Если бы существовала книга рекордов для городов, то наверное, туда попал бы самый древний город на Земле, самый крупный город или город находящийся, скажем, на самой высокой точке планеты. И среди городов-рекордсменов, вполне мог бы оказаться и город Нововятск. Основанный в 1955 году, в 1989 он стал частью города Кирова — Нововятским районом. Самый молодой город просуществовал всего 34 года! Это тоже своеобразный рекорд и не только в российской истории, но возможно даже в мировой!
О городе Нововятске, скажу без ложной скромности, известно во всем мире! «Нововятск» бывал и в Японии, и в Австралии. Был замечен в портах Сан-Франциско и Нью-Йорка. Швартовался на Кубе и в Южной Америке. Как вы поняли — речь пойдет о крупном океанском корабле!
13 мая 1970 года газета «Кировская правда» сообщает: «В Ленинград, в управление Балтийского морского пароходства, на днях пришла радиограмма из Финляндии, из города Турку. Капитан дальнего плавания Г.В. Семенов сообщает: «В торжественной обстановке поднят Государственный флаг на теплоходе «Нововятск». Экипаж судна сделает все для того, чтобы с честью выполнить любое задание Родины!»
Уже на следующий день теплоход «Нововятск» вышел по маршруту Турку-Вентспилс. Из этой латвийской гавани судно начало другой рейс, к берегам ФРГ, в порт Бремен. Там «Нововятск» взял груз - металлические трубы для газопровода . Груз был доставлен в Ленинград точно в срок.
Затем океанский богатырь направится к берегам братской Кубы. Побывал в гаванях Японии, Австралии, Новой Зеландии и многих других стран.
В год 600-летнего юбилея города Кирова в адрес областных газет пришла радиограмма «Кировская правда» 1974 г.№ 235 (5 октября):
«Трудовая биография теплохода «Нововятск» не так велика, всего четыре с небольшим года. Но судно уже побывало в разных районах Мирового океана, посетило много портов, где у моряков появились друзья. Об этом свидетельствуют и экспонаты небольшого судового музея.
Многочисленные яркие вымпелы напоминают членам экипажа об интернациональных встречах и спортивных матчах с молодежью Бразилии, Мексики, Кубы. Рядом подарки молодых чилийцев.
….За кормой порты Центральной и Северной Америки. Десять дней заполненных трудом , переходы, грузовые операции — все это потребовало от моряков огромного физического и морального напряжения. Рейс сложился так, что вместо трех запланированных портов теплоход «Нововятск» побывал в четырех! Работу затрудняла необычная жара. Она доходила до 35-37 градусов по Цельсию. Экипаж преодолел все трудности. Из Нью-Йорка «Нововятск» вышел точно по расписанию. Все трюмы судна заполнены грузом. Рейс -Европа-США-Европа экипаж настроен завершить с высокими финансовыми показателями!
Л.Рыбаков первый помощник капитана сухогруза «Нововятск»
А газета «Моряк Балтики» в 1974 году сообщала: «Сейчас теплоход-красавец «Нововятск» снова в большом плавании, он сдает мирные грузы , доставленные из Ленинграда, в столичном пору Кубы Гаване. На обратном пути заходы в Антверпен, Гамбург и наконец , встреча с родным Ленинградом. Трудовая вахта «Нововятска» на голубых дорогах продолжается!» А.Бровков сотрудник газеты «Моряк Балтики»
Чем прославился город Нововятск, что был удостоен чести стать именем океанского теплохода? В советские времена такой славы могли удостоиться герои Советского Союза, писатели-классики, партийные деятели, космонавты. Ответ на этот вопрос даст история корабля. Морские сухогрузы типа «Новгород» стали продолжением серии сухогрузов «Красноград» и «Краснокамск» проекта R-1476 . Серия строилась с 1967 по 1970 годы на судоверфи «Крейтон-Вулкан» (Финляндия, г.Турку). Всего было построено как минимум 15 судов, все поступили в Балтийское морское пароходство, порт приписки Ленинград. Корабли из серии «Новгород» получили имена созвучные первому образцу: «Нововятск», «Новосибирск», «Новокузнецк», «Новомосковск», «Новокуйбышевск», «Новотроицк» и т.д. «Нововятск» попал в историю гражданского флота СССР, периодически заметки о его походах публиковались в областной прессе.
Так что славный путь сухогруза «Нововятск» можно проследить в краеведческом отделе областной научной библиотеки имени Герцена.
Удалось выяснить и дальнейшую судьбу «Нововятска». В «лихие девяностые» он был продан за рубеж. В 1994 году корабль получил имя «Mirto», а в 1996 году новый владелец присвоил ему название «Citi Breeze». Встал на вечную швартовку сухогруз «Нововятск» после 28 лет странствий по морям и океанам планеты в 1998 году.
Алексей Фоминых, автор проекта «Чтения о Вятке»
📢Предыдущие выпуски проекта "Чтения о Вятке" посвященного 650-летию города Вятки (Кирова) можно найти по ссылкам здесь:
👉 https://dzen.ru/a/ZTT_t9Ea4B0qjn26?referrer_clid=1400&
👉 https://dzen.ru/a/ZQm7-43LeRgbvSgr?referrer_clid=1400&
👉 https://dzen.ru/a/ZRSKNBNHU0uQBtCM?referrer_clid=1400&
👉 https://dzen.ru/a/ZRewHo9FaRPALqMq?referrer_clid=1400&
👉 https://dzen.ru/a/ZSKf8-nlhnlLvYUh?referrer_clid=1400&
👉 https://dzen.ru/a/ZSWXV7qcv2E0DqOf?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZUjt67sseVIPpJuF?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZU5ex7sUaG89Wt4p?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZU_XOsA3435UAU8L?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZVpB_P1-sCIws52s
👉https://dzen.ru/a/ZWODZLXbDUef4NAX?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZWx6vcIF-xcrHA3b?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZW7Vaiv_4STHXEr6?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZXBZTqXhEESGZQ6p?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZXF_CGq6Wy12W8hj?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZXWBJkxB1w2aaK34?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZYW-8-7IuQ9lXVoU?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZY3FoevCJlTspSt3?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZZv5xLChZQJnBisX?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZaAidK4y13-bIpUl?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/ZaPTshDd8DIlJ4oM?share_to=link
👉https://dzen.ru/a/Za6caF1Dd3_8RSbZ?share_to=link