Найти в Дзене
Инвестор Сид

IPO, SPO и FPO (допэмиссия): в чем отличия. Типы размещения ценных бумаг на бирже

Оглавление

В 2024 году на фондовом рынке ожидается целый ряд событий, связанных с размещением акций. IPO и другие виды размещений часто путают между собой. Давайте освежим в памяти эти термины - как всегда, простым и понятным языком.

📈Бывает, что на определенном этапе развития компании собственники принимают решение о продаже части принадлежащих им акций на открытом рынке. Причин для этого может быть много: извлечение прибыли, желание совладельца выйти из актива, способ расплатиться по долгам. Размещение акций может происходить в форматах IPO, SPO или FPO. Вот сегодня и разберёмся, что есть что.

Чтобы не пропустить другие интересные и полезные посты, подписывайтесь на мой фирменный телеграм-канал с авторской аналитикой и инвест-юмором.

💎IPO (Initial Public Offering)

Всем известное IPO (АйПиО) - это самое первое размещение акций на бирже. Через эту процедуру компания из непубличной становится публичной, её акции начинают торговаться на бирже и становятся доступны к покупке неограниченному кругу лиц (то есть всем инвесторам).

Выход на IPO не означает, что компания впервые выпускает акции. До размещения она вполне может действовать в форме непубличного (закрытого) акционерного общества, что подразумевает эмиссию акций и их распределение исключительно среди учредителей и совладельцев.

Для инвесторов покупки на этапе IPO считаются удачным вложением с потенциально максимальной прибылью. Однако как для эмитента, так и для "новых" акционеров выход на IPO не гарантия успеха. Есть достаточно примеров, когда акции известных компаний серьезно проседали после старта продаж. Пример - "народное" IPO банка ВТБ в 2007-м году, когда ВТБ сбагрил 22,5% своего капитала частным инвесторам по цене 13,6 коп. за штуку (ха-ха).

👇А вот так про IPO рассказывает герой Лео Ди Каприо в фильме "Волк с Уолл-Стрит":

📍Недавно, кстати, подробно разобрал IPO Европлан:

Если же совладельцы после IPO решат дополнительно продать в рынок оставшийся пакет имеющихся у них акций или его часть, это уже будет называться SPO.

💎SPO (Secondary Public Offering)

SPO (ЭсПиО) - вторичное публичное размещение акций, которые, как правило, принадлежат создателям компании или венчурным фондам, в некоторых случаях государству.

📈При этой процедуре количество бумаг в свободном обращении (free float) вырастет. Как правило, это неплохо. Рост акций в свободном обращении способствует повышению ликвидности, привлекает интерес институциональных инвесторов, крупных инвестиционных фондов. Общее количество акций компании при процедуре SPO не изменяется.

Например, изначально было 10% акций в свободном обращении, а станет 15%. Соответственно, больше частных инвесторов смогут купить акции и стать акционерами этой компании. В процедуре SPO инвесторы, которые уже купили акции на IPO или на вторичном рынке, ничего не теряют.

👇Другое дело, когда речь идет о т.н. дополнительной эмиссии — выпуске эмитентом дополнительных акций к уже имеющимся. Их могут продать как на открытом рынке, так и предложить по закрытой подписке ограниченному кругу инвесторов. На западе эту процедуру часто называют FPO, у нас больше в ходу термин "допэмиссия".

💎FPO (Follow-on Public Offering)

FPO - это выпуск эмитентом ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ акций для их обращения на рынке или в пользу определенных инвесторов. Доля компании, приходящаяся на каждого владельца акции, в таком случае размывается.

👎Допэмиссия — это практически всегда плохо для акционера, за исключением некоторых ситуаций, когда привлеченный капитал направляется на сокращение долга или на привлекательную инвестпрограмму. Но и это, как правило, не отражается позитивно на котировках акций из-за отсутствия каких-либо гарантий.

Допэмиссию часто путают с SPO, хотя есть коренные различия в процедурах. SPO - это, по сути, законное право собственника продать имеющиеся у него акции. Доля акционеров при этом не размывается.

В то время как FPO (или допэмиссия) требует повторного проведения андеррайтинга и подпадает под контроль регуляторов. Доля компании, приходящаяся на одну акцию, размывается. Нередко к допэмиссии прибегают «непорядочные» эмитенты.

✈️Например, Аэрофлот проводил FPO (допэмиссию) дважды: в 2020-м и в 2022-м годах. В том числе из-за этого цена акций Аэрофлота упала с 80 ₽ до 30 ₽. О допэмиссии с целью покупки Росбанка недавно объявил Тинькофф. Также FPO планирует проводить Сегежа, чтобы избежать банкротства.

График акций AFLT за последние 5 лет. Источник: TradigView
График акций AFLT за последние 5 лет. Источник: TradigView

Как правило, эмитент проводит FPO с целью:

👉Привлечения дополнительного акционерного капитала как безвозмездных (читай - "халявных" за счёт текущих акционеров) денег - самый распространенный вариант.

👉Консолидации пакетов ценных бумаг. Например, если до FPO доля free-float составляла 25% (блокирующий пакет), то после допки пакета в 50% в пользу мажоритариев доля акций в свободном обращении сократится до примерно 14%.

👉Увеличение уставного капитала до минимальных требований для определенного вида деятельности или в связи с изменением законодательства.

Надеюсь, стало понятней.

👉Присоединяйтесь к моему телеграм-каналу! Там все интересные посты публикуются в более удобном и сжатом виде.

❓А вы когда-нибудь участвовали в IPO/SPO/FPO? 😉

Ваши лайки и подписка - лучшая поддержка канала! 👍

☑️Меня можно читать: Телеграм | Тинькофф Пульс | Смартлаб | vc.ru

🎬А ещё у меня есть канал на Ютубе! Вот это да!👀