Найти в Дзене

Ник Перумов "Алмазный меч, деревянный меч"

В сущности, главный недостаток этой книги – в не просто очень большом, а в невероятно большом количестве сюжетных линий. Всё остальное элементарно из этого следует.

Первое впечатление – самое, что ни на есть, благоприятное. Имеется некий фентезийный мир, под названием Мельин, некогда населённый множеством непохожих друг на друга народов. Тут и эльфы. И очень похожие на эльфов Дану (в книге они называются только с заглавной буквы). Гномы, орки, кобольды... И даже совсем не отличимые от людей великолепные бойцы «вольные». Жили они тут и не тужили до тех пор, пока не пришли люди и всех не завоевали. Кого-то они истребили, кого-то разогнали, а кого-то и вовсе, обратили в рабство. Ныне на Северном Континенте процветает огромная Империя Людей:

– Эхе-хе... Ну и времена настали распроклятые... – продолжал тем временем вздыхать Сидри. На глаза ему то и дело попадалась надпись на воротах крупными кривыми рунами, да вдобавок еще и с ошибками. «Входт ельфам, данам, оркам и гнумам толко с биркай!».

Начертанная мелом надпись изрядно устарела. Уже много десятилетий Дану не посещали Хвалин по собственной воле, пусть даже и с бирками инородцев, а лишь в качестве рабов, чтобы быть проданными на пыльной площади невольничьего рынка. Однако устав есть устав, и неграмотные стражники каждый день согласно циркуляру старательно подновляли надпись, сверяясь с замусоленным оригиналом. Изменить ее никто не озаботился.

Не спешите кидать камень в нашего брата-человека. Некогда люди пришли на Северный Континент просителями, спасаясь он некой, неведомой опасности. Вместо того, чтобы помочь, местные расы – в том числе и похожие на эльфов Дану, развлекаясь, расстреливали их из луков на морском берегу. Вот людям и не осталось ничего другого, кроме как драться и победить. Нетрудно догадаться, что отношение местных рас к «хумансам» опасливо-презрительное. С одной стороны, праздник однозначно на их улице. С другой, в глазах возвышенных эльфов, Дану и гномов с орками человек мало отличается от обезьяны, сумевшей эволюционировать в разумное существо.

На первых страницах книги мы видим девочку-Дану, Сеамни Оэктаканн в рабском ошейнике, откликающуюся на человеческое имя «Агата». Как и все её сородичи, Сеамни Оэктаканн – псионик, способный чувствовать растения. Помимо собственного унижения, девочка переживает за угнетённые леса Дану. Первая реакция читателя – интерес: что там будет дальше?..

А дальше автор, не говоря лишнего слова, переходит к двум «вольным» и гному, прибывшим в Империю Людей с некой тайной миссией. Дело абсолютно житейское – у автора этих строк главы так же нередко идут «черезполоской». Кроме того, история гнома и двух «вольных» выглядит ничуть не менее интересной, чем история девочки-Дану. К тому же вполне логично предположить, что в следующей главе автор вернётся к Сеамни Оэктаканн.

Вместо этого в следующей главе автор переходит к безымянному Императору Империи Людей, оказавшемуся почётным пленником в собственном дворце. Затем – к «солдату» местной мафии. По совместительству «солдат» оказывается представителем тайного сообщества магов, населяющих некую, лежащую между мирами Долину. Показывают нам и саму Долину, где живёт трёхсотлетняя красавица, боевой маг Клара Хюммель в лосинах, лихо мечущая файерболы и мудрый пожилой маг Игнациус. А тут ещё некая сверхцивилизация «козлоногих» и летающих скатов задумала торить Путь через миры – причём на Пути оказывается упомянутая Долина...

Словом, получается некий несусветный винегрет, вполне возможно, понятный автору – но неискушённый читатель во всём этом элементарно тонет. Ситуация осложняется тем, что все перечисленные сюжетные линии совершенно не связаны между собой.

Император поднимает мятеж против «Радуги» – контролирующих Империю семи магических орденов. Магам приходится сражаться, ни много, ни мало – за свою жизнь, озверевшая толпа убивает их прямо на улице. Словно не замечая этого, маги ведут небезуспешную «охоту за мечами» – деревянным Имельсторном и алмазным клинком гномов.

