Найти тему

Где брать руководителей?

Этот вопрос волнует многих бизнесменов. Наверное это самый распространенный вопрос после вопроса - а где брать хороших сотрудников?

Написать статью на данную тему меня натолкнула одна ситуация. Недавно я был в гостях в одной компании. В этой компании мы уже многое сделали, мы настроили работу отдела продаж, мы отстроили работу отделения по работе с персоналом, в данный момент завершаем работу по налаживанию производства. И дела идут достаточно хорошо, показатели растут, проблем стало гораздо меньше. Владелец с оптимизмом смотрит в будущее и уже планирует как он будет открывать филиалы в Питере и Нижнем Новгороде, но вот незадача - беспокоит один вопрос - А где же взять руководителей? Получать хороших сотрудников научились, есть отдел по работе с персоналом, они хорошо умеют нанимать сотрудников и вводить их в должность. Есть достаточный набор инструкций, который помогает вводить сотрудника в должность. Но, для развития компании еще нужны и руководители, которые будут управлять этими сотрудниками. А где их взять? Оценив эту ситуацию, и еще множество подобных ситуаций в разных компаниях, я и решил написать эту статью, в которой подробно изложить некоторые данные, которые касаются руководителей. Давайте постараемся разобраться и ответить не только на вопрос где брать руководителей? Давайте постараемся понять какими должны быть руководители и какие факторы мешают появлению этих руководителей в компании.

Наблюдательный читатель может справедливо заметить - раз вы научились нанимать, так и наймите этих руководителей! Отчасти он будет прав. Так и владелец, у которого я был в гостях подумывает о том, чтобы нанять руководителей. Но вот опыт говорит о том, что настоящих подготовленных руководителей на рынке труда, как говорится, днем с огнем не сыщешь. Конечно же настоящие руководители есть, и я не пытаюсь этого отрицать. Но их действительно мало. Ну посудите сами - откуда им взяться. Сколько у нас в России есть учебных заведений, которые бы готовили профессиональных руководителей? Наверное не много. А сколько у нас в России компаний, из которых бы выходили профессиональные руководители? Тоже не много. Так откуда взяться этим профессиональным руководителям?

Ладно, это была не очень хорошая новость, но есть и хорошая - в России очень много талантливых людей из которых получатся хорошие профессиональные руководители, нужно им лишь чуть-чуть в этом помочь.

За все годы консалтинга, я видел много различных сотрудников, хороших и не очень хороших. Я видел много разных руководителей, я видел как появлялись хорошие руководители и я видел достаточно много случаев, когда появлялись не очень хорошие руководители, а также последствия, к которым это приводило. Все эти наблюдения позволяют сделать несколько выводов, относительно руководителей. Эти выводы помогут вам научиться создавать хороших руководителей.

Портрет руководителя

Прежде всего давайте посмотрим на портрет или образ хорошего руководителя. Какими он должен обладать отличительными чертами, или, проще говоря, каким должен быть настоящий руководитель.

Во-первых, руководитель нам нужен для того, чтобы подразделение, которым он руководит, производило тот продукт, который от него ожидается и в нужном количестве. Поэтому, руководитель должен быть способен организовать производство этого продукта и добиться этого производства от своих сотрудников. Есть некоторые руководители, которые сами выполняют всю работу за сотрудников. Конечно же они являются специалистами в своем деле, за это их и поставили на руководящую должность, но когда руководитель работает за сотрудника, то он-то производит продукт, при этом, его сотрудники ни черта не делают. Продукта всего подразделения производится крайне мало. Поэтому, руководитель должен быть способен заставить работать других людей. Иногда, для этого нужно быть жестким и требовательным.

Во-вторых, в области деятельности иногда будут происходить различные проблемы, и руководитель должен быть способен их решать. А для этого он сам очень хорошо должен знать работу своего подразделения, он должен знать как в идеале должны идти дела в подразделении, чтобы быстро находить отклонения и исправлять их.

В-третьих, руководитель постоянно должен управлять сотрудниками, он должен добиваться от них производства, он должен приводить их к согласию относительно того, что необходимо делать. А значит, руководитель должен быть лидером, он должен пользоваться уважением не только у своих сотрудников, но и у остальных сотрудников компании. Уважение не возникает на ровном месте, уважение - это результат хорошей работы. Уважение можно только заслужить, постоянно демонстрируя компетентность и высокие результаты.

В-четвертых, результаты работы подразделения, так же как и эффективность самого подразделения, постоянно должны расти. А это значит, что руководитель сам должен постоянно развиваться и он должен помогать своим сотрудникам развиваться. Только так можно добиться постоянного роста эффективности и только так можно получить постоянное развитие компании. Когда каждый руководитель будет заботится о развитии своего подразделения, мы получим рост и развитие компании. Можно сказать, что хороший руководитель - это как хороший тренер, который четко знает своего спортсмена, знает его сильные и слабые стороны и он знает, как помочь спортсмену преодолеть себя и поставить очередной рекорд.

В-пятых, руководителя часто будут пытаться ввести в заблуждение. Например, в одной компании, когда происходили срывы сроков поставки запчастей говорили что во всем виноваты китайские поставщики которые постоянно срывают сроки поставки. Когда же было проведено более тщательное расследование, то оказалось, что китайские поставщики работают как швейцарские часы, а проблема была в том, что закупщик, чтобы снизить издержки, комплектовал несколько заказов на доставку в один заказ, и из-за этого увеличивались сроки поставки. Поэтому руководитель должен быть в состоянии разобраться в проблеме, не выслушивая мнений, а анализируя факты. Он должен быть способен разобраться в ситуации, понять ее, найти правильное решение, внедрить это решение, оценить результаты. А если результаты никакие, то он должен быть в состоянии признать, что он чего-то не учел и выполнить данную работу заново. Не так много руководителей способны признавать собственные ошибки и действительно брать ответственность за результаты всего подразделения.

Итак, хороший руководитель - это компетентный сотрудник, который очень хорошо знает свою область деятельности и продемонстрировал это своими высокими результатами. Хороший руководитель четко знает, что он хочет от подразделения (от своих сотрудников), он знает как организовать производство продукта и он может организовать работу людей и добиться от них производства. А когда сотрудники проявляют слабость и всячески демонстрируют, что они не могут это сделать, хороший руководитель способен, как хороший тренер, помочь сотруднику выйти из зоны комфорта и произвести необходимый продукт. Хороший руководитель сам постоянно обучается и требует того же от своих сотрудников. А если ему пытаются «продать» какую-то несуществующую проблему, то хороший руководитель способен разобраться в ситуации и принять верное решение. Как результат, его подразделение производит продукт хорошего качества в достаточном количестве.

Являются ли описанные выше качества хорошего руководителя качествами супермена? Или подобными качествами обладают очень многие сотрудники в наших компаниях? Есть ли в ваших компаниях, сотрудники с подобными качествами из которых могут вырасти хорошие руководители?

Кстати, если хорошо посмотреть на эти качества, то мы можем сформулировать и критерии, по которым стоит отбирать сотрудников на руководящие посты.

Об этих критериях я расскажу в следующем посте.

Подписывайтесь, чтобы читать дальше полезные статьи. Ставьте лайки и пишите комментарии, задавайте вопросы!

Подписывайтесь на наши соц.сети и оставайтесь с нами:
Tg-канал: Kirill_Naumenko_order
E-xecutive: 
Кирилл Науменко