Книга 2. ЛОМОНОСОВ. ЧТО В ПРИГОРОДЕ ТОМ?
Предыдущие главы:
ГОРОД ИЗ ДЕТСТВА
КИНО В «СМЕНЕ»
Когда в кино ходили обязательно
Просторное фойе кинотеатра «Смена» встречало зрителей полумраком и тишиной. Разговаривали тихо! Видимо, и впрямь, как к храму относились к этому чудесном месту. Справа от входа – маленькое окошечко кассы. Получив от зрителя оплату за сеанс, кассир отрывала с помощью линейки синий билет (эти билеты были скреплены в виде книжечки). Цена определялась местом в зале. Первые ряды и последний стоили, кажется, 10 копеек, наиболее комфортные – 35. Самым популярным у зрителей был последний 17 ряд за 10 коп.
Купив билет, зрители направлялись к стойке, где продавали развесное мороженное в хрустящих вафельных стаканчиках (вот откуда начинается история с современным попкорном в кинотеатрах!). Долгое время, пока я ходила в кино с родителями, да и потом, когда бегали на детские утренние сеансы по воскресеньям, мороженое оставалось для меня, пожалуй, даже бОльшим удовольствием, чем сам фильм! Зато потом, когда я осознала, что такое хорошее кино, оно стало неотъемлемой частью моей жизни! Впрочем, как у всех жителей страны! Хотя бы пару раз в месяц мы ходили в кино всей семьей!
Это было время искромётных фильмов Гайдая, бестолковых, но таких милых, французских комедий и слезливых индийских мелодрам! Герои из приключенческих фильмов «загнивающего запада» в потрясающих костюмах спасали от «злодеев в черном» своих дам, сверкающих драгоценностями и влюбляющих в себя своим волооким взглядом зрителей всего мира. Синдбад-мореход путешествовал по сказочно-волшебным странам Востока, Джеймс Бонд удивлял своими шпионскими штучками! Ковбои с индейцами гоняли по прериям Дикого запада! А советские люди со счастливыми глазами глядели в будущее и строили коммунизм, переживая при этом надуманные любовные драмы!
С первым звонком билетёрша отдёргивала тяжёлую бархатную штору и начинала проверять билеты. Зрители попадали в небольшой зал с креслами, где ожидали начала сеанса. Здесь на стенах, как мне помнится, были какие-то стенды с информацией о кино. Там же были фотографии кинозвёзд! Их отлично знали в лицо и по именам, а в киосках продавали наборы фотографий любимых артистов.
Впрочем, в этом «зале ожидания» обычно надолго не задерживались разве что, если фильм был неформатный и предыдущий сеанс заканчивался прямо перед началом следующего (обычно сеанс длился 1.40-1.45, а интервал между сеансами был 2 часа). Иногда в этом зале устраивали какие-то спецсеансы и встречи, но я не помню, чтобы мне доводилось на них бывать.
Пройдя ещё через пару дверей с бархатными шторами, заняв своё место в зале, все замирали в ожидании. Свет медленно угасал, и начинался киножурнал, своеобразная «нагрузка к фильму». В советские времена всё было с «нагрузкой»! А куда было девать неходовой товар? Чаще всего перед фильмом демонстрировали «Новости дня». Причём новости эти, были обычно не первой свежести. И, хотя в политике советского времени я вообще не разбиралась, несмотря на регулярные пятиминутки политинформации в школе, даже я чувствовала неактуальность этих «новостей»!
Зато, когда на первых кадрах зрители понимали, что сейчас будет «Фитиль» или «Ералаш», сатирические киножурналы, зал оживал и отзывался радостным гулом! Весёлые истории про головотяпство взрослых и шалости детей тонко иронизировали над происходящим и ещё тем, что оставалось за кадром. Они были понятны всем категориям зрителей и создавали хорошее настроение!
Сколько же фильмов было пересмотрено в уютной «Смене»! Романтическая девочка любила про любовь, а любовь на экранах тогда была необыкновенно красивая в зарубежных фильмах! Все серии «Анжелики», «Есения», «Моя прекрасная леди». Все любили и тогда покритиковать индийские слезливые мелодрамы, а я тихо про себя любила их за любовь! Видимо, примитивные сюжеты фильмов типа «Зита и Гита» были в самый раз для девочки!
Приключения мушкетёров из самой Франции полюбились ещё до Боярского! Впрочем, французские фильмы тогда были заведомо со знаком качества! Они были полны приключений, опасных и весёлых, нешуточных страстей и комических актёров. «Фантомас» со «страшным»красавцем Жаном Маре и с забавным Люи де Фюнесом стал культовым фильмом моего детства. Позже были пересмотрены все фильмы с ним, бестолковые, но милые комедии положений! Ему на смену пришёл «в жёлтом ботинке» Пьер Ришар!
К тому времени, когда стали популярны, Бельмонондо и Ани Жирардо, когда на советских экранах один за другим пошли фильмы Феллини, гипнотизирующие зрителя своей недосказанностью, многозначностью и маскарадной красотой, пробуждающие эстетику души, я подросла. В фильмах появилась глубина, которую я могла уже оценить и осмыслить! Послевкусие оставалось надолго, а в посиделках с друзьями непременным стало обсуждение фильмов! Мы говорили о таланте актёров и режиссёров, о качестве операторской работы и пытались добраться до «самого дна» картины. Мы спорили о главной идее и незаметно переходили к разговорам о несовершенстве мира и смысле жизни! И это было лучшее время, когда казалось, что мы готовы и мы знаем, как сделать мир лучше!
