В первой части нашей статьи про субсидиарную ответственность (читать тут) мы рассказали:
· что такое ответственность вообще,
· каких видов она бывает (единоличная, субсидиарная, солидарная),
· как субсидиарная ответственность применяется в банкротстве,
· кто такие контролирующие должника лица.
Сегодня мы продолжаем погружаться в вопросы субсидиарной ответственности.
Условия привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности
Для привлечения к субсидиарной ответственности в любом случае необходимо установить наличие (совокупность) следующих условий:
1) наступление вреда (нанесение вреда финансовому состоянию должника, ведущего к его банкротству, или уменьшению его имущества, ухудшению финансового состояния);
2) противоправность поведения причинителя вреда (нарушение закона, злоупотребление правом или иное недобросовестное поведение);
3) причинная связь между противоправным поведением и наступлением вреда(именно действия лица привели к последствиям);
4) вина лица, привлекаемого к ответственности (лицо является КДЛ и действительно знало или могло знать о том, что совершаемые действия наносят вред финансовому состоянию организации).
Конституционный суд РФ отметил:
Строгое соблюдение условий привлечения к ответственности необходимо в сфере банкротства как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, а пренебрежение ими влечет нарушение конституционных прав граждан
(Постановления от 31 января 2011 года № 1-П, от 18 ноября 2019 года № 36-П и др.).
Вышеуказанные условия привлечения к субсидиарной ответственности связаны со сложностью природы такой ответственности.
Природа субсидиарной ответственности в банкротстве
Из пункта 31 статьи 3 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, указанной в постановлении от 21 мая 2021 года № 20-П вытекает, что субсидиарная ответственность является и мерой гражданско-правовой ответственности (то есть за нарушение обязательств, предусмотренных договором), и деликтной мерой ответственности (то есть ответственностью за причинение вреда во внедоговорных отношениях).
Поэтому привлечение к субсидиарной ответственности возможно, только если судом установлены все условия для привлечения к деликтной ответственности (указаны выше), т.е. когда невозможность погашения долга организацией-банкротом возникла в результате неразумного, недобросовестного поведения контролирующих организацию лиц и по их вине.
При этом, функция субсидиарной ответственности как меры гражданско-правовой ответственности заключается в защите нарушенных прав кредиторов, в восстановлении их имущественного положения.
При реализации этой ответственности, являющейся по своей природе деликтной, не отменяется и действие общих оснований гражданско-правовой ответственности.
КДЛ не может быть привлечено к субсидиарной ответственности, если докажет, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в обычных условиях делового оборота и с учетом сопутствующих предпринимательских рисков, оно действовало добросовестно и приняло все меры для исполнения организацией обязательств перед кредиторами (Постановления Конституционного суда РФ от 21 мая 2021 года № 20-П, от 16 ноября 2021 года № 49-П).
Бремя доказывания в спорах о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности
По общему правилу арбитражного процесса каждый обязан доказывать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих требований (статья 65 АПК РФ).
Однако по рассматриваемым спорам о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности подход к распределению бремени доказывания иной:
УСТАНОВЛЕНА ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНЫ
то есть по умолчанию лицо считается виновным, но может доказать свою невиновность.
Тут важно, что именно лицо, в отношении которого подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности, должно доказывать отсутствие вины в невозможности полного погашения требований кредиторов (пункт 2 статьи 401 и пункт 2 статьи 1064 ГК РФ, п.10 ст. 61.11 Закона о банкротстве).
Однако есть условие, при котором действует вышеуказанная презумпция вины КДЛ:
Вина КДЛ предполагается в случае, если по делу о банкротстве установлено хотя бы одно из обстоятельств, указанных в п.2 ст.61.11 Закона о банкротстве.
В частности, к ним относятся:
· причинен существенный вред имущественным правам кредиторов в результате совершения или одобрения КДЛ сделок;
· отсутствие или недостоверность документов бухгалтерского учета и/или отчетности, что затрудняет проведение процедуры банкротства (выявление активов, формирование и реализацию конкурсной массы) и проч.
Как указано выше, КДЛ не подлежит привлечению к субсидиарной ответственности, если оно действовало согласно обычным условиям гражданского оборота, добросовестно и разумно в интересах должника, его учредителей (участников), не нарушая при этом имущественные права кредиторов. Однако это КДЛ должно доказать, а кроме того, подтвердить, что приняло все меры для исполнения обществом обязательств перед кредиторами и его действия совершены для предотвращения еще большего ущерба интересам кредиторов.
При этом, есть ситуации, которые являются достаточно однозначным основанием для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности. Рассмотрим их.
