В историческом районе Золотой рог в Стамбуле возведен Собор Святой Софии. Некоторые называют его «восьмым чудом света». Учитывая его международное значение и то, насколько он опередил свое время, это вовсе не преувеличение. Также его называют по-гречески “Айя София”. Это ценное произведение искусства и архитектуры и одно из самых посещаемых туристических мест в мире.
Знания обычного человека об этом сооружении ограничиваются тем фактом, что этот византийский памятник был крупнейшим сооружением в мире в то время, а после завоевания Стамбула он был превращен в мечеть, затем служил музеем, а сейчас снова мечеть.
Содержание
- История
- Архитектура, план храма
- Известные мозаики
- Что посмотреть в Айя София?
- Разделы, добавленные после того, как стала мечетью
- Как добраться?
- Советы по посещению, часы работы Айя София, стоимость
История
Слово «Ая», происходит от слова «священный», а слово «София» от древнегреческого слова «софос», означающего мудрость. Божественная мудрость считается в православии одним из трех атрибутов Бога.
Собор Святой Софии строился не один, а трижды, пока не приобрел свой сегодняшний окончательный вид. После последней постройки он оставался самым большим собором в мире на протяжении 1000 лет. Он стал центром религиозной жизни Стамбула, который был столицей Римской и Османской империй.
Коротко поговорим об истории 3-х соборов Святой Софии:
Первая Святая София
Строительство первой церкви было инициировано Константином Великим (Константин I 272 г. н. э. 337 г. н. э.), который сделал Византий столицей Римской империи. Он был завершен и открыт для поклонения в 360 году его сыном. Первая церковь называется Мегало Эклесиа, что в переводе с греческого означает «Великая церковь». После восстания в 404 году, и от него мало что осталось.
Вторая Айя София
Второй собор Святой Софии в Константинополе был построен императором Феодосием в 415 г., но спустя век сгорел до тла.
От 2-й церкви остались только колонны во дворе и саду. Во время раскопок, проведенных в 1935 году, примерно на два метра ниже пола нынешней церкви были обнаружены лестница монументального входа во вторую церковь и фрагменты фриза, украшенные барельефами овец, символизирующими 12 апостолов. Вы можете осмотреть все это в саду Святой Софии.
Третья Святая София
Третий Софийский собор в Константинополе, сохранившийся до наших дней, был построен при императоре Юстиниане, физиком Исидором из Милета и математиком Антемиосом из Тралеса. Строительство началось 23 февраля 532 года, завершилось через 5 лет и открылось для богослужений 26 декабря 537 года. На его строительстве трудилось 1000 подмастерьев и мастеров и 10 000 рабочих. Айя София – самый быстровозводимый собор в мире.
Мечеть Айя София
После завоевания Константинополя в 1453 году Софийский собор был преобразован в мечеть, куда были добавлены исламские элементы. 4 минарета достроили во время правления разных султанов. К зданию пристроили мраморную кафедру, галерею, библиотеку,медресе, столовую и фонтан в саду.
В 19 веке при султане Абдулмеджит в храме проводилась реставрация. Это дело доверили братьям Фоссати итальянского происхождения. Они обновили внутреннюю и внешнюю отделку, укрепили купол, свод и колонны здания.
1 февраля 1935 года Айя София стал музеем.
В 2020 году ей возвратили статус мечети. Пол покрыли ковром, а мозаика в молитвенной зоне во время молитвы закрывается занавеской с электронной рельсовой системой.
Архитектура, план храма Святой Софии
В 6 веке Юстиниан приказал своим архитекторам построить здание, превосходящее то, что он считал самым впечатляющим в мире – Римский Пантеон. Айя София – настоящий архитектурный феномен, который выдержал несколько землетрясений, менял свой облик и обогащался новыми элементами.
Ниже на фото план Святой Софии, который был возведён в Константинополе
Гигантский купол Святой Софии
Первый купол рухнул через 20 лет после постройки. Архитекторам пришлось искать решение и сделать его максимально легким и прочным.
Он считается одним из величайших шедевром античности с диаметром более 30 метров и высотой более 55. В нем 40 окон, через которые все здание заливает дневной свет, будто Божий. Купол кажется подвешенным к небу на золотую цепь. Окна создают разрыв между куполом и остальной частью здания, будто он просто парит в воздухе. Каркас купола образуют 40 ребер, между ними легкий кирпич.
Его основание поддерживается кирпичными стенами, купольное перекрытие опирается на 4 большие арки, которые поддерживаются четырьмя огромными колоннами.
Использование подвесок
Первым зданием в истории, где были применены подвески, была Святая София. Если купол расположить только на арки он может треснуть и рухнуть. Эти изогнутые углы, называемые подвесками, похожие на перевернутую дольку апельсина, образуют круглое основание купола на прямоугольном основании. Эти подвески передают вес купола на основные опоры и направляют их на землю.
Контрфорсы добавлены столетия спустя
К основным опорным столбам были добавлены выступы, идущие наружу. Они предназначены для отклонения давления опор на землю, подобно опорным контрфорсам в готической архитектуре.
Всего в соборе Святой Софии 24 опорных контрфорса: 7 на востоке, 5 на западе, 4 на севере, 4 на юге и 4 в весовой башне. Некоторые контрфорсы были построены в период Восточной Римской империи, а другие – в период Османской империи.
Минареты добавлены исламом
После того, как объект был преобразован в мечеть в разное время было добавлено 4 минарета по 60 метров.
Дизайн Айя Софии вдохновил великого османского архитектора Мимара Синана.
При строительстве мечетей он начал сочетать традиционный план базилики с апсидой, притвором и нефом, с центральным куполом с подвесками, добавляя минареты. Поэтому сегодня силуэт мечетей похож на Софийский собор, но внутри посетителей впечатляет невероятный масштаб сооружения.
Внешний притвор
В Софийском соборе два притвора: внутренний и внешний. Войдя во внешний притвор, вы увидите мозаичную подпись султана Абдулмеджида.
Еще один предмет, на который стоит обратить внимание, — это чаша со змеей. Эту большую мраморную чашу с двумя змеиными мотивами внутри привезли сюда из термального источника Асклепиона, знаменитого больничного комплекса в древнем городе Пергам. Как известно, змея – символ медицины.
Во внешнем притворе находится саркофаг императрицы Ирины и религиозные законы, принятые духовным собранием, собравшимся в Святой Софии в 1166 году, оригиналы которых были найдены в 1567 году.
Двери
Пять дверей, покрытые бронзой возрастом 1500 лет приветствуют вас на пути от внешнего притвора к внутреннему притвору. Изначально их было 7. Из внутреннего притвора в главное помещение ведут 9 дверей. До разграбления во время 4-го крестового похода (1204-1261 гг.) они были украшены золотом и серебром. Средние известны как Императорские ворота. Отсюда императоры входили в собор Святой Софии. Говорят, что он был сделан из дерева Ноева ковчега.
Ореа Порта
Orea Porta, что означает «Красивая дверь», — ведет в здание с бокового входа. Ее сняли из древнего языческого храма в Тарсе в 838 году нашей эры и установили здесь. Изначально она не поместилась, пришлось выкопать землю и установить.
Колонны, капители и мрамор
Всего 107 колонн: 16 из них в основной части были привезены из храма Артемиды в древнем городе Эфесе, 8 красных – из Гелиополя в Египте, а остальные – из храма Баальбека в Ливане и других частей империи.
В интерьере собора Святой Софии стены и пол полностью покрыты мрамором. Желтый мрамор доставили из Сирии, белый – с острова Мраморного, зеленый – из Греции. Пол полностью выложен мрамором, привезенным с острова Мармара.
Мозаики собора Святой Софии
Мозаика Сретения
В конце коридора при входе через Красивые ворота можно увидеть мозаику Сретения, датируемая 8 веком. Её обнаружили во время ремонта, проведенного Фоссати в 1849 году. Мария держит на руках младенца Иисуса, слева от нее – Константин I, основатель города, держащий в руке модель Константинополя, а справа – Юстиниан держит модель Айя Софии, которую нужно подарить Иисусу.
Над Красными воротами установлено большое зеркало, чтобы посетители не пропустили мозаику Сретения, покидая здание.
Мозаика Богородицы
На полукуполе апсиды расположена 5-метровая мозаика. Мария восседает на мягком троне, украшенном драгоценными камнями. На руках у нее ребенок Иисус.
Эта мозаика и рядом расположенная с ней мозаика Гавриила во время молитвы закрываются электронной шторкой.
Деисис
На мозаике «Деисус», датированной 1262 годом, Иоанн Креститель находится справа, а Пророк Мухаммед – слева. Они молятся о прощении человечества. Выражения лица на правой и левой половинах лица Иисуса различны. На фото видно, что половина произведения утеряна.
Комменос
На мозаичном панно XII века император Иоанн II Комнин, его жена Ирен венгерского происхождения и их сын Алексиос. В центре композиции находится изображение Марии с младенцем Иисусом на руках.
Мозаика Зои
Здесь изображены Константин (1042-1055) и царица Зои (Зои). Между императором и императрицей — Христос.
Императрица Зоя, которая три раза выходила замуж, чтобы остаться на троне, каждый раз обновляла на мозаике лицо мужа. Одержимая красотой и молодостью, Зоя трижды просила мастеров омолодить ее портрет.
