Чем ближе мои экзамены — тем старательнее я занимаюсь никому не нужной хренью. Однако, здравствуйте. Да-да, «Сумеречный Дозор» дочитан, и останавливаться я не планирую.
Стоит заметить, что с каждым «Дозором» я всё больше уважаю автора. В «Сумеречном» Лукьяненко здорово развернулся, описывая престижный дом с недостроенными квартирами, а также соседские отношения: вот водка, а вот колбаса, а давай наливай, а можно ли воспользоваться твоим унитазом. Вот я как женщина вечно недоумеваю, каким образом общаются между собой мужчины. А они так и общаются. Ну и атмосфера поездов описана классно — все эти полки, хавчик, бухло, переодевание. Словом, атмосферу наводить автор умеет.
Вспоминаем, что «Ночной Дозор» целиком и полностью посвящён Светлым, а «Дневной» — Тёмным. Казалось бы, «Сумеречный» должен рассмотреть изнутри Инквизицию. Но нет. Вся книга снова написана от лица всех задолбавшего Антона Городецкого. И он уже не так юн и наивен, как вначале. У него жена и дочка, а с пресветлым Гесером он начал общаться чуть ли не на равных. Но стиль всё равно подростковый-подростковый. Вот у Джоан Роулинг в поттериане (всенепременно напишу и об этом тоже) стиль с каждой книгой всё серьёзнее — она учитывает, что читатели в процессе чтения взрослеют. А здесь такой фишки нет. То ли Пейсатель не учёл сей человечьей фишки организма, то ли выше головы не прыгнешь. Но давайте теперь обо всех частях по отдельности.
«Ничьё время»
Это первая часть Сумеречного Дозора. В общем, там оба Дозора стоят на ушах, поскольку они получили по письму, где анонимус вещает о том, что некий Иной хочет сделать человека Иным. Всё бы ничего, но письмено пришло ещё и на имя Инквизиции, чей адрес знают далеко не все. А разруливать, как всегда, Городецкому. Книга знакомит нас с новым персонажем — Ласом. И это такой неоднозначный тип, что, кажется, Лукьяненко его с кого-то списал, ибо такого придурка нарочно не придумаешь. А если придумаешь, то сделаешь главным героем. Мне, во всяком случае, было бы жалко отводить второстепенную роль столь живописному челу. И да — Гесер, как всегда, сволочь и интриган. Я до сих пор не понимаю, что он делает среди Светлых. И снова ловлю баттхёрт. Ну совсем не такие должны быть в моих представлениях Светлые! Если у них есть та же хитропопость, лживость и лицемерие, что и у Тёмных — в чём тогда нафиг разница и где тогда настоящие Светлые? Вымерли, что ли?
«Ничьё пространство»
Это о том, как Антон отправляется в отпуск. Но и там нет ему ни минуты покоя, поскольку ВНЕЗАПНО в том же районе нарисовались древняя ведьма с древней книгой и банда расшалившихся оборотней. Мы узнаём немного больше о природе Иных, Антон рефлексирует (как всегда), а Светлане противно быть паразитом. Данная часть вызывает положительные эмоции благодаря двухлетней доченьке Антона. Ну, я про детей всегда люблю.
«Ничья Сила»
А вот здесь настало время всерьёз задуматься о том, возможно ли всех уравнять. Объявился психопат, который с помощью той самой древней книги хочет чудить, много чудить. И снова Ночной Дозор, Дневной Дозор и Инквизиция объединяются — чтобы его остановить. А главная роль отведена, конечно же, Антону. Бедный чувак, вечно он на первых местах оказывается. Ему уже давно пора на место Гесера вступить — по значимости он уже не ниже. Впрочем, кто знает — может, где-нибудь к двадцатому «Дозору» так и произойдёт.
А теперь вердикт про всё сразу.
Инквизиция меня удивила, господа. Раньше она показывалась как некая высшая сила, которая стоит над всеми дозорами, немногословная и неуязвимая. Вот на этом месте я даже не поленюсь и приведу отрывочек из Дневного:
Он протянул руку и велел:
– Коготь.
В голосе его не было ни капли властности, ни тени нажима. Но я не сомневался, что этому голосу подчинился бы каждый, вплоть до шефа любого из Дозоров.
Я медленно, с нескрываемым сожалением полез за пазуху.
Коготь бурлил, перемалывая окрестную Силу. Едва он оказался в моей руке, меня захлестнула тугая волна; в каждую клеточку врывалась дареная Когтем мощь, весь мир, казалось, готов был рухнуть на колени и покориться. Мне. Обладателю Когтя Фафнира.
– Коготь, – повторил инквизитор.
Он не добавил ничего вроде просьбы воздержаться от глупостей. Инквизиция выше бессмысленных советов.
Видали, какие крутые дядьки?! А теперь открываем «Сумеречный Дозор» и видим, что Инквизиторы не такие уж и боги, и ничто человеческое им не чуждо, и прикалываться они умеют, и кушать-пить, как и все остальные. В общем, смылся тот ореол таинственности, который витал вокруг на протяжении всего Дневного. Может быть, это объясняется тем, что Антон Городецкий всё больше эволюционирует, и ему объясняется всё больше.
А ещё заметила я, товарищи, что у Лукьяненко очень многое притянуто за уши. То есть, столько совпадений, что это уже не смешно. Ведьма с оборотнями непременно бузят именно рядом с той дачей, где отдыхает семья Городецких. Для «Фуарана» нужна кровь двенадцати — ровно столько, сколько высчитал Костя для становления Высшим, извините за спойлер. И так всю книгу. Именно поэтому она подростковая не только по содержанию, но и по внутреннему миру автора. Когда я в юности мнила себя прозаиком — у меня столько же роялей было во все кусты понапихано. И подростков в сюжете встречалось больше, чем во всех книгах автора, вместе взятых. А я ведь не для них писала, а для себя. Из чего следует вывод, что Лукьяненко молод душой. И это хорошо!
05.03.2017