку.
А потом…
…В стране случилась революция
В 1918 году усадьбу национализировали, гимназию их нее выселили и закрыли. Упразднили церковь Благовещения, ставшую домовой церковью для гимназистов. Удивительно, кстати, что церковную утварь не разграбили и не уничтожили, а собрав, передали в один из сельских храмов Коломенского уезда.
(5 фото)
Некогда роскошный, праздничный дом превратился в общежитие студентов Московского института инженеров транспорта, а с 1930-х по 1960-е годы здание было отдано под коммуналки.
Значительная часть великолепного убранства дома, роскошная мебель и даже паркет, лестничные перила и декоративная обивка стен пошли на дрова в морозные, тяжелые зимы во время Гражданской войны.
При этом, как утверждают некоторые, часть интерьеров тем не менее чудом смогла уцелеть до сего дня.
Позднее здесь в разные годы располагались Дом пионеров и школьников Красногвардейского (Бауманского) района, ВНИИ «Геофизика» и «Теплоприбор», а с 1990 по 2009 года – Российский фонд милосердия и здоровья.
А вот что здесь находится сейчас – сказать затруднительно. Буду очень рад, если кто-то из моих дорогих подписчиков это знает и сможет поделиться со всеми.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!