Мозаика Императорских ворот
Она, датируемая IX веком, находится на верхней стене Императорских ворот. Посередине расположен Христос, Гавриил — в правом медальоне, а Мария - в левом. Бородатый человек в левом нижнем углу — византийский император Леон. Он женился четыре раза, чтобы родить наследника. За это его отлучили от религии. В то время допускался брак не более 3 раз. Поэтому он на картине извиняется перед Иисусом.
Что посмотреть в Айя Софии
Ангелы на подвесках
На подвесках выгравированы изображения четырех ангелов. Состоящие из головы и шести крыльев, они защищают Божий престол на небесах.
Ангелы на востоке сделаны из мозаики, а два ангела на западной стороне повредились в период Восточной Римской империи и их обновили как фрески.
В период Османской империи лица этих ангелов были закрыты металлической крышкой. Их покрывают во время молитв.
Кубы Святой Софии
Кувшины эллинистического периода, найденные в древнем городе Пергаме. Кубы, изготовленные из моноблочного мрамора, вмещающие в среднем 1250 литров жидкости. В этих кубках раздавали шербет публике во время праздничных молитв. В остальное время их использовали как фонтан с водой.
На самом деле до Махмуда II таких кувшинов было три. Самый богато украшенный находился в хамаме Куплю в Бергаме. По просьбе короля Франции Махмуд подарил ему куб. В настоящее время его можно увидеть в Лувре в Париже.
Омфалион
Омфалион означает «центр, пуп мира». Это место, где короновались императоры в период Восточной Римской империи. Круги представляют Иисуса и 12 апостолов. Во время церемонии коронации император стоит посередине, а духовенство выстраивается кругами вокруг него.
Хызыр Макам
Это точка, выгравированная на мраморе прямо под куполом. В настоящее время покрыт ковром.
Колонна желаний (Колонна плача)
На северо-западной стороне здания – колонна желаний. В отверстии посередине столба находится влажное место, будто слезы Марии. Говорят, если приложить палец к больному месту боль проходит. Также можно загадать желание.
Крестильная чаша
При выходе из храма во двор находится комната баптистерия. Крестильная чаша баптистерия, превращенная в мавзолей после смерти султана Мустафы I в 1639 году, была обнаружена при раскопках в саду Святой Софии в 1943 году и возвращена на прежнее место.
Что посмотреть в верхних галереях
На верхний этаж можно попасть из основного помещения по пандусу. В правой галерее находится ложа императрицы, мозаика Деисиды, мраморная дверь, письменность викингов, надгробие Хенрикуса Дандоло на земле, наклонные колонны, мозаика Зои и мозаика Комменоса. В левой галерее — мозаика «Император Александр» и трап.
- Ложа императрицы
Императрицы наблюдали за церемонией коронации из царской ложи в южном нефе верхнего этажа. От нее остались небольшие колонны с мраморными главами и круглый зеленый камень-порфир, указывающий место, где был установлен трон императрицы.
- Письмо Викинга
В византийский период викинги по рекам добирались до Черного моря, а оттуда в Константинополь. Они служили наемниками императорам. В южной галерее на верхнем этаже, на мраморных перилах, алфавитом руни выгравировано имя солдата по имени Хальвдан. - Надгробие Хенрикуса Дандоло
Те, кто читал роман Дэна Брауна «Инферно», помнят, что Хенрикус Дандоло, венецианский дож, возглавивший 4-й крестовый поход (1204–1261 гг.) и считавшийся слепым, умер в Стамбуле в 1205 году в возрасте 70 лет и был похоронен в соборе Айя София. Позже его могилу вскрыли византийцы, а кости Дандоло выбросили в море. Символическое надгробие Хенрикуса Дандоло расположено в верхней галерее. - Наклонные колонны
Вы заметите, что некоторые колонны галереи верхнего этажа наклонены, как Пизанская башня. Это колонны, которые изгибаются из-за давления, создаваемого куполом.
Разделы, добавленные после того, как стала мечетью
Михраб и минбар
Михраб, представляющий собой полое и углубленное место посередине стены, перед которым прихожане стоят во время совершения молитвы, датируется XIX веком. По обеим сторонам великолепного алтаря, украшенного позолотой, стоят большие масляные лампы, которые привезли из церкви в Венгрии во времена правления Сулеймана Великолепного.
На правой стене михраба висят каллиграфические произведения османских султанов, а на левой – работы выдающихся каллиграфов того периода. Возвышающаяся конструкция с лестницей, похожая на кафедру, справа от михраб — это минбар. Здесь имам произносит свои проповеди и возглавляет молитвы. Он был построен султаном Мурадом III.
Ложа муэдзина
Напротив минбара, находится строение, построенное в классическом османском стиле. Как и михраб, он также обращен к Каабе в Мекке. Муэдзин стоит на вершине этой ложи во время молитвы.
Ложа султана
Слева, в северо-восточной угловой нише – строение, поднятое на стройные колонны. Это была ложа, построенная братьями Фоссати для Абдулмеджида. Здесь султан мог уединиться на молитве.
В манере, типичной для архитектурной практики XIX века, Фоссати объединил разные стили, о чем свидетельствуют колонны и парапеты в византийском стиле, украшенные стилизованным османским орнаментом.
Большие линейные знаки
8 больших круглых каллиграфических пластин, висящие в зале, были написаны Казаскером Мустафой Иззетом Эфенди, одним из самых известных каллиграфов того периода, во время реставрации братьев Фоссати. Это самые большие каллиграфические знаки в мире, диаметром 7,5 метров.
Библиотека Махмуда I
Когда вы двигаетесь в южную часть собора Святой Софии, вы увидите золотистое, богато украшенное место, — это библиотека. Его построили при Махмуде I в 1739 году.
Мавзолеи
Османские султаны хотели навсегда найти покой в соборе Святой Софии. Об этом свидетельствуют святыни, расположенные снаружи, справа от входа: гробницы Селима III, Мурата III, Мехмета, Мустафы I, Ибрагима и гробница шехзаде.
Муваккитане
Муваккитаны — это места, где люди, которые сообщали время молитвы, глядя на солнце, определяли время и час молитвы и проводили небольшие астрономические исследования. Мувакитане был построен братьями Фоссати при султане Абдул Меджид. В византийский период на этом месте была башня с часами.
Начальная школа
В настоящее время также используется как выставочный зал, проводятся различные встречи и конференции.
Фонтан
Выйдя в сад, вы увидите очень богато украшенный фонтан, построенный Махмудом I в 1739 году. Он состоит из восьми мраморных колонн с 16 кранами. В византийский период здесь тоже был фонтан. Прежде чем войти в собор Святой Софии, верующие умывали в этом фонтане руки и лица.
Как добраться до собора Святой Софии?
- Проще всего добраться на трамвае, поскольку перед Софийским собором располагается остановка. На трамвайной линии Багджылар-Кабаташ можно выйти на остановке «Султанахмет» и дойти до собора Святой Софии, а можно выйти на остановке «Гюльхане», пройти немного дальше и осмотреть окружающие достопримечательности.
- Для тех, кто прибывает с азиатской стороны – воспользуйтесь паромом. Сядьте на паром до Эминёню из Кадыкея или Ускюдара. На трамвае с остановки Эминёню двигайтесь в направлении Багджылара, воспользовавшись трамвайной линией Багджылар-Кабаташ, как указано выше.
- Мармарай – хорошая альтернатива для тех, кто приезжает с азиатской стороны Стамбула или тех, кто хочет сократить свое путешествие с европейской стороны. Выйдя из Мармарай на остановке Сиркечи, можно воспользоваться трамвайной линией, либо добраться пешком.
- Если вы едете на собственном автомобиле, знайте, что улицы вокруг Голубой мечети закрыты для движения транспорта. Можно найти парковку возле дворца Топкапы.
Подробнее: Такси в Стамбуле: советы, цены в 2024 году, как вызвать
Где находится Святая София
Это одно из первых мест, которое стоит увидеть, оказавшись в Стамбуле. Он расположен в районе Султанахмет в Фатихе.
Рядом с ним находятся дворец Топкапы, Голубая мечеть и Византийский ипподромом, а также прямо через дорогу от Еребатан Сарныджи, Цистерна Базилика, что позволяет легко совместить ваш визит с другими историческими достопримечательностями.
Святая София на карте
Информация о посещении, часы работы Айя София, стоимость
В связи с переоборудованием из музея в мечеть Софийский собор открыт круглосуточно.
Стоимость посещения Айя Софии составляет 25 евро для иностранцев, и бесплатно для граждан Турции. При этом туристам можно посещать только второй этаж мечети.
Касса расположена напротив фонтана султана Ахмеда III. При покупке билета Вам предоставляется аудиогид.
Вход в мечеть Святой Софии для туристов с южной стороны на второй этаж, выход с северо-восточной стороны.
Советы:
- Как и в других мечетях, женщины должны покрывать головы, а мужчины должны быть одеты скромно. Платок можно купить на месте – 20 лир, балахон – 40 лир.
- При входе надо снимать обувь. Оставить её можно у входа на специальных полках, либо захватить сумку, если боитесь потерять. Возьмите с собой теплые носки, так как пол мраморный, хотя и укрыт ковром.
- С едой и напитками не пускают, а вот простую воду можно.
- Вечером меньше народу.