Найти в Дзене
Ариаднина нить | Книги

Драма немецкой семьи в послевоенной Германии в книге Флориана Хубера «За дверью поджидают призраки» (18+)

Я очень редко смотрю книжных блогеров на всем известном видеохостинге и вообще книжный видеоблогинг не очень люблю. Одна из немногих авторов, чьи видео я смотрю более или менее регулярно, - Екатерина с канала «Читающая Катарина».

Наши вкусы и подходы к освещению прочитанного совпадают, нередко книги, которые она отмечала в выпусках, уже находятся у меня на полках. Имея к блогеру некоторый кредит доверия, я отмечаю для себя и книги, на которые она обращает внимание и которые я сама по каким-то причинам упустила.

Так произошло и с работой немецкого историка и писателя-документалиста Флориана Хубера «За дверью поджидают призраки. Драма немецкой семьи в послевоенной Германии» (КоЛибри: Азбука-Аттикус, 2024, 288 страниц. 18+). Читающая Катарина отметила, что ждёт выхода этой книги, и когда «Призраки» вышли, я тоже решила ознакомиться.

-2

Честно говоря, мне совершенно не импонирует наметившаяся в последний год тенденция массово издавать в России книги про то, как немецкий народ оказался несчастной коллективной жертвой некоего Адольфа Гэ. Всегда испытываю дискомфорт, когда вижу анонс об очередном подобном издании. На мой взгляд, должна иметь место коллективная ответственность народа за совершённые большинством преступления, даже если это большинство было обмануто или добровольно отключило разум, привыкнув слепо повиноваться приказам. И эту ответственность нужно уметь с достоинством принять и в меру своих сил искупить.

В то же время мне очень понравился свежий роман звезды современной немецкой литературы Бернхарда Шлинка «Внучка». Он о том, что в современной благополучной Германии втихомолку процветает неонацизм, а общество закрывает на это глаза или равнодушно отворачивается, в то время как подрастают новые поколения со старой идеологией. Роман хорош, мой отзыв на него здесь.

С опаской начиная знакомиться с книгой Флориана Хубера, я ожидала примерно такого же посыла, как у Шлинка. То есть чтобы автор показал, что равнодушно отворачиваться, замалчивать, уклоняться от признания вины – порочная практика, когда речь идёт о настолько серьёзных вещах.

К счастью, я не обманулась.

Хубер, безусловно, собрал впечатляющий материал. Он поставил задачу показать распад послевоенного немецкого общества через распад семьи. Эту задачу в лучших традициях документалистики автор решает через анализ и обильное цитирование дневников, писем и показаний людей, в чьих судьбах, как в зеркале, отражается судьба Германии. Это, конечно, бывшие солдаты вермахта, в том числе высокопоставленные офицеры, признанные впоследствии военными преступниками и казнёнными по решению международного трибунала, и домохозяйки, за время войны научившиеся строить быт без мужчин, и потерянные дети, оставшиеся сиротами (иногда при живых родителях, живущих в соседней комнате).

Хубер избрал несколько основных персонажей, фрагменты судеб которых показывает последовательно в разных главах книги. И постепенно читатель понимает, что у каждого немца и немки в послевоенной Германии обязательно была тайна, призрак, которого хотелось запереть за дверью и никогда не выпускать наружу. Как правило, тайна была связана с ответом на вопрос: «Как мы это допустили?», на который никто не хотел давать самому себе прямого ответа.

Книга начинается сценой в американском лагере для военнопленных немцев, где в 1945 году бывший солдаты ожидали своей участи по результатам рассмотрения дел международной комиссией из числа представителей стран-победительниц. Солдаты неистово пишут письма домой, их снедает тревога о том, как жёны и дети пережили войну, но больше всего беспокоит вопрос о том, ждут ли их жёны, не нашли ли себе других ухажёров. Эти мужчины (а с ними и читатель) ещё не знают, что на родине им придётся пройти процедуру принудительной денацификации и неминуемо потерять социальный статус, что их жёны за долгие годы войны изменились, но всё равно ждут опоры, которую мужья-проигравшие не могут дать, и что их дети вырастут бунтарями-хальбштарками, рвущимися совершить культурную революцию, потому что презирают отцов за их жалкие жизненные результаты.

Всё это Хубер убедительно показывает в девяти главах своей книги. Не могу сказать, что работа «За дверью поджидают призраки» как-то сильно поколебала моё мировосприятие, но она явно заслуживает внимания как качественный анализ послевоенной эпохи. И да, автор не идеализирует соотечественников и не пытается их оправдать. Описывая сентиментальную тягу немцев в лоно семьи, живейший интерес к истории, трогательные истории любви и любование образами матерей и младенцев, охватившее рейх в начале 1940-х, Хубер никогда не забывает несколькими абзацами ниже огорошить читателя описаниями чудовищных преступлений вермахта и с какой-нибудь многозначительной припиской вроде:

«С самого начала восточной компании вермахт был задействован в войне на уничтожение. Генералы и солдаты во многих случаях принимали участие также в подготовке и исполнении преступлений в отношении гражданского населения. Слухи об этом ходили повсеместно. Но для большинства солдат массовые убийства, происходившие в тылу, мало что значили. Впрямую их это не касалось. После войны ветераны избегали разговоров на эту тему между собой, чтобы не разрушить собственного представления о себе и своём солдатском долге».

-3

Да, Хубер говорит о том, что немецкий народ уже после войны пытались представить как заблуждавшийся. Подобная риторика прослеживается в высказываниях первого федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, который, хотя и не симпатизировал национал-социалистам, был против денацификации и считал неправомерным предъявлять всему немецкому народу «счета за преступления, совершённые единицами». Но у меня сложилось впечатление, что сам Флориан Хубер как историк с этой точкой зрения не согласен. Он говорит о вспышках национализма, то тут, то там возникавших по всей Германии уже с 1960-х, говорит в ветеранах вермахта, отказывавшихся признать себя неправыми и предпочитавшими замалчивать события недавней войны, рассказывает о людях, которые только через много десятилетий после поражения во Второй мировой узнали о подлинных деяниях своих предков.

Мне, честно говоря, не хватало в книге какого-то общего финала, она так и осталась сборником заметок о ярких, но всё равно единичных судьбах. Не хватило обобщения, более конкретно выраженного мнения автора. Но в целом книга производит неплохое впечатление в рамках своей функции – служить документальным свидетельством драмы немецкой семьи и попыткой найти причины этой драмы.

Если у Вас есть что сказать по поводу этой книги или мркй рецензии, приглашаю в комментарии. А если вам интересны книжные анонсы из сферы интеллектуальной литературы или классики, подписывайтесь на мой канал

"Ариаднина нить | Книги" в Телеграме

Ваша Ариаднина нить.