Найти тему

«Он был не один» (1968) — советский шпионский боевик

Отдыхая душой на старых фильмах, наткнулся на примечательный образчик патриотического кино.

Кто надумает ругать этот фильм, извольте уж и Бонда не нахваливать, это явления примерно одного порядка. Потому и называю его «шпионским» боевиком, а не фильмом про разведчиков, хотя, известное дело, с нашей стороны только разведчики были, а шпионы — с той.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Несколько минут фильма основаны на реальных событиях. Действительно, был такой узбекский лётчик Гальфур Умаканов, в совершенстве говоривший на немецком, что спасло его, когда бомбардировщик был подбит над вражеской территорией.

Секрет прост: Гальфур был по происхождению поволжским немцем, усыновлённым узбекской семьёй. Найденный фашистами, он притворился потерявшим память, был принял за своего и со временем отправлен в штаб военно-морского флота Германии в Норвегии — но не офицером, конечно, а простым электриком. На него вышла советская разведка, и Гальфур помогал копировать штабные документы.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Вот такая история попала в цепкие руки сценариста Игоря Луковского и режиссёра Загида Сабитова. Оба специализировались на «патриотическом экшене» (за плечами Луковского, к примеру, известный фильм «Их знали только в лицо»). Они назвали героя Акбаром Ибрагимовым, взяли из реальности сбитый бомбардировщик, совершенное знание немецкого (которое объясняется тем, что герой до войны был филологом) и назначение на флот, приправили всё это концепцией «агента поневоле» и…

И открыли производство роялей в промышленных масштабах. Впрочем, готовую продукцию расставляли так, чтобы можно было заметить кусты. Хотя бы изредка.

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Филолог-бомбардировщик Ибрагимов после падения самолёта, видимо, приземлился посреди города. На тёмных улицах он натыкается на немецкого морского офицера, который, невзирая на комендантский час и тот факт, что ему надлежит ждать в гостинице, когда принесут приказ о назначении, шляется по округе с девицей.

Схватка в подворотне оканчивается победой Ибрагимова. Он надевает мундир врага и берёт его документы, однако выйти из города ему не удаётся — его доставляют в комендатуру. Оттуда везут в гостиницу, где он тотчас получает приказ. Ситуация всё время складывается так, что вырваться невозможно.

Ибрагимов едет к месту назначения, и тут его хватают подпольщики. Они ищут секретную базу германского флота, откуда в северные моря выходят на охоту подлодки. И, надо же, офицера, которым представляется Ибрагимов, назначили как раз туда! Значит, он может узнать и передать координаты…

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

И, разумеется, он это сделает. Благо, подпольщиков, сопротивленцев, врагов режима и советских разведчиков вокруг едва ли не больше, чем фашистов. Впрочем, Луковский и Сабитов дело знают, сюжет, хотя и абсолютно наивный, скроен ладно.

Никакой лирики, только действие. Ни секунды передышки для героя — по всей суровости законов драматургии. Выкручиваясь из одной передряги, грозящей разоблачением, Ибрагимов немедленно попадает в другую, ещё более опасную. События нарастают, как снежный ком, и вот уже рыболовецкая шхуна даёт жару немецкой подлодке (классная, кстати, сцена), заминированный сухогруз таранит пирс, летят бомбы, наступает Красная армия, все палят во всех и, если бы не некоторая техническая слабость постановки и торопливо скомканная развязка, этот фильм точно заставил бы побледнеть франшизу об агенте 007, рядом с которой он, в любом случае, остаётся образцом реализма и правдоподобия. (Ещё бы девушку в сюжет — и Джейсму Бонду точно осталось бы только нервно покуривать в сторонке.)

Кадр из фильма. Фото из открытых источников
Кадр из фильма. Фото из открытых источников

Но вот что интересно: при просмотре порой чувствуются до боли знакомые нотки. Музыкальное настроение некоторых моментов, таканье часов при чтении досье, сдержанные манеры Шухрата Иргашева, который вынужден изображать породистого арийца… Возникает неистребимое чувство, что Татьяна Лиознова вдохновлялась не только текстом Юлиана Семёнова! Похоже, готовясь к съёмкам своих эпохальных «Семнадцати мгновений весны», она основательно изучила тематику и не постеснялась позаимствовать удачные приёмы у предшественников.

За что ей честь и хвала, потому что приёмы хороши и достойны были того, чтобы стать «визитной карточкой» лучшего советского фильма о разведчиках.

Коллаж автора
Коллаж автора

#кино_ СССР #обзор #кинообзор #старое_кино #боевик #шпион #разведчик #Лиознова #Он_был_не_один #Семнадцать_мгновений_весны