Кто не читал, как прошёл апокриф первой церемонии Оскар, то милости просим сюда, а затем обратно.
1916 год.
События в мире:
· Начало Пасхального восстания против английского колониального господства в Ирландии.
· Убийство Распутина.
· Первое в истории мировых войн применение танков в боевых действиях.
1916 год.
События в Америке.
· Президентские выборы: победу одержал действующий президент Вудро Нильсен.
· В Вашингтоне подписан договор между США и Королевством Данией, в ходе которого Дания уступала несколько своих островов.
· Никола Тесла изобрёл и запатентовал спидометр.
Под конец 1916 года были объявлены победители премии, которая впоследствии будет называться Оскаром, но пока, эта безымянная награда только обретает нестройный регламент и видоизменяется буквально на ходу. Продюсерам понравилась эта соревновательная идея Луи Б. Майера и было решено сделать эту практику ежегодной.
Правила голосования:
За того или иного лауреата также голосовали продюсеры избранных студий. Главным правилом голосования осталось тем же: нельзя голосовать за свой фильм. Однако Майер предложил увеличить число студий, чтобы повысить престиж премии и конкуренцию. Среди прошлых избирателей, а именно:
Уилльям Фокс — Fox Film.
Адольф Цукор — Paramount.
Карл Леммле — Universal.
Уилльям Селиг — Selig Polyscope Company.
Луис Б. Майер — Metro Pictures.
К ним добавилось ещё шесть студий, каждый продюсер которой мог выдвигать какого-либо номинанта и голосовать за победителя:
Уильям Кеннеди Диксон — Biograph Company.
Гарри Эйткен — Triangle Film Corporation.
Теодор и Леопольд Уортоны (их голос учитывался как один) — Wharton, Inc.
Б.А. Рольф — Rolfe Photoplays Inc.
Чарльз Кристи — Christie Film Company.
Томас Эдисон — Thomas A. Edison, Inc.
Номинации и регламент.
Отбирались фильмы, выпущенные со 2 декабря 1915 по 25 декабря 1916. И с тех пор это награждение будет пост-рождественской традицией вручать призы на следующий день после Рождества. Газетчики первыми узнавали имена победителей, поэтому с самого утра люди вместе с рождественскими подарками, могли раскрыть и газеты, чтобы прочитать имена победителей.
На сей раз было решено оглашать и номинантов, поскольку, как сказал Адольф Цукор "быть номинантом среди лучших, уже привилегия". Эту фразу часто будут использовать в контексте того, что быть номинантом не менее престижно, нежели выиграть награду.
В отличии от лауреатов, номинанты ограничивались упоминанием в газетах, но их фильмы не получали поддержку в виде показа в кинотеатрах, которые принадлежали другим студиям. То есть, условный победитель от, скажем Universal, должен был крутиться в кинотеатрах конкурирующих студий, пока на фильм есть зрительский спрос, но максимум в течении одного года с 1 января по 31 декабря включительно. Выручка с прибыли должна была окупать труд работников кинотеатра и типографию (афиши и билеты), где показывался лауреат, но вся остальная прибыль отдавалась студии-победителю.
На сей раз голосовали не за личность, которая представляла свою профессию, а за конкретные фильмы.
Изменения в номинациях.
Лучший фильм — видоизменился в своей формулировке. Год назад, согласно регламенту, и короткометражный фильм мог выиграть в этой категории, но теперь наименование у награды Лучший полнометражный фильм.
Добавлены новые номинации!
Лучший короткометражный фильм — Дэвид Уорк Гриффит изменил кинематограф и дал понять миру, что фильмы можно смотреть более часа и при этом они могут приносить баснословную прибыль. Приоритет был смещён в сторону полного метра сильнее прежнего и таким образом, Академия также хотела подчеркнуть эти изменения в виде соответствующей номинации. При таком раскладе, фактически в году было два лучших фильма, только один из них был полным метром, а другой короткометражкой. И это неудивительно когда коротких метров в процентном соотношении создаётся в пять-шесть раз больше, чем картин, идущих больше одного часа. Чтобы участвовать в категории, картина должна идти 40 минут включительно и меньше.
Лучший оператор — можно ли себе представить фильм без оператора? Такое замечание сделал Томас Эдисон и сказал, что без оператора фильм невозможен. Хотя режиссёр на площадке совмещал множество задач, одна из которых была операторская, индустрия развивалась и новую профессию игнорировать было невозможно, поэтому было решено отмечать её наравне с другими категориями.
Почётную награду дали Голливудской Лаборатории.
"За предоставленные услуги по обработке плёнки для киностудий. За ускорение и улучшение эффективности в кинопроизводстве".
Почётные награды были денежными, поскольку иногда её получал конкретный человек или целая фирма, как в этом случае. Финансовая поддержка была в размере 5000 долларов из бюджета от каждой студии (на момент 2024 года это чуть более 150 тысяч). Это практиковалось, начиная с этого года, поэтому Чаплин в своё время сетовал на то, что год назад его ограничили упоминанием в газетах, но материального воплощения его заслугам не дали.
