Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Наглядные пособия или визуальная поддержка для взрослых?

Есть такие люди, для которых список, блок-схема, алгоритм в виде дерева или пирамиды – не пустой звук, не развлечение, а необходимость. И я говорю не о детях или ученых, а о ваших соседях, друзьях, коллегах, близких.

Так чем же хороши такие способы?

Но для начала я бы развела два понятия, наглядное пособие, укрепившееся в русском поле, и визуальную поддержку.

Наглядное пособие – это вспомогательные материалы для запоминания, изучения, структурирования учебной или развивающей информации.

То, что чаще мы видим в школах, детских садиках, вузах и прочих образовательных местах. Массовое, потоковое производство с однотипным и, чаще, готовым содержанием, готовой предлагаемой структурой. Возможно, что еще и с учебным пособием вкупе.

Визуальная поддержка – инструмент для зрительного отображения информации, может быть как обучающим, так и поддерживающим, помогающим.Этот инструмент используется под разными названиями: блок-схема, диаграмма Венна, круги Эйлера, story map (визуальная карта истории), таксономия, интеллект-карта и множество других.

В отличие от наглядного пособия, у средств визуальной поддержки есть ряд важных отличий:

- они должны упростить обучение и понимание,

- помочь разбить задачу на составляющие,

- планировать дела,

- и все это - для конкретного человека, имеющего СДВГ или РАС.

Создание индивидуального визуального помощника поможет человеку:

  1. организовать свой быт и работу,
  2. улучшить концентрацию внимания, способность к критическому мышлению,
  3. развить навык решения проблем и выбора между пулом задач,
  4. укрепить уверенность в своих силах.

Покажу несколько примеров визуальных помощников.

СВЕТОФОР И ТРИ ЕГО ЦВЕТА.

Используя этот образ, можно:

- оценить свое состояние в конкретный момент времени

- определить свои привычные паттерны мышления и поведения для каждого цвета, как позитивные, полезные, так и вредящие, усложняющие день

- создать список действий, поддерживающих нужное состояние

- составить список дел и задач для каждого цвета

- найти такие способы поведения и мышления, которые «переключают» с одного состояния в другое.

БУРГЕР, привычное сочетание двух булок, начинки и соуса, прекрасно подходит для создания плана на день и планирования недели.

-2

Так, булка – утренняя и вечерняя рутины, сытная начинка - основное дело дня или обязанности, а соус - время отдыха.

При этом в бургере:

- можно варьировать начинку в зависимости от своего состояния,

- планировать недельное расписание с учетом «бургера выходного дня»,

- оценивать прошедший день или неделю,

- распределять усилия и внимание,

- учиться планировать не только важные и «горящие» дела, но заботу о здоровье, питании, времени отхода ко сну, перерывов в течение дня.

КИСТЬ РУКИ – отличный образец для всех 6 чувств (5 пальцев – слух, зрение, обоняние, вкус, осязание и ладонь в качестве чувства равновесия и ощущения себя в пространстве).

-3

Можно использовать для:

- сбора помогающих предметов, сенсорной коробки, успокаивающей или, напротив, стимулирующей активность,

- выявления триггеров (что особенно важно для эмоциональных срывов),

- поиска сверхстимуляции или нехватки стимулов (гипер и гипостимуляция),

- визуальной напоминалки (рука всегда с собой).

И конечно, таблицы, трекеры и списки, в том числе и с подпунктами, созданные под разные задачи, дни недели, состояния, одноразовые или часто использующиеся.

Автор: Галина Зарипова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru