Обычно я пишу статью о ребëнке, который уже справился с речевой проблемой. Но одна славная девочка заставила меня отойти от традиции. Так эмоционально и радостно она пошла к нам навстречу, что невозможно не оценить её усилия. Зовут эту маленькую открытую девочку Тая.
Для тех родителей, кому хочется, чтобы малыш заговорил побыстрее, опишу наши шаги буквально по месяцам. А прошло их с нашей первой встречи с Таей уже 17, то есть занимаемся мы к моменту написания этой статьи 1 год и 5 месяцев. Сейчас девочке 3г. 7мес.
Динамика развития речи при сенсомоторной алалии
Месяц 1-й - апрель 22 г.
Пришли они уже, считай, родными. Дядя Таечки много лет назад занимался со мной постановкой звуков. Конечно же, бабушка зорким взором углядела проблему речи у внучки максимально рано. Пошла современным путём. Поискала меня в интернете. Поисковик вывел её на мой канал. Бабушка радостно узнала меня на видео и пошла искать номер телефона в старых записных книжках. Вскоре я уже встречала новую ученицу, Таечку, которой было 2 г. 3 мес.
Первые несколько занятий - это всегда изучение возможностей ребёнка. Было ясно, что пришли они вовремя. Речи нет (слова порой появлялись, но пропадали), понимание речи нарушено, игрушки привлекали, но как-то странно, в основном было перебирание мелких предметов.
Надо работать, сомнений не было!
Месяц 2-й - май 22 г.
Начали стандартно, вводили по две-три тактильные буквы за урок и вызывали звуки механическим путем. Как и большинство детей, Тая не была в восторге от этого. Тут срабатывали обычные приёмы: мама прижимала девочку к себе, удерживая ручки, я подскакивала, мельком демонстрировала букву и зажимала носик. Тая ребёнок нетерпеливый, сердилась сразу и выдавала голосом возмущенный возглас. Мы с мамой радовались и мгновенно отпускали девочку, предложив ей малюсенький кусочек шоколада. А потом давали перебирать мелкие игрушечки или позволяли собрать какую-нибудь доску с вкладышами.
Месяц 3-й - июнь 22 г.
Начали погружение в программу по тактильному стимулированию. Как раз лето наступило. Самое время окунуть ребёнка в мир осознанных тактильных ощущений. Мы реально составили с мамой Таечки расписание: сегодня песок, завтра водичка, потом лепка из пластилина, затем размазывание красок (в смысле рисование). И всё это с коротким и конкретным проговариванием: песок сыплем, воду льём, пластилин мнём, красками пачкаемся.
Месяц 4-й - июль 22 г.
В жизнь Таечки вошли сказки. Адаптировали, т. е. сокращали и упрощали тексты так, чтобы у девочки была возможность хоть одним звуком принять участие в театрализации.
Месяц 5-й - август 22 г.
В речь Таи прорвалась спонтанная озвучка всего, что она видела. Указательный жест всегда сопровождался каким-то звуковым аккомпанементом. Непонятно что звучало, но очевидно по отношению к чему была обращена "речь" Таечки. Это было важным достижением, т.к. девочка превратилась из молчаливого созерцателя в активного комментатора. Это и есть предвестник речи.
Месяц 6-й - сентябрь 22 г.
Работа по первичному пониманию значения предлогов. Еще не стоит задача их проговаривания и использования. Только даём понять, что предмет можно осознанно переставить, при этом будет звучать слово. Какое - пока не особенно важно.
Месяц 7-й - октябрь 22 г.
Вокализации стали превращаться в осознанное звукоподражание животным. Уже можно поговорить с ребёнком.
Месяц 8-й - ноябрь 22 г.
Начали программу по вызыванию слова "Я". Одно из условий готовности к его введению - это понимание пространственного нахождения предметов. Хотя бы минимальное понимание того, что вокруг многое не стоит на месте, предметы перемещаются и их положение можно обозначить словами.
Месяц 9-й - декабрь 22 г.
Короткая произвольная фраза со словом "это". Такое коротенькое слово переводит речь ребенка в разряд фразовой. К любому предметному слову добавляем "это" и вот у нас фраза:
- Это мама.
- Это киса.
- Это сок.
В декабре же дала результаты программа по введению слова "Я". Таечка наконец произнесла его сама.
Месяц 10-й - январь 23.
Активно набираем предметный словарь. Тут в ход идут разнообразные лото, книжки с хорошими картинками.
Месяц 11-й - февраль 23
Очень много работаем с мелкой моторикой. Это прежде всего произвольная деятельность. Чем больше осознанности в деятельности ребёнка, тем быстрее происходит актуализация словаря (т.е. припоминание нужного слова), а значит, нам всё легче вызывать диалог.
Месяц 12-й - март 23 г.
Диалог занимает всё более значимую роль на занятиях. Слово "Да" уже есть, но речевой негативизм присутствует, поэтому используем тренинговые ситуации на скорость реакции. Быстро спросили, быстро ответила. Хорошо, если получалось услышать "да" 2-3 раза за урок. Но, каждый раз подкрепляя ответ Таи похвалой и чем-нибудь вкусным, мы строили базу для качественного диалога, без игнорирования вопросов собеседника.
Месяц 13-й - апрель 23 г.
