Дочь с хохотом ввалилась в квартиру. Мы с мужем удивились, почему вдруг одна. Обычно вместе с зятем забирают Сашу с тренировки - где ребёнок? Оказалось, что дочь была на собрании в школе:
- Идите сюда, сейчас буду рассказывать!
Ладно, пошли. Саше со временем поступления в школу не повезло, попал на 2020 год со всем известными ограничениями. Никаких собраний. И дальше тоже особо не устраивали. За четыре года по пальцам пересчитать легко. Ходил обычно зять, поскольку школа молдавская. Дочь посетила впервые. Но почему столь бурное веселье?
А вот почему. Дочь молдавский знает, но не в совершенстве, боялась, что не всё поймёт. Учительница говорила на государственном языке, она должна. Зато другие родители - кто в лес, кто по дрова. Начинали фразу на молдавском, заканчивали на русском. Это у нас явление обычное. Но не на собрании в молдавской школе, в самом деле?
Некоторые сразу на русском говорили, другие только на молдавском. Поскольку все и всё понимали, акцента и не делали, какой язык первый пришёл на ум, тем и воспользовались.
Вопроса было два: выпускной для четвероклассников и какой язык изучать дальше.
С выпускным разобрались быстро - устроить пикник на природе. Затем папа Сашиного друга подал здравую мысль, что пикник нужен и отдельно для родителей, чтобы лучше познакомиться друг с другом. Детям вместе учиться ещё восемь лет (у нас 12 классов), а впереди любовь, разборки, да и всякое такое. Народ согласился - правильно.
Затем учительница раздала заявления, где нужно было указать, какой язык изучать детям с пятого класса. Со второго у них английский.
Варианта два - французский и русский.
И здесь вокруг поднялись шум, бурление и кипение. Дело в том, что русский раньше учили обязательно, а последние годы убрали. Теперь по желанию родителей или вообще факультативно. Вот желание родителей и спрашивали.
Дочь собралась написать французский. Русский и так для детей родной, грамматику дома выучим.
И с огромным удивлением услышала - все хотели русский. В молдавской школе. Где сами родители спокойно на русском говорили.
Аргументы выдвинули такие:
- Для чего детям учить франчезу? Для одной Франции? Вдруг ребёнок захочет потом спаниолэ или вообще китайский? Есть репетиторы, есть курсы на любой вкус. Надо будет, выучим. А русский нужен обязательно, потому что три главных языка в нашей стране - румынский, русский, английский. Без французского вполне проживём.
Дочь, которая уже написала именно французский, обалдела. Вокруг сидели молдаване. Специально отдали детей в национальную школу. Кстати, русская прямо напротив.
Спрашивается, для чего им русский язык понадобился, который отсюда 30 лет пытаются выкорчевать? Особенно нынешнее правительство старается.
И в результате всеобщих обсуждений моя дочь с французским (сама учила в английской школе), оказалась в меньшинстве позорном. Кажется, ещё два родителя написали. Остальные выбрали русский. Нонсенс для правящей верхушки страны.
Поэтому дочь и хохотала, когда ввалилась домой.
Ну и вообще собрание понравилось. Зря раньше всегда зятя отправляла, толку с него. Но думала, что не всё поймёт в молдавской школе. И родители детей все хорошие. Поговорила с одними, с другими. Учительница у них вообще замечательная, закинули даже мысль - а нельзя ли её до 12-го класса оставить? Понятно, что нельзя, но очень хочется.
И под занавес выходила дочь из класса. По лестнице спускалась вместе с дамой весьма начальственного вида. Если все остальные были одеты в курточки, то женщина вышагивала в красивом пальто. Явно птица полёта повыше обычного.
Дама обернулась к дочери, спросила, кто у неё здесь учится - девочка или мальчик? Разговор шёл на молдавском. Затем поинтересовалась именем ребёнка, дочь ответила - Александру. Дама спросила и фамилию. Когда услышала (фамилия не русская), вдруг рассмеялась и перешла на русский:
- Хороший у вас мальчик!
- ???
- Вы здесь с первого класса?
- Да, с первого.
- Если моя Ева ни разу за четыре года на него не пожаловалась, значит, мальчик хороший и воспитанный!
Эпизод ещё добавил дочери веселья к предыдущему собранию. Ни одного неадекватного родителя не видела, хотя школа обычная районная. Хотя нет - лицей с углублением в танцы и рисование. Но всё равно районная обыкновенная. Очень хорошая школа.
И под конец - про чтение
Читать мы с мужем заставляем внуков по средам и пятницам. В понедельник у Саши Алгоритмика, вторник-четверг у обоих джиу-джитсу. Из под палки усаживаем всегда два раза в неделю. Книги на русском.
Оба смысла чтения не понимают. Хотя и Женя, которая во втором классе, на русском читает хорошо.
Неинтересно им! И вообще, фильм уже видели, зачем ещё книга? Я давным-давно язык обломала объяснять. Причём, текст понимают, пересказывают, не читают механически, лишь бы бабушка отвязалась. И смысла всё равно не видят. Скучно.
Женя вместо художественной книги выбрала "Эксперименты". Ладно, хоть что-то. Саша домучил "Маугли", которую я в его возрасте проглотила бы за полчаса. Больше месяца ковырял. И оба каждый раз торгуются - а сколько страниц? А сколько по времени? А почему так много и долго? Р-р-р! По кочану!
Но вчера я Саше подсунула "Осаждённый Севастополь". Сначала рассказала о докторе Николае Ивановиче Пирогове, основоположнике военно-полевой хирургии. Он впервые во время Крымской войны:
- применил наркоз;
- использовал гипс для переломов;
- привлёк женщин-медсестёр;
- разделил раненых по категориям;
- ввёл понятие стерильности.
Дальше Саша читал. И читал, и читал Саша, тишина стояла в квартире. Где-то через час я спохватилась, что пора уроки готовить. Саша читал.
Исторические книги для него интересны, а художественные - никак.
Но хорошо, что в школе будут изучать русский. Вряд ли сильно литературой озаботятся, зато грамматику выучат. С литературой мы и дома разберёмся, в конце-концов. А грамматика для меня до сих пор - тёмный лес.
Такие у нас новости сегодня. Дочь впервые побывала на собрании в классе, где родители отказались от французского языка, который всегда шёл вторым в молдавских школах.
Правда, первым раньше был русский.