Попутно маги успешно справляются с давней местной бедой – «смертными ливнями». Заодно отражают вторжение упомянутой сверхцивилизации козлоногих и скатов – мобилизовав все наличные силы, оставив «на хозяйстве» едва освоившую азы молодёжь. Тем временем проблему скатов и козлоногих обсуждают обитатели Долины – ситуация в Мельине их не волнует вовсе, поскольку для них Мельин – лишь один из множества известных обитаемых миров.

Герои книги отнюдь не глупы – в большинстве случаев они правильно оценивают ситуацию. Беда в том, что несмотря на правильную оценку ситуации их поступки совершенно бессмысленны. Средневековая Европа была раздроблена, тогда как Церковь представляла собой единую организацию. Мельинская Империя едина, тогда как магических Орденов – семь. Умный политик сыграл бы на конфликте интересов, перессорив Ордена между собой. Безымянный Император берёт орденские башни штурмом, укладывая пачками собственных солдат, сжигая собственную столицу (подошедшие гномы обнаруживают припорошенные снегом развалины), и теряя единственного союзника – местную мафию.

Ниоткуда не следует, что жизнь под магическими Орденами была суровой и беспросветной. Непонятно, чего ради легионерам терять сто своих товарищей за одного мага?..

К девочке Агате (она же Сеамни Оэктаканн) впервые кто-то хорошо отнёсся – избавил от рабского ошейника, обул-одел, нарядил, словно куколку, предоставил отдельные апартаменты в собственном замке, рискнул собственной жизнью, отправившись вместе с ней в Империю. Правда, этот кто-то – очень специфический: это «сила» или, говоря по-простому, Демон Смертных Ливней, но всё же... Девочку не волнует, что упомянутый демон, пусть и не по её вине, попал в ловушку, счёл её предательницей и, в конечном итоге, погиб. Главное – наконец-то обрести драгоценный деревянный клинок.

И уж совершенно непонятно, с чего раде той же девочке-Дану, ненавидящей «хумансов» и всё, что с ними связано, отправившись на переговоры с Императором, прямо в походном шатре прыгать к нему в койку?

А как вам понравится попытка разгромить многомиллионную Империю двумя армиями, в одной из которых целых четыре с половиной тысячи гномов, тогда как в другой – аж полторы сотни лучников-Дану? Правда и у тех, и у других имеются магические артефакты – алмазный и деревянный мечи, защищающих нападающих от ударов и делающих их непобедимыми, но согласимся, что четыре с половиной тысячи и полторы сотни – это несколько маловато.

Порок, которым страдают практически все авторы фентези-романов – созданные ими миры представляют гибрид средневековья с античностью. С одной стороны, имеет место классический феодализм, с баронами и баронскими дружинами, с пышными титулами. Однако порядок на землях Империи поддерживают, и новые земли завоёвывают настоящие римские легионы. Как и положено, в состав легионов входят примипилы, гастаты и триарии, на вооружении имеются римские метательные копья – пилумы... Непонятно зачем, при наличии пилумов, в состав легионов включили ещё и арбалетчиков? Но, самое главное – зачем нужны баронские дружины, коль скоро в распоряжении Императора имеются легионы? Плодить сепаратистов?..

Соответственно, герои носят частью европейские, частью русские имена: Еремей, Онфим, Таньша, Агата, Сильвия... Можно так же вспомнить обитателей Долины: Клару Хюммель и Игнациуса. Однако имена имперских легионеров – подчёркнуть римские: Корнелий, Сулла...

Язык книги вполне читабельный – мелочи вроде «чёрные волосы цвета воронова крыла» не в счёт. Улыбку вызывают разве что слова и названия на языке Дану – автор использует буквы из немецкого и французского языков с надстрочными знаками – умляутами и аксантами, стараясь расставить их как можно больше. Два «эс-тсет» подряд выглядят и вовсе смешно – представляете, как это должно шипеть на языке оригинала...

Подводя итог, признаемся, что книга откровенно неплоха – для метро, когда хочется просто уткнуть глаза, отвлекаясь от пошлой действительности. В любом ином случае одолеть растянутые, никак не связанные друг с другом эпизоды будет не так-то просто...