ЛАУРЕАТЫ.
Лучший актёр — Уильям С. Харт. "Адская петля".
(Triangle Film Corporation)
Номинировались: Роберт Херрон — "Нетерпимость".
Герберт Бирбом — "Макбет".
Гарри Хиллиард — "Ромео и джульетта".
Уильям С. Харт смог сыграть крутого Клинта Иствуда своего времени в очень популярном вестерне, но при этом найти место для сцен, где его персонаж очеловечивается каждый раз, когда он видит девушку, из-за которой уже не может вершить злодеяния. При внешних данных, создающих образ сотни самых смелых и сильных мужчин, он умудряется найти в кадре место очень ранимому и трогательному. Рецензии того времени были следующего характера:
"Ни один актер до появления на экране не смог так искренне и правдиво передать образ западного человека, как Харт"
И это интересно с прошествием времени, как в основном критики отмечали умения уверенно ездить верхом и стрелять с обеих рук, часто приписывая сюжетные достоинства актёру, а не сценаристу, будто его действия не прописаны, а прочно ассоциируются с актёром напрямую. Помимо этого, актёр также режиссировал некоторые сцены.
Сам фильм называют одним из лучших немых вестернов.
Два шекспировских главных героя были номинированы в фильмах, которые ныне утрачены, поэтому полноценно оценить их конкурентные способности, увы, невозможно...
Лучшая актриса — Мэй Марш. "Нетерпимость".
(Triangle Film Corporation)
Номинировались: Джеральдина Фаррар — "Женщина Жанна".
Теда Бара — "Ромео и Джульетта"
Мэри Пикфорд — "Бедная маленькая Пеппина".
В фильме "Нетерпимость" сложно выделить одну главную женскую роль, из-за того, что в картине присутствует четыре временных отрезка, каждый из которых равнозначен между собой, но именно Мэй Марш является душой этого фильма, а сама она проделала, возможно, лучшую свою актёрскую работу. У многих очевидцев фильма ещё долго после просмотра стоял ком в горле из-за сцены, где у неё забирают ребёнка. Абсолютно заслуженная победа, несмотря на других номинанток.
Теда Бара, сыгравшая Джульетту, могла бы выиграть, если бы в этот же год не вышла ещё одна экранизация шекспировской трагедии. Скорее всего продюсеры просто разделились во мнениях и максимум, который был возможен, это номинация.
Мэри Пикфорд же в данном случае в принципе не очень повезло с фильмом, потому что она появляется в нём только на десятой минуте, а крупный план только на семнадцатой. Темпераментная роль, свойственная для самой высокооплачиваемой актрисы, принесла номинацию, но, вероятно, больше из-за своей популярности, нежели актёрских перевоплощений. Обидно ли было первой в мире актрисе, чей доход за год превысил один миллион долларов? Скорее всего, она это как-то пережила...
Лучший оператор — Билли Битцер. "Нетерпимость".
(Triangle Film Corporation)
Номинировались: Андре Барлатье — "Дочь Богов".
Юджин Гаудио — "20 000 лье под водой".
Фильм "Нетерпимость" монументален в своей постановке кадра. Любая сцена запоминается своим масштабом. Эпохальный или эпический — так можно было бы описать операторскую работу бессмертной классики, второго шедевра подряд, созданного Дэвидом Уорком Гриффитом. И, конечно, заслуга множества находок именно со стороны режиссёра: съёмки одновременно с разных углов площадки, разных ракурсах и в разном темпе или с помощью привязного воздушного шара... Все эти приёмы были редкостью, или лучше сказать невиданными исключениями в эпоху немого кино, тогда как Гриффит делал это мастерски и очень уместно с помощью своего оператора.
Что касается фильма "Дочь Богов", то можно исходить исключительно из описания сюжета и критических статей того времени, потому что картина считается утерянной. Интересно здесь то, что впервые австралийская звезда мирового имени, Аннет Келлерманн, снялась полностью обнажённой и эту сцену можно задокументировать, как первый случай, когда крупная звезда, снялась нагой для фильма. Помимо прочего, он был снят кинокомпанией Fox за рекордные один миллион долларов, что делало его первым американским фильмом с таким бюджетом. Жаль, что результат этого вложения увидеть, увы, невозможно.
"20 000 лье под водой" был первым кинофильмом, снятым под водой! Разумеется, Академия просто обязана была обратить на это своё внимание. Сложнейшая съёмка для тех лет, высокий бюджет и в принципе сложный жанр фэнтези не смогли принести прибыли и наложили негласное вето на экранизации Жюль Верна аж на двенадцать лет. И хотя фильму не хватает некой таинственности и он все козыри показывает буквально в начале, включая Наутилус и самого Капитана Немо, в нём всё равно присутствует некий приключенческий шарм.
