Как оценить эффективность взаимодействия школы или вуза, как образовательного учреждения, со своими целевыми аудиториями - учениками/студентами, родителями, преподавателями?
Каждый раз, когда мы начинаем формировать систему показателей, чтобы дать оценку нашей работе по организации образовательного процесса, мы всегда сталкиваемся с тем, что цифровая образовательная среда — это набор отдельных и не всегда взаимосвязанных систем. Каждая такая система и ее элементы решают какую-то свою задачу:
- Электронный дневник/портал студента дает доступ к успеваемости учащегося,
- Электронная библиотека или База данных электронных курсов уроков – дает доступ к учебным курсам, урокам и материалам,
- Портал дистанционного обучения или платформа для проведения видео уроков – дает возможность транслировать занятия и обмениваться учебными материалами с учениками /студентами,
- Портал абитуриента или личный кабинет поступающего – это пространство, где он подает документы и отслеживает свои шансы на поступление,
- Система LMS — это система, в целом, которая объединяет контроль за успеваемостью и прогрессом участников с возможностью предлагать ему персональную траекторию обучения,
- И другие сервисы Личного кабинета преподавателя, студента, школьника, которые решают отдельные задачи по информированию, планированию образовательного или научно – исследовательского процесса.
Но, как только мы начинаем связывать все это в единую информационную среду, мы начинаем терять самое важное - общей цели внедрения всех этих разрозненных систем, сервисов, программ.
Если сделать шаг назад и посмотреть на всю систему сверху, то мы должны вспомнить, что именно мы оцифровываем. Речь идет про цифровизацию образовательной среды, которая в большинстве зарубежных исследований рассматривается как единая социальная система, эффективность которой измеряется с точки зрения:
— «эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса» (Маклафлин К., Reid K., Hopkins D.).
А это - показатели, которые характеризуют степень проникновения клиентоцентричности в организацию и ее процессы.
Рассматривая образовательную среду с точки зрения предоставляемых ею образовательных возможностей, мы видим, что критериями качества образовательной среды будут:
—«способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного саморазвития и взаимодействия между собой».
Таким образом, главными для нас становятся именно ситуации развития и взаимодействия целевых аудиторий (всех - от учащегося, студента, школьника, слушателя - до преподавателя и родителя) со своей образовательной средой и субъектом, организующим весь этот процесс, - образовательным учреждением.
Чтобы использовать возможности среды, участник процесса:
— «проявляет соответствующую активность, то есть он становится реальным субъектом своего развития, субъектом образовательной среды, и не остается объектом влияния условий и факторов образовательной среды»
.Что это значит для образовательного учреждения?
Это значит, что мы, как образовательная организация, должны не просто внедрить инструменты, которые бы оцифровывали основные процессы, но и позволяли бы
проявить эту самую активность, «провоцировали» и стимулировали
бы это делать и предоставляли бы ту или иную возможность, позволяющую удовлетворить вытекающие из всего этого потребности.
Как эти постулаты и верхнеуровневые цели «переводятся» в задачи и цели внедрения конкретных инструментов клиентоцентричности?
1. При проектировании информационных сервисов и систем в целом мы начинаем рассматривать сценарии и ситуации взаимодействия пользователей между собой, как внутри какой-либо целевой аудитории, так и между ними. При этом сценарии должны касаться задач пользователей, уже покрываемых разными информационными системами и программными средствами (автоматизация - сквозной процесс).
2. Мы прорабатываем систему сбора данных из каждой системы и консолидации их в единое хранилище. Прорабатываем параметры и характеристики получаемых данных - обрезав ряд характеристик при сборе в единую систему на начальном этапе, мы не сможем потом сделать ряд важных выводов, если какие-то параметры останутся «за бортом». Поэтому заранее продумываем сценарии дальнейшего применения этих данных. Мы также продумываем процесс обогащения получаемых данных актуальной информацией.
3. Внедряем систему коммуникации, состоящую из разных элементов, которые включают, как уже используемые средства передачи информации школьниками, студентами, преподавателями из их повседневной жизни, так и внутрисистемные средства коммуникации.
Внедрение средств коммуникаций из повседневной жизни (мессенджеров, чатов, TODO панелей, средств имейл рассылок) должно быть обосновано, как с точки зрения средств информационной безопасности, так и с точки зрения защиты авторского права. Но при этом не мешать неразрывному процессу коммуникаций и не уводить в теневую сторону этот процесс (например, когда обмен файлами начинает вестись за контурами цифровой образовательной среды).
Важно выстраивать возможность коммуникаций между всеми участниками процесса без выхода из единой системы, что значит - у всех участников должна появиться прямая и быстрая связь между собой.
4. Мы прорабатываем систему обратной связи и увязываем этот процесс с применением результатов этой обратной связи.
Нельзя просто привязать опрос о качестве учебного курса или оценки деятельности преподавателя /учителя и не предоставить ответ на вопрос, а что дальше? Ответы ученика позволят ему заменить этот курс? Или интегральная оценка результатов аттестации учащихся позволит учебному заведению отправить курс на внутреннюю аттестацию или доработку?
Каждый внедренный опрос или элемент сбора обратной связи должен иметь какое-то завершение в виде сценариев применения результатов этого сбора, как для образовательного учреждения, так и для самих участников образовательного процесса.
А далее у нас возникают внутренние подпроцессы и подсистемы по каждому сегменту:
1. Преподавателям нужен инструментарий по формированию контента?
2. Родителям нужна персональная связь с учителем или тьютором?
3. Административному руководству и учебному департаменту нужно отбирать и масштабировать лучшие учебные практики, проекты и курсы?
4. Службе развития кампуса и материально – технического обеспечения нужны заказы и предложения по новым внутренним проектам?
И еще очень много других скрытых от стороннего взора, на первый взгляд, потребностей можно обнаружить, если применить практики и методы внедрения продуктового подхода и клиентоцентричности.
Они позволяют собрать воедино все активности по внедрению ЦОС, LMS и других информационных систем в образовательных учреждениях, и направить их на повышение эффективности, выявления дополнительных возможностей, которые могут быть получены всеми участникам образовательного процесса.
Если у вас есть вопросы по внедрению подходов клиентоцентричности в учебном заведении, вы можете написать автору сюда:
Почта: centricity@mail.ru, Телеграмм: t.me/ay_onor