Найти в Дзене
ТЕЛЕВИЗИОНЕР

Ямщик, не гони лошадей! Рубрика "ЧТЕНИЯ О ВЯТКЕ"

г. Вятка конец 19 века.
г. Вятка конец 19 века.

«Обязательные правила для производства извозного промысла в городе Вятке изданные Вятскою городскою думой 1880 г.»

- Занимающиеся извозным промыслом должны быть прилично одеты; лошади у них должны быть здоровы, не искалеченные, не хромые и не изнуренные; экипажи должны быть прочные и в постоянной исправности. Вся упряжь должна быть совершенно прочная и исправная…

Кодекс поведения вятских извозчиков.
Кодекс поведения вятских извозчиков.

-Извозчик отнюдь не должен являться в езде в нетрезвом виде, с пассажирами должен быть вежлив, ни в каком случае не дозволяя себе грубого обхождения, должен вести себя прилично и вежливо, не дозволяя себе на улицах или пристанях брани, непристойных слов, крику и песен, не преследовать прохожих назойливыми предложениями своих услуг,
не дозволять себе насмешек над проходящими и т. д. , вообще не нарушать тишины и спокойствия…

Вятка - деловой центр губернии начало 20 в.
Вятка - деловой центр губернии начало 20 в.

- На пристани, на площадях и улицах лошади должны стоять в рядах, не
загораживая свободного прохода и проезда по оным; подавать экипажи следует по требованию пассажиров, поодиночке, не бросаясь по несколько в раз, во избежание всяких беспорядков при подаче лошадей; при езде держаться правой стороны улицы, посреди улиц не останавливаться...

- Езда должна быть умеренно-скорая и осмотрительная, для предупреждения наезда на проходящих, столкновения экипажей и т. п. Ездить вскачь, в перегонки, рядом, строго воспрещается, также воспрещается извозчикам оставлять свои экипажи и отходить от своих лошадей, оставляя их без присмотра…

Вдоль по Николаевской. Главная улица дореволюционной Вятки - ныне ул. Ленина.
Вдоль по Николаевской. Главная улица дореволюционной Вятки - ныне ул. Ленина.

- Кладь и вещи, отданные для перевозки извозчику, должны быть доставлены, по указанию пассажиров, немедленно. Вещи, забытые седоками, извозчики обязаны непременно в тот же день возвращать по принадлежности, или же представить в Полицейское Управление…

Извозчики у модных магазинов Вятки.
Извозчики у модных магазинов Вятки.

- Плату с пассажиров за провоз с пристани в город и обратно, а также за езду по городу извозчики могут требовать не свыше таксы, каковая такса составляется на год Городскою Управою, с участием Полицмейстера, и утверждается Думою. Впрочем, установленная на год такса может быть изменена и раньше истечения этого срока…"

Такса вятских извозчиков (весной), экипаж 1 лошадь 1 час: днем – 25 копеек серебром. Ночью — 30 копеек. За экипаж с парой лошадей 40-45 коп. серебром.
С пароходных и перевозной пристаней до квартиры в городе Вятке: экипаж 1 лошадь — днем 30 коп. Ночью — 40 коп. Экипаж из двух лошадей 40-50 копеек серебром.
Летом и зимою расценки были значительно дешевле от 10 до 20 копеек за час. Связано это с межсезонной распутицей. Когда устанавливался зимний путь или летом дороги были сухими, такса на перевозку пассажиров снижалась. А вот в праздники: Масленица, Пасха, Рождество и в Новый год плата за проезд возрастала до 40 копеек серебром, как ночью, так и днем!

Деловой центр купеческой Вятки. Сибирский торговый банк начало 20 в.
Деловой центр купеческой Вятки. Сибирский торговый банк начало 20 в.

По мере того как рос город Вятка и увеличивалось его экономическое значение — все острее вставал вопрос о средствах передвижения по городу. Первый общественный транспорт в Вятке — омнибусы известен с 1909 года. Маршрут пролегал от железнодорожной станции «ВЯТКА-I» до гостиницы Миронова на ул. Спасской. Проезд стоил для взрослых 5 копеек, для детей 2 копейки. Одного маршрута было явно недостаточно для делового и торгового центра губернии -поэтому до начала 1930-х годов самым быстрым и удобным способом перемещаться по городу был экипаж с извозчиком.
Сегодня мы с вами узнали о работе самого первого пассажирского транспорта Вятки. Прочесть «Правила извозного промысла» весьма полезно — это не только экскурс в историю, многие правила 1880 г. вполне актуальны и в 2024 году!

Авторская рубрика Алексея Фоминых, режиссера телевидения, автора программ по истории и краеведению.

📢Предыдущие выпуски проекта "Чтения о Вятке" посвященного 650-летию города Вятки (Кирова) можно найти по ссылкам здесь:

👉 https://dzen.ru/a/ZTT_t9Ea4B0qjn26?referrer_clid=1400&

👉 https://dzen.ru/a/ZQm7-43LeRgbvSgr?referrer_clid=1400&

👉 https://dzen.ru/a/ZRSKNBNHU0uQBtCM?referrer_clid=1400&

👉 https://dzen.ru/a/ZRewHo9FaRPALqMq?referrer_clid=1400&

👉 https://dzen.ru/a/ZSKf8-nlhnlLvYUh?referrer_clid=1400&

👉 https://dzen.ru/a/ZSWXV7qcv2E0DqOf?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZUjt67sseVIPpJuF?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZU5ex7sUaG89Wt4p?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZU_XOsA3435UAU8L?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZVpB_P1-sCIws52s

👉https://dzen.ru/a/ZWODZLXbDUef4NAX?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZWx6vcIF-xcrHA3b?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZW7Vaiv_4STHXEr6?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZXBZTqXhEESGZQ6p?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZXF_CGq6Wy12W8hj?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZXWBJkxB1w2aaK34?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZYW-8-7IuQ9lXVoU?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZY3FoevCJlTspSt3?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZZv5xLChZQJnBisX?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZaAidK4y13-bIpUl?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZaPTshDd8DIlJ4oM?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/Za6caF1Dd3_8RSbZ?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZbU43HoFqAsco7K6

👉https://dzen.ru/a/ZbtdmznoLwbakqMS

👉https://dzen.ru/a/Zb_G2v7wezHBhp5d

👉https://dzen.ru/a/ZdHA0i-qBx9LYlvb

👉https://dzen.ru/a/ZdsD01aa7nu08dyd?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZeTQXBNdeyF7RT34?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZewFcChxTFMRol4K?share_to=link

👉https://dzen.ru/a/ZfvnGrp3o3fHZDrP?share_to=link