Знает ли ваш ребенок, что школа и учение не всегда были такими, как сейчас? Что раньше у его сверстников мог быть 1 карандаш на 60 учеников, частенько приходилось слушать уроки в голоде и холоде, а за невыученные задания можно было схлопотать розгами?
Перед вами книга Екатерины Степаненко Не хочу учиться! История школ в России, уникальная в своем роде - это история российской школы в картинках и интересных фактах для детей от 7 лет.
История начнется с цифирных школ Петра I, где учили самой полезной тогда науке – математике, а главным методом обучения была зубрежка. Вместе с императрицей Анной Иоанновной мы откроем Сухопутный шляхетский кадетский корпус, с Екатериной Великой – Смольный институт для дворянских девочек и Императорский воспитательный дом для сирот.
Что ели, чему учились и как отдыхали ученики и ученицы того времени? Царскосельский лицей, земские и трудовые школы - шаг за шагом российская школа преображается и развивается.
Публикуем отрывок из книги Не хочу учиться! История школ в России.
Царскосельский лицей
В начале XIX века дворяне по-прежнему не очень жаловали образование. Только военную карьеру они считали достойной, а государственную службу презирали и считали пустой тратой времени. Но всем известно, что чиновники должны быть хорошо образованны, ведь тогда они смогут принимать мудрые решения ради блага всех людей!
Чтобы приохотить дворянство к серьёзному образованию, выдающийся реформатор Михаил Сперанский предложил Александру I создать учебное заведение, после окончания которого молодые люди были бы сразу готовы к государственной службе. В 1810 году император подписал указ об учреждении Императорского Царскосельского лицея.
Под Лицей было отведено красивое четырёхэтажное здание, которое примыкало к Екатерининскому дворцу в Царском Селе – загородной резиденции русских императоров.
Первый набор в Лицей состоялся в 1811 году. Было принято 30 мальчиков, среди которых был и Александр Пушкин. Торжественное открытие со-
стоялось 19 октября 1811 года, и с этих пор этот день стал праздником для всех выпускников Лицея.
Каждый год 19 октября все лицеисты одного года выпуска, которые пребывали в этот день в Петербурге, собирались на дружеский лицейский обед.
Лицеисты имели немалое карьерное преимущество перед другими чиновниками, ведь их образование приравнивалось к университетскому. По окончании шестилетнего обучения они сразу же поступали на службу с высоким чином.
Царскосельский лицей был одновременно и школой, и университетом!
Как так? – спросишь ты. Всё дело в том, что первые три года лицеисты учились по курсу классических гимназий, а последующие три – по университетской программе.
Лицей в Царском Селе просуществовал до 1843 года, а потом его перевели в Петербург. Здесь он разместился на Каменноостровском проспекте и стал называться Александровским – в память об его основателе Александре I. И здесь, в Петербурге, Лицей оставался привилегированным учебным заведением, которое давало своим выпускникам блестящее образование.
Откуда взялось название «лицей»? Оно восходит к традициям Древней Греции. В той части Афин, которая называлась Ликеем, недалеко от храма Аполлона Ликейского, находился гимнасий, то есть античная школа. В гимнасии, который по месту нахождения называли Ликеем или Лицеем, преподавал сам Аристотель — великий античный философ.
В Царскосельский лицей принимали только дворянских мальчиков в возрасте
от 10 до 12 лет. Если бы ты жил в XIX веке и решил поступить в Царскосельский лицей, то тебе пришлось бы сдавать экзамены по грамматике русского и французского языков, арифметике, физике, истории и географии.
Также тебя попросили бы продемонстрировать «несомненные удостоверения об отличной нравственности». Такими удостоверениями могли служить рекомендательные письма известных и уважаемых в высшем обществе людей. А преподавателями в Лицее могли стать только профессора из Университета.
Физической подготовке лицеистов уделялось большое значение. Если бы ты учился в Лицее, то тебе пришлось бы научиться и танцевать, и фехтовать, и ездить верхом, и заниматься плаванием, а зимой – кататься на коньках.
Каждый день, невзирая на погоду, лицеисты совершали прогулки в парке. Физические занятия не только укрепляли их здоровье, но и закаляли характер, волю, самообладание. Умный – значит сильный!
Лицей был закрытым учебным заведением: воспитанники постоянно проживали в его стенах и в течение всего времени обучения не имели права покидать его территорию. Даже каникулы они проводили в Лицее и Царскосельском парке!
У каждого лицеиста была своя небольшая комната. В ней, кроме кровати, стояла конторка – рабочий стол с наклонной доской, за которым можно было работать стоя, а также комод для личных вещей и столик для умывания.
Учили в Лицее многому и основательно. Первые три года учились по гимназической программе: три языка – кроме русского ещё латынь, французский и немецкий, Закон Божий, философия и логика, математика, история, география, изящные искусства (рисование, чистописание, танцы) и гимнастические упражнения. Последующие три года составляли университетский курс.
В Лицее обучение шло по самым передовым педагогическим методам того
времени. В классах не должно было быть отстающих, поэтому профессора не переходили к новой теме, пока все ученики не освоят материал предыдущей. А вот телесные наказания были полностью запрещены! Что же делать с провинившимися? Если бы ты нашалил, то твоё имя написали бы на чёрной
доске или отсадили бы тебя за отдельный стол. И всё!
Книгу Не хочу учиться! История школ в России можно заказать на сайте издательства "Пешком в историю".
Екатерина Степаненко также автор множества книг:
Археологические открытия: города, гробницы, сокровища