45,5K подписчиков

«Любить…» без запретов. Фильм-откровение, выхолощенный бдительной советской цензурой

13K прочитали
Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие. Новеллы в духе Годара и Антониони, предваряемые цитатами из «Песни песней»; кинохроника с единственным закадровым вопросом: «Что такое любовь?» и весьма вольными интерпретациями советских граждан на заданную тему; наконец, протоиерей Александр Мень, рассуждающий с экрана о браке, плотской любви и отношениях полов – это же скандал!

Поэтическая драма «Любить…». Кинокомпания «Молдова-фильм», 1968 год. Режиссёр и автор сценария Михаил Калик. Крмпозитор Микаэл Таривердиев. Состоит из четырёх новелл по мотивам рассказов Иона Друцэ, Авенира Зака и Исая Кузнецова, Юрия Казакова и Владимира Сапожникова
Поэтическая драма «Любить…». Кинокомпания «Молдова-фильм», 1968 год. Режиссёр и автор сценария Михаил Калик. Крмпозитор Микаэл Таривердиев. Состоит из четырёх новелл по мотивам рассказов Иона Друцэ, Авенира Зака и Исая Кузнецова, Юрия Казакова и Владимира Сапожникова

Перечень замечаний, направленных главным редактором Главной сценарно-редакционной коллегии Госкино Ириной Кокоревой киностудии «Молдова-фильм» был весьма внушителен. «Режиссер увлекся показом молодёжи, бравирующей своим нигилистическим отношением к вопросам нравственности», говорилось в документе. Все «легкомысленные» реплики полагалось исключить, титры из «Песни песней» и интервью с Александром Менем вырезать, а сюжет новеллы «Осень» изменить: слишком недвусмысленно читались намерения влюблённой пары, скитающейся по городу в поисках места уединения.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-3

Фильм был «оскоплен» на 400 метров хроники, а авторская копия принудительно изъята у Михаила Калика через несколько лет при обыске квартиры. В 1990 году режиссёр частично восстановил картину, используя уцелевшие материалы, и теперь мы можем наслаждаться ещё одной жемчужиной кинематографа – изумительным по красоте, лиризму и искренности тонким, почти интимным фильмом, в котором «короткометражки», вплетённые в масштабное полотно Соломоновых песен, перемежаются с камерными бытовыми сценками, размышлениями о любви, о смыслах и нанизаны словно бусы на нить сюжетной линии.

Новелла первая. «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня»

В ролях: Алексей Эйбоженко, Марианна Вертинская, Игорь Кваша, Екатерина Васильева, Анастасия Вознесенская, Валентин Никулин, Андрей Миронов.

«– Раньше, наверное, люди целомудреннее были. – Это в чём же, Муравейчик? – Ну хотя бы в поцелуях. – А что, по-другому целовались? – Брось дурака валять. – Ну а сейчас? – А сейчас вот ты меня не любишь, а целуешь, зачем – непонятно. – Что за детские вопросы… Приятно!»
«– Раньше, наверное, люди целомудреннее были. – Это в чём же, Муравейчик? – Ну хотя бы в поцелуях. – А что, по-другому целовались? – Брось дурака валять. – Ну а сейчас? – А сейчас вот ты меня не любишь, а целуешь, зачем – непонятно. – Что за детские вопросы… Приятно!»

Скучная вечеринка в чьей-то квартире. Танцуют и лениво переговариваются пары. Мы не знаем, кто здесь гости, кто – хозяева. Очевидно одно: соединённые случайными обстоятельствами или взаимным влечением, все они чужды друг другу.

«– Ты мокрый и чокнутый. – А ты? – Нормальная. Серая. Только вот прячусь в цветные тряпочки».
«– Ты мокрый и чокнутый. – А ты? – Нормальная. Серая. Только вот прячусь в цветные тряпочки».

Андрею Миронову из почти бессловесной роли удалось создать маленький шедевр: циник и гедонист, развалившись в кресле и стряхивая пепел сигареты в аквариум с рыбками, плотоядно смотрит на хорошенькую героиню Анастасии Вознесенской.

Когда прелестная визави задумчиво интересуется, правда ли, что подснежники растут под снегом, он откидывается на спинку кресла в немом изумлении, глядя на неё как на умалишённую. Двое, говорящие на разных языках без тени надежды быть понятыми друг другом.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-6

Вдруг музыка прерывается: с магнитофонной плёнки звучит голос женщины. Она признаётся в любви кому-то неведомому – возможно, тому одиночке, что весь вечер просидел на тахте. «Люблю тебя. Очень люблю. И я не хочу, чтобы ты уезжал. Я устала тебя ждать… Нет, я не то говорю. Я буду тебя ждать. Я люблю тебя ждать».

Этой женщины здесь нет. Значит, всё-таки устала. Ушла. А вокруг магнитофона молча столпились те, кому нечего сказать друг другу о любви.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-7

Новелла вторая. «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!»

В ролях: Алиса Фрейндлих, Сергей Гурзо, Наталия Четверикова.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-8

Уверена: такую Алису Фрейндлих вам прежде видеть не доводилось. Простодушную, доверчивую, трогательно-беззащитную, открытую всем ветрам и вьюгам. Обманутую.

Девушка-кондуктор горько плачет в уголке старого, холодного, дребезжащего трамвая, в котором поздним вечером едет всего один пассажир: парнишка, только что проводивший любимую девушку до дверей подъезда и уверенный, что будет бродить по ночному вьюжному Ленинграду всю ночь – мечтать, улыбаться своему счастью и ждать новой встречи.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-9

Слёзы незнакомки неожиданно вторгаются в безоблачную и беспечальную реальность окрылённой юности вместе с бесхитростным рассказом о мужском предательстве, о нерождённом ребёнке, от которого избавилась, потому что «он» не позволил. Теперь ненужная детская коляска стоит в углу комнатушки, а в ней клубочком свернулся котёнок. «Жили. Мужем считала. Счастья хотела.Ань, а ты его любишь? – Не знаю… Навязался на душу.»

«Молоденький ещё, вот и добрый. А дома всегда хорошо. Любое горе – короткое«.
«Молоденький ещё, вот и добрый. А дома всегда хорошо. Любое горе – короткое«.

Новелла третья. «Пусть придет возлюбленный мой в сад свой и вкушает сладкие плоды его»

В ролях: Светлана Светличная, Лев Круглый, Елизавета Никищихина. По мотивам рассказа Юрия Казакова «Осень в дубовых лесах».

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-11

Утро. Поезд. Двое, которые не хотят расставаться. Он подхватывает её чемодан и увлекает за собой в шум и сутолоку большого города. Целый день вместе – какое богатство!

Но что-то с самого начала идёт не так: бесцельно растрачивается драгоценное время в попытках найти место в гостинице, вместо букета цветов в руках мужчины появляется бутылка портвейна, а нежные и доверчивые глаза его возлюбленной становятся усталыми и опустошёнными.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-12

Бульвары, скамейки, ночные подъезды, такси, берёзовый лесок, просвечивающий насквозь. Всё против них: администраторы гостиниц, милиционеры, дворники, погода, природа. Изматывающие скитания бесприютных, безымянных любовников… Да и была ли любовь? Кажется, они себе её просто придумали.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-13

То, что обещало быть романтичным и незабываемым, вдруг разительно и беспощадно выступает пошлым, бессмысленным, серым и липким, как паутина. На смену неловкости, раздражению, усталости приходит жестокое отрезвление: «Не надо мне ничего. Не хочу я. Поехали обратно. – Назад так назад. Только давай выпьем. Карман оттягивает», и оба пьют портвейн из горла. Всё предельно ясно, какая уж тут романтика!

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-14

Утро. Поезд. «Ну ладно. Пиши», – нерешительно говорит она. «Не сердись», досадливо и равнодушно отвечает он и уходит, ни разу не оглянувшись.

Конец истории. Конец любви.

Новелла четвёртая. «Сотовый мёд каплет из уст твоих, невеста, мёд и молоко под языком твоим!»

В ролях: Антонина Лефтий, Георге Швитки, Михаил Бадикяну

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-15

Красивой, доброй, наивной и невинной Нуце давно нравится Мирча. Не в силах противостоять чувству, девушка пускается на маленькую хитрость и поджидает его в поздний час на дороге, когда Мирча возвращается с повозкой сена в свою деревню.

Знойная ночь, ароматы луговых трав и душистого сена, стрекотание сверчков… Словно в противовес холодному миру, который вступил в заговор с природой против влюблённых в предыдущей истории, само бесконечное ночное небо ласково опускает свой полог над Мирчо и Нуцей, а лошади плавно и быстро несут повозку, отстукивая копытами мелодию любви.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-16

Но наступает утро, и Нуцу охватывает ужас и стыд: как вернуться к отцу? Что скажут люди?