Лучший сценарий — Анита Лус. "Нетерпимость".
(Triangle Film Corporation)
Номинировались: Уильям С. Де Милль — "Оборванец".
Герберт Бренон — "Дочь Богов".
Второй раз подряд побеждает женщина в сценарной категории. И хотя идея фильма изначально принадлежит Гриффиту и в числе сценаристов можно насчитать ещё пятерых людей, все они в титрах не указаны, в отличии от Аниты Лус. Забавно, что двое других номинантов являются и сценаристами, и режиссёрами своих фильмов, то есть, мы имеем дело почти с авторскими произведениями, но выиграл другой авторский проект, где сценаристом режиссёр не числится.
Фильм "Оборванец" хранится в музее в одной не опубликованной копии.
Лучший режиссёр — Дэвид Уорк Гриффит. "Нетерпимость".
(Triangle Film Corporation)
Номинанты: Герберт Бренон — "Дочь Богов".
Джон Эмерсон — "МакБет".
Ещё с прошлого года было очевидно, что это вопрос времени, когда Дэвид Уорк Гриффит получит свою награду. А можно ли не отметить человека, у которого в фильме задействовано 64 тысячи человек и строились декорации высотой в 30 метров? Вести параллель четырёх историй и сделать каждую из них запоминающейся без использования звука, рассказать историю через свой собственный киноязык, который, можно сказать Гриффит и создал, — это ли не заслуга режиссёра, чей замысел лёг в основу фильма?
Интересно то, что "МакБета" хоть и режиссировал Джон Эмерсон, продюсером его является тот же Гриффит. Жалко, но фильм считается утраченным...
Лучший короткометражный фильм — "За кулисами кино" (Lone Star Corporation)
Номинировались: Хэл Роач — "Неразбериха в кинотеатре".
Джон Эмерсон — "Тайна летучей рыбы".
Конечно же, Чарли Чаплин получил свой первый состязательный Оскар, как продюсер за короткометражный фильм, идущий 30 минут, больше, чем другие номинанты. Короткометражка с Гарольдом Ллойдом семиминутная, а у Эмерсона она длится 25. Надо отметить, что Джон Эмерсон первый человек в истории Оскара, кто номинировался на одной церемонии в разных категориях, а именно как режиссёр за "МакБета", и как продюсер за "Тайну летучей рыбы", пародии на художественную литературу о Шерлоке Холмсе, где затрагивалась тема наркотиков в очень легковесной комедийной форме, что, вероятно не способствовало победе.
Гарольду Ллойду же не повезло с короткометражкой и хотя он ещё покажет себя, это не его год, когда Чаплин снимает картину, где на протяжении 30 минут он может держать внимание зрителя. Это буквально четыре короткометражки Ллойда в одной.
Лучший полнометражный фильм — "Нетерпимость".(Triangle Film Corporation)
Номинировались: Уильям Фокс — "Ромео и Джульетта".
Сесил Б. ДеМилль — "Женщина Жанна".
И таким образом, это был первый скандал в истории Оскара, когда 5 из 6 возможных наград, забрал один фильм. Более того, другая шестая также принадлежит студии Triangle Film Corporation. Получается, что лишь короткометражка принадлежит другой компании, тогда как "Нетерпимость" собрала всё. Академиков уличили в предвзятости, потому что Луи Б. Майер и студия, которая собрала 6 побед из 7 возможных, имело непосредственное отношение к самому Дэвиду Уорку Гриффиту. Студия Biograph Company также сотрудничала с режиссёром. То есть, как минимум три компании точно отдали предпочтение "Нетерпимости" в тот момент, когда фильм успешно прошёл в Нью-Йорке и паре других городах, но на деле с треском провалился, что также пошатнуло веру уже простых зрителей, мол, Академия называет лучшим фильмом, который в прокате провалился?
С другой стороны, фильм "Нетерпимость" уже история кинематографа и по своей сути, академики уж точно не промахнулись. Единственное упущение — отсутствие номинации у картины "Адская петля" в этой категории, но вклад в развитие киноязыка "Нетерпимость" кажется всё-таки значимей. И хотя этот скандал вокруг фестиваля одного фильма, отразился на репутации новоявленной Академии, а количество наград не повлияло на окупаемость картины в разных кинотеатрах, конкурирующих студий, всё-таки сам выбор, каким бы он предвзятым не был, является, как никогда правильным, потому что "Нетерпимость" — шедевр.
Итоги ...
5/6 Нетерпимость
1/1 За кулисами кино.
1/1 Адская петля.
0/3 Ромео и Джульетта.
0/3 Дочь Богов.
0/1 20 000 Лье под водой
0/1 Оборванец.
0/1 Бедная маленькая Пеппина.
______________________________
Согласны ли Вы с итогами? Пишите в комментариях и оставляйте свои первоапрельские лайки!
Всем добра и здоровья! Подписывайтесь!