Есть такие люди, для которых список, блок-схема, алгоритм в виде дерева или пирамиды – не пустой звук, не развлечение, а необходимость. И я говорю не о детях или ученых, а о ваших соседях, друзьях, коллегах, близких.
Так чем же хороши такие способы?
Но для начала я бы развела два понятия, наглядное пособие, укрепившееся в русском поле, и визуальную поддержку.
Наглядное пособие – это вспомогательные материалы для запоминания, изучения, структурирования учебной или развивающей информации.
То, что чаще мы видим в школах, детских садиках, вузах и прочих образовательных местах. Массовое, потоковое производство с однотипным и, чаще, готовым содержанием, готовой предлагаемой структурой. Возможно, что еще и с учебным пособием вкупе.
Визуальная поддержка – инструмент для зрительного отображения информации, может быть как обучающим, так и поддерживающим, помогающим.Этот инструмент используется под разными названиями: блок-схема, диаграмма Венна, круги Эйлера, story map (визуальная карта истории), таксономия, интеллект-карта и множество других.
В отличие от наглядного пособия, у средств визуальной поддержки есть ряд важных отличий:
- они должны упростить обучение и понимание,
- помочь разбить задачу на составляющие,
- планировать дела,
- и все это - для конкретного человека, имеющего СДВГ или РАС.
Создание индивидуального визуального помощника поможет человеку:
- организовать свой быт и работу,
- улучшить концентрацию внимания, способность к критическому мышлению,
- развить навык решения проблем и выбора между пулом задач,
- укрепить уверенность в своих силах.
Покажу несколько примеров визуальных помощников.
СВЕТОФОР И ТРИ ЕГО ЦВЕТА.
Используя этот образ, можно:
- оценить свое состояние в конкретный момент времени
- определить свои привычные паттерны мышления и поведения для каждого цвета, как позитивные, полезные, так и вредящие, усложняющие день
- создать список действий, поддерживающих нужное состояние
- составить список дел и задач для каждого цвета
- найти такие способы поведения и мышления, которые «переключают» с одного состояния в другое.
БУРГЕР, привычное сочетание двух булок, начинки и соуса, прекрасно подходит для создания плана на день и планирования недели.
Так, булка – утренняя и вечерняя рутины, сытная начинка - основное дело дня или обязанности, а соус - время отдыха.
При этом в бургере:
- можно варьировать начинку в зависимости от своего состояния,
- планировать недельное расписание с учетом «бургера выходного дня»,
- оценивать прошедший день или неделю,
- распределять усилия и внимание,
- учиться планировать не только важные и «горящие» дела, но заботу о здоровье, питании, времени отхода ко сну, перерывов в течение дня.
КИСТЬ РУКИ – отличный образец для всех 6 чувств (5 пальцев – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание и ладонь в качестве чувства равновесия и ощущения себя в пространстве).
Можно использовать для:
- сбора помогающих предметов, сенсорной коробки, успокаивающей или, напротив, стимулирующей активность,
- выявления триггеров (что особенно важно для эмоциональных срывов),
- поиска сверхстимуляции или нехватки стимулов (гипер и гипостимуляция),
- визуальной напоминалки (рука всегда с собой).
И конечно, таблицы, трекеры и списки, в том числе и с подпунктами, созданные под разные задачи, дни недели, состояния, одноразовые или часто использующиеся.
Автор: Галина Зарипова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru