Найти тему
Куяган.ру

История села "Куяган"

Оглавление

Село Куяган или Куерра/Куерран (“Золотое дно”, "Золотая чаша"), как называли его раньше, расположилось в чаше между двумя горными хребтами на Алтае. Издавна в реках Куяган и Куяча находили золото, русло Куячи до сих пор ежегодного перекапывают и перемывают артели золотоискателей.

Куяган на карте
Куяган на карте

Рядом с селом течёт маленькая горная речушка Куяган, в честь которой и назвали село: эта река впадает в реку Песчаная, это уже река побольше, в период половодья отдельные её участки для сплава оцениваются до шестой (максимальной) категории сложности. Песчаная в свою очередь впадает в Обь, в 20 километрах от места слияния рек Катуни и Бии, сливаясь они образуют мощную сибирскую реку Обь (обе реки). Плодородная земля, свежий горный воздух, усыпанные редкими травами и цветами поля, предгорья и долина – рай для пчёл и людей, не склонных к городской суете.

Река Песчанная в нижнем течении.
Река Песчанная в нижнем течении.

Здесь никогда не было химзаводов и распашки земли под рапсовые поля, пыльца с которых погубила не одну популяцию пчёл в других регионах страны.

Как появилось село Куяган и почему алтайское пчеловодство – одна из живых традиций этого края?

Русское село под боком у Джунгарского Ханства

Алтай с переменным успехом осваивали весь XVIII век, да и то не полностью: у Российской Империи были договорённости с Джунгарским ханством (монголами, татарами и кумандинцами), которое раскинулось от Кашмира и до южной Сибири, заняв часть Алтая по левой стороне реки Обь. В истории это ханство ещё называют Ойрат-Монгольским. Жёсткая граница по Оби (Колывано-Кузнецкая укреплённая линия в центре этой дуги на юге была Бикатунская крепость - нынешний город Бийск) делила алтайскую землю на доступные и недоступные для русских территории. Пересечение границы для переселения каралось законом.

-3

Самым близким к ханству русским поселением было купеческое село Смоленское, через него проходила одна из ветвей торговой артерия "старого чуйского тракта", жителями были в основном отставные казаки и служивые люди. Послабления в законе начались после падения Джунгарского Ханства.

Но и перед этим люди находили лазейки в законе: так в 1802 году в алтайские предгорья стали переезжать русские земледельцы под предлогом сенокошения и землепашества. В итоге, крестьяне так увлекались сезонными работами, что “забывали” вернуться в родные деревни. По тем временам это было смело – почти отчаянная хитрость.

Могли ли вернуть людей силой? Да, и губернатор Сибири на этом настаивал, но предприимчивые крестьяне получили поддержку расквартированных в Бийске военных частей: близость крестьянских хозяйств сулила экономию на доставке продовольствия, позволяя закупать продукты и всё необходимое для войска у крестьян-земляков за гроши. Так прокатилась по стране весть о сказачной стране, где текут молочные реки с кисельными берегами, до куда жадные руки царских чиновников не добрались. Крестьяне бежали на Алтай за землёй и за волей.

Левый берег Оби так активно заселялся русскими людьми, что у властей было два пути: ответ в виде суровых наказаний или официальное разрешение переселений, но на своих условиях. Чиновники выбрали второй вариант, и в 1822 году Губернская палата в Томске дала разрешение главам Колывано-Воскресенских горных заводов на “распространение промысла и поселений в алтайских горах без притеснения ясашных народов”. Что это значило для простых людей? Полный карт-бланш на заселение свободных земель по обе стороны рек Оби и Катуни, притоками которых были Куяган, Песчаная и Белокуриха. Под эгидой распространения промыслов любой, от мастера до земледельца и скотовода мог построить на Алтае дом и вести хозяйство без оглядки на недовольство чиновников и поиска защиты у военных. Указ повлиял и на цены, по которым до этого командиры войск закупали у местных крестьян провиант – теперь оплата была достойной, а не символической. Служили же раньше по 25 лет, а не по 2 года. И часто закончив службу, служивые люди так же оставались на этих землях.

Алтайцы

Коренных жителей Алтая русские называли татарами, в советское время их называли Алтайцами, сами же себя они воспринимали как несколько малочисленных народностей ойроты, теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, телеуты. В большинстве случаев они не обидятся если их назвать жителями Алтая, народами Алтая - алтайлар, алтай-кижи.

Экспедиция Пылкова и официальное признание села Куяган

Чтобы не возникло проблем и ссор между русскими переселенцами и коренными жителями предгорий Алтая, в Сибирь отправили экспедицию во главе с унтершихмейстером Григорием Александровичем Пылковым. Официально задачей экспедиции было найти удобные для основания деревень, городов и сёл места, а неофициально – посмотреть, как живут уже отстроенные русские и смешанные сëла, как ладят между собой люди и чем вообще там занимаются.

К 1825 году экспедицию укомплектовали и отправили на Алтай. Именно в ходе этого научного похода селение в 1.06 км вверх по устью реки Куяча и рядом с рекой Куяган соседями кузнецких татар оказались русские крестьяне: они называли село Куяган, в честь реки, а татары – Куерра (Куеран), за расположение деревни: в долине между двух гор.

В том же году Пылков отправляет в столицу письмо о селе Куяган и сообщает, что село мирное, почва плодородная и промыслами тут занимается больше половины жителей. Особенно – пчеловодством.

Всегда – мëд!

В селе Куяган с начала его освоения жили охотники, скотоводы, пчеловоды и работники с горного завода. Позже в деревню пришли сыровары, но натуральное хозяйство, охота и пчеловодство были главными промыслами. Скот на богатой сочными травами земле всегда можно прокормить и в экологически чистом районе животные почти не болеют, а сибирские леса в тот период были переполнены зверьем, редкими травами, а также дикими пчелами, которых можно было поймать и одомашнить.

Сейчас охота ограничена в рамках сохранения дикой природы, пастбища тоже “урезали”, чтобы не потоптали растения из Красной Книги, а вот пчеловодство пережило революции и “мёртвую” зиму, когда от беспрецедентных холодов по всей России гибли целые поколения пчëл – тогда пасечники выжили благодаря отмене налогов, дотациям из царской казны и поддержки друзей по несчастью: это помогло переждать холода и в тёплые сезоны восстановить популяцию пчелосемей, вернуться к ремеслу.

-4

Пчеловодство не только древний промысел, но ещё и самый гуманный: пчёлы не истощают пригодные ресурсы как добыча полезных ископаемых, не грозят гибелью краснокнижных животным как охота и не вредят растениям: пчела не возьмёт у цветка больше, чем цветок ей отдаст, ещё и опылению поможет и разнесёт семена. Пчёлы увеличивают количество хороших медоносов, там где живут, опыляя, они способствуют образованию большего количества семян ценных медоносов, и ещё частенько разносят эти семена, рассеивая их на бо́льшие площади.

Пасеки на Алтае после Октябрьской революции отошли в руки государства: часть мёда на полках советских магазинов поставляли от пчелосемей с “пропиской” с пасек около села Куяган и города-курорта Белокуриха. После прекращения существования СССР пчеловодством здесь занимались в основном на приусадебных участках.

Так когда мы создавали свою пасеку в Куягане, мы знали что в окрестностях есть еще 5 пасек больше 20 семей, достаточно удалённых от нашей. Нам же удалось оформить землю на месте где была старая советская пасека, заброшенная в 90-ых годах 20-го века.

Так медовый промысел маленького села Куяган дожил до наших дней и развивается дальше, наша капелька мёда в этом потоке тоже имеется.

Спасибо что дочитали статью до конца!