«Дети до 16не допускаются?» Смотреть обязательно!
Перечислять любимые фильмы я не буду! Ведь я всего лишь воспоминание о кинотеатре моего детства! Но два фильма всё же вспомню, потому что уж очень яркими эмоциями они были окрашены. Первый из них – «Ромео и Джульета» (1968). Он вышел на советские экраны в 1972 году. Когда он дошёл до провинциального Ломоносова, мне едва исполнилось 14 лет! Самое время думать и говорить о любви, тем более, героиня фильма была почти моя ровесница! К этому времени фильм уже наделал много шума, поэтому смотреть его надо было обязательно!
Но, мало того, что билеты на него было трудно купить (на ажиотажные фильмы они раскупались в первый день на весь период показа), фильм шёл как запрещённый к просмотру для детей. Выражалось это фразой: «Дети до 16 лет не допускаются». Просто потому, что в этой красивой киноленте о трагической любви двух детей сохранили (не вырезали!) фрагмент «постельной сцены», в которой (о, ужас!) мелькает обнажённая грудь Джульетты!
И все же мы с подружкой поставили цель «достать» билеты. Оделись и разговаривали по-взрослому! Нам казалось, что, достаточно накрасить глаза и разговаривать «решительно» с кассиршей, и мы вполне потянем на 16-летних! Теперь, с высоты возраста, представляю, как это нелепо и смешно выглядело со стороны! Но, видимо, строгих инструкций по поводу школьников кассирша не получила, и мы стали счастливыми обладателями двух билетов в разных местах на первом ряду, на котором смотреть фильм приходилось, задрав голову! И всё же, едва отойдя от кассы и выйдя из кинотеатра, мы орали от радости, обнимались и скакали как ненормальные, совсем не по-взрослому!
Оставалось преодолеть следующие этапы! Родители были поставлены перед фактом и, поджав губы, отпустили «приличных» девочек смотреть «неприличное кино»! Билетёрша, как и кассир, должным образом не проинструктированная, лишь посмотрела суровым взглядом и задала провокационный вопрос, вынудивший приличных девочек неприлично соврать, уверяя, что нам 16!
Фильм превзошёл все ожидания! Я сразу влюбилась в главных героев, погрузилась в эту средневековую любовь целиком, и ещё долго не могла пережить шекспировскую трагедию! Слёзы душили, сердце разрывалось от горя и отказывалось верить в смерть героев! Потрясающая музыка Нино Роты вызывала душевный трепет и на долгие годы стала любимой мелодией! А прочитанный позже Шекспир оживал исключительно кадрами из кинофильма! И любовь, к встрече которой готовилось юное сердце, другой быть не могла!
«Неприличная» любовь
Наверное, родителям не удалось тогда посмотреть фильм «Ромео и Джульета», потому что с мамой я делилась своими восторгами без нравоучительных комментариев! Их я получила после другого фильма. Необыкновенно популярным в 70-е у молодёжи стал американский фильм «Генералы песчаных карьеров» о бездомных подростках Бразилии. В СССР он был очень актуален, т.к. наглядно демонстрировал жестокость буржуазного мира! Но в душах советской молодёжи этот фильм откликнулся совсем другим контекстом! Он обнажал проблему столкновения внутреннего мира подростков и их идеалов с прагматичным миром взрослых, в котором нет места идеалам! Не это ли проблема отцов и детей, не решённая веками?
«Выкинутые из жизни» герои фильма становятся опасными и жестокими для внешнего мира. Фильм построен на контрасте! Мир вокруг подростков – комфортный, красивый и правильный. В нём человеком правят деньги, убивающие человеческие чувства и толкающие на преступления ради сохранения личного благополучия! Голодные и бездомные дети в поисках средств к выживанию стали обозлёнными и жестокими, объявив внешнему миру войну. Но, стоит чуть поближе познакомиться с героями, открываются бездонные глубины человеческой души, наполненные любовью к ближнему и заботой друг о друге. Дружба – их бесценное сокровище! И, конечно, любовь не могла не появиться в фильме. Чистая, юная и искренняя, она стала главной его трагедией!
Этот фильм я уже переживала и переосмысливала иначе, чем шекспировскую трагедию! И снова чудесная мелодия из него сопровождала этот период моей жизни. Меня пригласил на фильм одноклассник, который в это время пытался за мной ухаживать! А, чтобы «не страшно» было, он встречал и провожал меня с компанией друзей. А однажды пригласил в кино, куда тоже пошли большой компанией! И фильм я посмотрела в компании мальчишек! А потом фильм посмотрели мои родители! Ох, и досталось же мне от мамы! За что? За откровенные сцены в этом фильме, о которых сегодня мне даже не вспомнить! Ну как же мне было не стыдно смотреть этот фильм в присутствии мальчиков! Да, то были такие времена и такие нравы!
Никто ещё не забыл, что я вспоминаю о кинотеатре «Смена»? Затянуло, увлекло! А в следующий раз отправлюсь через портал с колоннами в «Дом культуры из детства»! Там не меньше воспоминаний!
Продолжение здесь:
А начало книги здесь, переходите по ссылкам, читайте всю книгу!
От автора.
Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались - Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью в канале, которая сможет вас заинтересовать