1. КДЛ не заявило о банкротстве организации, когда его признаки наступили
Необращение КДЛ в суд с заявлением о банкротстве организации в момент, когда по всем объективным признакам (подробнее читать тут) такая организация была банкротом, также является основанием для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности.
При рассмотрении вопроса о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности в суде подлежит установлению момент объективного банкротства организации (то есть когда наступили признаки банкротства) и действия, которые предпринимало КДЛ.
Так, о намеренном (в нарушение статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации) пренебрежении контролирующими общество лицами своими обязанностями, а также о попытке избежать рисков привлечения к субсидиарной ответственности в рамках дела о банкротстве может свидетельствовать следующее:
· необращение в арбитражный суд с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью банкротом,
· нежелание контролирующих организацию лиц финансировать расходы по проведению банкротства,
· непринятие контролирующими организацию лицами мер по воспрепятствованию его исключения из ЕГРЮЛ
при наличии подтвержденных судебными решениями долгов общества перед кредиторами (то есть при объективных признаках банкротства).
2. КДЛ не провели процедуру ликвидации (или банкротства) организации при фактическом прекращении деятельности компании
Если организация фактически прекратила деятельность, но КДЛ не провели процедуру ликвидации организации в установленном законодательством порядке, и в дальнейшем такое юридическое лицо было исключено из ЕГЛЮЛ как фактически прекратившее свою деятельность, данные обстоятельства также являются основанием для привлечения КДЛ к субсидиарной ответственности.
Непроведение процедуры ликвидации в вышеуказанном случае является бездействием КДЛ и расценивается как недобросовестность КДЛ:
· уклонение от совершения необходимых действий по прекращению юридического лица в предусмотренных законом процедурах ликвидации или банкротства,
· уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами юридического лица (Постановление от 21 мая 2021 года № 20-П; определения от 13 марта 2018 года № 580-О, № 581-О и № 582-О, от 29 сентября 2020 года № 2128-О и др.).
Однако, само по себе исключение общества с ограниченной ответственностью из ЕГРЮЛ – учитывая разные обстоятельства, которыми оно может быть обусловлено, возможность судебного обжалования действий регистрирующего органа и восстановления правоспособности юридического лица, а также принципы ограниченной ответственности хозяйственного общества, защиты делового решения и неизменно присущие предпринимательству риски – не может служить неопровержимым доказательством совершения контролирующими общество лицами недобросовестных действий, повлекших неисполнение обязательств перед кредиторами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2021 года № 20-П).
При решении вопроса о распределении бремени доказывания наличия или отсутствия оснований для привлечения к субсидиарной ответственности в указанных случаях необходимо принимать во внимание как добросовестность лица, контролирующего должника, включая исполнение таким лицом своей обязанности по учету интересов кредитора, в том числе при рассмотрении дела в суде, так и процессуальную добросовестность кредитора, притом что на момент исключения общества из ЕГРЮЛ требование кредитора удовлетворено судом (что не препятствует суду, вынося окончательное решение в споре, учесть и добросовестность кредитора в материально-правовых отношениях, как это отмечено выше).
Например, непредоставление Должником в течение 12 месяцев бухгалтерской и налоговой отчетности, а также и неосуществление операций по счету за указанный период, являются недобросовестными, неразумными действиями лиц, выступающими от имени организации, а также ее органов управления. В противном случае, при наличии добросовестных действий руководителей и участников Общества, была бы инициирована процедура добровольной ликвидации Общества, либо процедура банкротства Общества (при недостаточности имущества для расчетов с кредиторами).
Таким образом, в спорах о банкротстве и, в частности, о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей организаций и других КДЛ, по сути, анализу подлежит вся хозяйственная деятельность организации за многие годы до банкротства. И тут, конечно, важна грамотная стратегия защиты интересов участников процесса в суде.
Однако, дабы избежать негативных последствий, при ведении хозяйственной деятельности руководителям организаций и иным КДЛ стоит уделять внимание выстраиванию процессов и документооборота в компании.
Компания «Сфера Права», в числе прочего, специализируется на проверке соответствия законодательству документооборота, его оптимизации и повышении эффективности процессов компании-клиента.
Мы проведем юридический аудит работы вашей компании и дадим индивидуальные (под ваш бизнес и запрос) и действенные рекомендации по:
• регламентации процессов в компании;
• оптимизации документооборота,
• выбору выгодных условий налогообложения,
• ведения договорной работы и порядка взаимодействия с контрагентами,
• кадровой структуре и политике;
• минимизации рисков;
• повышению инвестиционных преимуществ.
Связаться с нами можно по телефону +7 (911) 929-99-18 или в WhatsApp (ссылка).