Тренинги на скорость диалоговой реакции привели к тому, что Тая стала довольно успешно включаться в разыгрывание адаптированных сказок. Неплохо следила за сюжетом и вовремя вставляла свои реплики.
Я отвожу сказкам ведущую роль в формировании диалоговой речи ребенка. Тренинги на скорость ответа и на речевые провокации позволили девочке принимать полноценное участие в сказочном действии.
Месяц 14-й - май 23 г.
Таечка стала отлично повторять изолированно большую часть звуков речи (сложные искажает). Может повторить за мамой цепочки звуков: ТТТ, БББ, ДДД, ККК и т.д. Достаточно легко повторяет слова из одного-двух слогов. Пытается печатать буквы, пока не слишком похоже, но определенно с удовольствием.
Месяц 15-й - июнь 23 г.
Вводим антонимичные предлоги "Над-Под" в речь. Используем их в развёрнутых предложениях типа:
- Рыба плавает под водой.
- Бабочка летает над водой.
Составляем много простых описательных рассказов. Суть этой работы не в прочитывании предложений по карточкам к фотографии животного, а в наборе первых сведений о животном мире. Пропускам через эмоциональный и чувственный опыт ребёнка информацию о птице или звере. Если взяли тему "Мишка", то желательно рассмотреть игрушку, у кого есть рядом зоопарк, сходить туда. Прочитать сказку, где один из героев медведь. Нам нужно заложить в долговременную память ребенка хотя бы один-два факта о медведе. Проверить, получилось ли это, можно простым путём. Положите перед ребёнком две картинки (или игрушки): медведь и зайчик. Попросите показать мишку, зайчика. Показал , значит сами слова запомнил. А теперь к фактам. Спросите, кто большой и сильный. Если ребёнок показал (или сказал) на медведя, значит задача набора первых сведений о животном выполнена.
Месяц 16-й - июль 23 г.
В речи Таи появились местоимение "мой", причём в разных падежных и родовых формах: мне, передо мной, моя подушка. Почему это важно. Местоимения указывают на предмет, но не называют его. Если ребёнок начал их активно использовать, значит его уровень обобщений достаточно высок.
Месяц 17-й - август 23 г.
Мы подошли к фразе "Я сама". Все глаголы, которые уже есть в лексике Таи, можно использовать для присоединения к этой структурной основе.
В расширении глагольной лексики девочку сдерживает сложность артикулирования звуков, слоговую структуру она хорошо очерчивает с помощью гласных.
- Я сама ем
- Я сама пью
- Я сама рисую
- Я сама поливаю
Использование сочетания "Я сам(а)" важный рубеж. Это значит, что во внутренней речи появилось глагольное обозначение деятельности ребёнка. Теперь не за горами развёрнутая фраза и самостоятельная речь. От 4-х месяцев до полугода может пройти, прежде чем ребёнок выйдет в речевой поток, но он уже очевиден в зоне ближайшего развития.
Сложности диагностики сенсомоторной алалии
Самая большая трудность в диагностике случая Таечки была в том, что симптоматика у неё "плавающая". То проглянет понимание речи, то начинаешь сомневаться в этом, потому что девочка вдруг перестаёт показывать реакцию на речь. Только длительное наблюдение и переход к фразе позволили мне наконец-то определиться с названием речевой проблемы Таи.
Что говорило в пользу сенсомоторной алалии
- Были эмоционально-волевые нарушения (с ними Тая блестяще справилась).
- Были слова, которые то появлялись, то исчезали.
- Долго не закреплялся предметный словарь.
- Невероятно сложно шла к структуре простой фразы.
Что говорило в пользу моторной алалии
- Понимание пошло быстрее, чем произносительная часть.
- Относительно легко пошло слово "Я".
- Структура фразы не усваивалась на "техническом" уровне, т.е. что сказать понимала, но артикуляторно задачу долго не могла осилить.
- Предметный словарь, после того как закрепился образ буква-звук, усваивается с полной осознанностью. Нет "отчуждения смысла слова".
- Самое главное - невероятно СИЛЬНО ВЫРАЖЕННАЯ ОРАЛЬНАЯ АПРАКСИЯ. Умение сознательно управлять губами и язычком не пришло до сих пор.
Вот оно, моё логопедическое заключение: моторная алалия с сенсорным компонентом.
Логопедически подкованные читатели знают, что сенсомоторная алалия и моторная алалия с сенсорным компонентом - это синонимичные выражения. В чём же тонкость моего заключения? Я поставила на первое место "моторную алалию", чтобы дать коллегам подсказку на индивидуальность случая. Диагнозов мало, а детей много. Поэтому с коллегами мы используем некий шифр, акцентируя внимание на том или другом слове в заключении.
Мою запись специалист расшифрует так:
Сенсомоторная алалия есть, но сенсорный компонент алалии значительно менее выражен, чем моторный. И в коррекции основной упор нужно будет делать на артикуляторную работу, не забывая при этом о развитии понимания речи.
Вот такая сложнейшая диагностика! Она подвластна только логопедам, поэтому для родителей всегда даётся облегченный описательный вариант заключения.
А с Таечкой я теперь занимаюсь как с моторным алаликом, из симптоматики сенсомоторной алалии она вышла. Можно облегченно вздохнуть и работать дальше, до чистой речи!
Всем успехов в развитии речи!