Английский художник Эдмунд Блэр Лейтон родился в 1853 году и стал одним из самых известных художников-прерафаэлитов. Он писал красочные полотна на исторические темы, особенно его привлекали средние века. Каждая его картина — это сюжетная история, полная явного или скрытого драматизма. Внимание к деталям, четкая, почти фотографическая, манера живописи превращают эти картины как бы в свидетельство происходящего, а зрители ощущают себя участниками событий.
Лейтон уделял большое внимание достоверности антуража. Художник умел также показать чувства и мысли своих персонажей, в том числе те, которые сами эти персонажи старались не демонстрировать. Посмотрим четыре подобные картины.
"Жена гладиатора" — картина, в которой волнующаяся женщина показана на фоне шумной арены, где идет гладиаторский бой. Ради этого фона Лейтон погрешил против исторической истины — женщина не могла находиться на мужской трибуне, для них были отдельные места. С другой стороны, жена гладиатора могла, наверное, ходить по всем ярусам, никто специально этому не препятствовал.
Зрители увлечены кровавым зрелищем на арене, и только эта женщина даже не смотрит туда. Она отвернулась, ноги плохо держат ее, она оперлась рукой о камень. Другая рука теребит бусы... Лицо и весь облик этой женщины говорят об огромном волнении.
Картина "Призыв к оружию" посвящена XV-XVI векам (сужу по одежде персонажей). Молодая пара только что вышла из церкви, где была обвенчана. И тут буквально на пороге новобрачного призывают в армию. Похоже, вместо первой брачной ночи его ждет ночь в седле по пути к неприятелю. Это понимает и его жена, которая смотрит на военного, пришедшего забрать ее любимого, с плохо скрываемым недовольством. Что касается новоиспеченного мужа, то это статный молодой человек, несомненно, храбрый и исполненный чувства долга, так что не приходится сомневаться, что он немедленно покинет свою жену и устремится в поход.
Картина "Признание" посвящена певцу и музыканту, звезда которого, похоже, закатилась. Зрители завороженно слушают молодого исполнителя, который идет ему на смену и буквально на наших глазах становится кумиром и новой звездой. Нет сомнения, что он талантлив, что его исполнение свежо, красиво и увлекательно. Понимает это и главный персонаж картины — заслуженный бард, который сидит, отвернувшись, и слушает молодого певца. Он, как никто из присутствующих, понимает, что пришла пора уступить дорогу новому таланту, и что молодой бард на самом деле лучше его самого.
Наконец, картина, посвященная XIХ веку. Красивая девушка собирается сесть в лодку и опирается на руку недурного собой лодочника. Между молодыми людьми явно пробегает искра, и это придает картине драматизм. Вполне возможно дальнейшее романтическое продолжение событий, притом тайное, если социальное положение пары различное. Но сердцу не прикажешь.
Пожилой мужчина, одетый по моде XVIII века (то есть, ретроград) — скорее всего, отец девушки. А может, и муж. В любом случае, его вид говорит о том, что никакого флирта и тем более романа возле себя он не потерпит.
Чем вот хороши картины Лейтона (помимо живописного мастерства) — они дают простор фантазии и возможность додумывать сюжет.