Издание Financial Times сообщило, что на протяжении марта северокорейские танкеры, как минимум, 5 раз заходили в российский порт Восточный и отправлялись обратно через какое-то время. Все это происходило с выключенными транспондерами (опознавательными сигналами кораблей). В качестве доказательств были приведены спутниковые снимки, вот они с обозначением маршрута поставок.
По подсчетам аналитиков, эти 5 танкеров перевезли в совокупности около 125 тыс баррелей нефти или нефтепродуктов.
В 2017 году Совет Безопасности ООН ввел санкции против Северной Кореи, запрещающие любым странам поставлять туда нефть и нефтепродукты свыше установленного лимита (составляющего 500 тыс баррелей в год, то есть, за март из России были перевезены 25% годового лимита). Но при этом предусматривалось, что каждая поставка должна была согласовываться непосредственно со специальным комитетом ООН, в данном случае никаких согласований не было.
Введенные санкции ООН, согласно уставу организации, обязаны соблюдать все ее члены, к числу которых относится и Россия.
Один из замеченных в российском порту танкеров - Paek Yang San 1 – ранее уже был внесен в список ООН как судно, участвовавшее в незаконных перевозках нефти. Также с момента ввода этих ограничений под санкции за их нарушение попал целый ряд судов, принадлежащих Тайваню и Гонконгу, и 2 российских танкера - "Тантал" и "Витязь".
Но все эти поставки не осуществлялись напрямую, а производились с "запутыванием следов" через цепочку перегрузок, в т.ч. и в открытом море. Что, соответственно, сильно увеличивало конечную стоимость прибываемого в КНДР топлива. Сейчас же непосредственно в российский порт вошли северокорейские танкеры - ранее подобных случаев зафиксировано не было.
Экс-координатор группы ООН, которая следит за санкциями против КНДР, Х. Гриффитс, а также сотрудник южнокорейского государственного аналитического центра «Институт стратегии национальной безопасности» Го Мен Хеню заявили, что, вероятнее всего, Россия начала поставлять нефть или нефтепродукты в КНДР по бартеру в обмен на оружие и боеприпасы, поставляемые оттуда.
В пользу этой версии говорит и то, что провести финансовые расчеты с КНДР было бы очень затруднительно - там финансовая система является куда более отрезанной от внешнего мира, чем даже сейчас российская. Тем более, речь идет о солидной партии энергоресурсов, имеющей высокую стоимость.
Примечательно, что Россия с 1 марта ввела полугодовй запрет на экспорт бензина с целью стабилизации цен на внутреннем рынке.
А в этих танкерах вполне мог быть этот самый бензин (в основном издания пишут, что там были именно нефтепродукты, а не сырая нефть).
Сейчас в экспертной среде обсуждается, были ли это разовые поставки, или они теперь будут осуществляться на постоянной основе, а также последуют ли какие-то меры в отношении России со стороны ООН за нарушение устава организации.
Стоит понимать, что санкции ООН носят глобальный международный характер, и их обязаны соблюдать абсолютно все страны без деления на "дружественные" и "недружественные", в отличие от санкций США, ЕС и других отдельных стран.
Санкции на КНДР в 2017 году были введены за нарушение соглашения о запрете испытании ядерного оружия. С тех пор государство повторно нарушало положения международного договора, подписанного им ранее.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.