Великолепен эзопов язык, с помощью которого создатели новеллы доносят до зрителя суть происходящих событий. Мирча останавливает повозку у ворот дома Нуцы. Во дворе ни души. Он бросает на плетень вышитую кошёлку девушки, но в это время появляется её отец с топором в руках. «Ты мне подкинул эту рвань?», спрашивает он. «Это ваша кошёлка», виновато отвечает парень. Отец молча кидает кошёлку в телегу Мирчи, говоря тем самым: ты обесчестил мою дочь, так забирай её, я не допущу такого позора!

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-17

Пристыжённый, Мирча останавливает повозку во дворе родительского дома. Не смея поднять глаз от стыда, встаёт во весь рост Нуца, и парень, почесав затылок, объявляет: «Это ваша невестка, отец!»

Читайте также:🥀

Ни слова не говоря, отец передаёт вилы сыну и отходит в сторону, а Нуца, выпрямившись, преображается на глазах, превратившись в гордую прекрасную невесту. Она берёт в руки вилы и начинает сбрасывать сено с повозки.

Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-18

«Положи меня, как печать на сердце твоё, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь». Песнь песней, 8:6

«Что такое любовь?» Все, кто находится в кадре и за кадром не перестают задаваться этим вопросом, вечным, как сама жизнь. «Тайна сия велика есть», заключает отец Александр Мень, словно завязывая узелок на ожерелье повествования, собранном из разрозненных бусин.

Узелок на память. Узелок на чувства. Узелок на жизнь.

«Я убежден, что в основе отношений мужчины и женщины лежит нечто глубокое, метафизическое. Тайна пола – это огромная тайна природы. Человек это не дух. И не тело. Человек – уникальное в природе духовно-телесное существо. Поэтому в слиянии мужчины и женщины имеет огромнейшее значение и то, и другое. Любовь вырождается, когда секс господствует.» «В момент влюбленности человек переживает состояние вечности, переживает Бога». Александр Мень
«Я убежден, что в основе отношений мужчины и женщины лежит нечто глубокое, метафизическое. Тайна пола – это огромная тайна природы. Человек это не дух. И не тело. Человек – уникальное в природе духовно-телесное существо. Поэтому в слиянии мужчины и женщины имеет огромнейшее значение и то, и другое. Любовь вырождается, когда секс господствует.» «В момент влюбленности человек переживает состояние вечности, переживает Бога». Александр Мень
Многим запомнилась жгучая брюнетка в уличном кафе, которая нервно курила и пила коньяк. Это Татьяна Журавлёва, жена историка и публициста Николая Журавлёва. Начинающий режиссёр Инесса Туманян, автор хроникальной части фильма «Любить», пригласила её в кафе на углу Петровки и Кузнецкого моста, сама же засела с камерой неподалёку, снимая Татьяну, которая за полтора часа ожидания, голодная и злая, дошла до последнего предела. Парочка холёных молодых людей и надменная блондинка за соседним столиком тоже совершенно случайны и совершенно реальны
Многим запомнилась жгучая брюнетка в уличном кафе, которая нервно курила и пила коньяк. Это Татьяна Журавлёва, жена историка и публициста Николая Журавлёва. Начинающий режиссёр Инесса Туманян, автор хроникальной части фильма «Любить», пригласила её в кафе на углу Петровки и Кузнецкого моста, сама же засела с камерой неподалёку, снимая Татьяну, которая за полтора часа ожидания, голодная и злая, дошла до последнего предела. Парочка холёных молодых людей и надменная блондинка за соседним столиком тоже совершенно случайны и совершенно реальны
Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-21

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается

«Думаю, что это хорошо – любовь. Я всегда готова любить, только сейчас у меня много работы. Это единственное, что меня удерживает от любви, потому что у меня ещё и муж есть». Из кинохроники
«Думаю, что это хорошо – любовь. Я всегда готова любить, только сейчас у меня много работы. Это единственное, что меня удерживает от любви, потому что у меня ещё и муж есть». Из кинохроники
«Брак бывает по расчету, а любовь – нет». Из кинохроники
«Брак бывает по расчету, а любовь – нет». Из кинохроники
«Главное – любить самому. Когда мы любим – мы счастливы». Из кинохроники
«Главное – любить самому. Когда мы любим – мы счастливы». Из кинохроники
«Что я думаю о любви? Ничего не думаю, я люблю». Из кинохроники
«Что я думаю о любви? Ничего не думаю, я люблю». Из кинохроники
Представляю, как задымились шапочки из фольги у членов худсовета, когда они увидели всё это безобразие.-26