С 1 марта в России вводят запрет на экспорт бензина, который будет действовать полгода - об этом сообщает РБК со ссылкой на источник в правительстве. Ранее к правительству с такой инициативой обращался вице-премьер Александр Новак, известно, что ее поддержал премьер-министр Михаил Мишустин.
Есть некоторые исключения: запрет не коснется поставок в страны ЕАЭС, Монголию, Узбекистан, Абхазию и Южную Осетию, но объемы таких поставок должны будут обязательно согласовываться на правительственном уровне.
Помимо этого, увеличивается до 16% обязательный норматив продажи дизеля на бирже (ранее он составлял 12,5%).
На такие меры власти решили пойти, чтобы предотвратить рост цен на топливо на внутреннем рынке и не допустить повторения прошлогодней ситуации. Вот что говорил Александр Новак, обращаясь к правительству:
В целях нивелирования ажиотажного спроса на нефтепродукты необходимо принять меры, способствующие стабилизации цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Просто сравним факты. В прошлом году запрет на экспорт топлива продлился всего пару недель.
Тогда это была достаточно суматошная мера, принятая в авральном режиме, когда ситуация с ценами уже вышла из-под контроля. Но это позволило остановить рост цен.
В этом году запрет заранее вводят на целых полгода. Вот и сопоставьте масштабы проблемы.
Производство топлива в России с начала 2024 года начало сокращаться по двум ключевым причинам: из-за выхода из строя уникального дорогостоящего западного оборудования, которое непонятно чем и как заменить, и из-за участившихся атак на НПЗ.
И та, и другая причины вряд ли будут устранены в ближайшее время. Поэтому правительство заранее решает пойти на столь экстренные меры (а запрет экспорта - это действительно экстренная мера), чтобы предотвратить или хотя бы снизить рост цен на внутреннем рынке.
Оптовые цены в России с начала года уже выросли очень существенно, рост достигал 23% (в прошлом году топливный кризис тоже начинался с этого), розничные тоже показывают рост, но менее значительный.
То, что правительство на этот раз решает заранее действовать на упреждение роста цены - это правильно. Конечно же, внутренний рынок имеет приоритетное значение перед внешним.
Но сама ситуация говорит о том, что с нефтепереработкой в России становится все хуже и хуже по вышеуказанным причинам. А также что бюджет недополучит большие объемы нефтегазовых доходов, поступающих, преимущественно, от экспорта, а не от внутренних продаж. Также это негативно повлияет на финансовые результаты компаний-производителей топлива, поскольку экспортировать для них выгоднее, чем продавать внутри страны. Собственно, за счет прибыли от экспорта и было возможно обеспечить более низкие цены на внутреннем рынке.
Так что, сам выбор между снижением доходов бюджета и ростом цен на АЗС - это, по сути, выбор из двух зол лучшего. Он, с моей точки зрения, сделан правильно. Потому что рост цен на АЗС в конечном счете приведет к большой цепочке негативных процессов в экономике и может обвалить доходы бюджета, одновременно увеличив расходы, еще сильнее.
Но просто насколько все плохо должно быть на НПЗ, чтобы вводить экспортный запрет на полгода... Вы помните подобные меры ранее?
Еще месяц назад г-н Новак уверял, что никаких проблем с бензином в России нет, все стабильно, а тут он уже требует запрета его экспорта.
Это вообще как?
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.