Главу об этом аромате следовало бы начать с эпиграфа в виде цитаты самой Коко:
Не то, чтобы мне нравились лошади. Никогда я не относила себя к этим любителям, которые их моют и чистят скребницей; или как англичане - как только у них есть свободная минутка, они бегут в конюшню.
Но нужно сказать, что лошади определили мою жизнь.
Аллюр - это поступь самого благородного из животных, живущих бок о бок с человеком. Лошадь, будь она дикой или объезженной, воплощает природную элегантность.
Если Gabrielle Chanel я бы рада была получить в подарок, а не купить самой (ведь у меня уже есть J'Adore!), то с Allure в концентрации EDP - обратная ситуация. После Chanel No19 он бы стал моим вторым "полноразмером" и номером один среди парфюмерии Chanel, купленной за свои. При условии, что я не томила бы пробирки в тёмном сундуке несколько лет, а дала себе труд поразмыслить над ними хотя бы до 2021 года. Но... Всё происходит вовремя.
Он выходит на стыке двух тысячелетий - в 1999 году, не оставшись ни морально, ни физически в 20 веке, не утратив актуальности до сих пор. Однако он остаётся в тени более хараАктерных запусков того же года: J'Adore Dior, Gucci Ruch, Green Tea Elizabeth Arden, Ultraviolet Paco Rabanne, Clinique Happy.
Лошадка не приходит первой дважды. В 1996 году Allure в туалетной воде также плохо держит удар от Kenzo Jungle L'Elephant, Organza Givenchy, 5th Avenue Elizabeth Arden, Cool Water Davidoff, L'Eau par Kenzo.
Против массового вкуса на ёлочные гирлянды и хлопушки не попрешь. А Жак Польж прёт, воплощая в Allure шлейф такой труднодостижимой простоты, что носа не оторвать. Никто не сравнивает Allure с Gabrielle, но многие отмечают сходство Gabrielle с Allure. Мне такое сходство первым в голову не приходит, хотя казалось бы...
Да, они сделаны из пересекающихся материалов и по похожим лекалам, также, как и сами творцы; будучи отцом и сыном, Жак и Оливье Польжи - два разных человека с целой пропастью из событий и впечатлений между ними. Мысли и ароматы они формируют по-своему.
В Allure маркетологи от Chanel открыто пытаются отразить роль Англии в судьбе и характере Коко. Увлекательно поддаться этому ходу мысли.
Первым влиятельным англичанином стал Артур "Бой" Кэйпел, «интеллектуал, политик, олигарх, игрок в поло и любимый мужчина Коко Шанель» (из некролога, написанного его дочерью). Он частенько приезжал в гости к её любовнику Этьену Бальсану поохотиться и прикупить лошадей, которых тот разводил. На почве лошадей между мужчинами завязалась дружба. Оба были богаты, но Бальсан проматывал семейное наследство, а Кэйпел сам занимался бизнесом. Среди той праздной компании в поместье Этьена, Бой был, возможно, единственным, у кого была работа.
Позже друзья стали делить на двоих саму Габриэль. Вот как она описывает Боя:
Он был молодым, постоянно пьяным и абсолютно вульгарным. Но очень красивым молодым человеком, с чёрными волосами. Он был даже не то, чтобы красивым, он был чудесным. Я восхищалась его безразличием, его зелёными глазами. Он ездил на великолепных лошадях и у него это превосходно получалось.
Это единственный мужчина, которого я любила. Он умер. И я никогда не забывала о нём. Мне очень повезло в жизни. Я нашла человека, который не развратил меня. В свои 30 лет, возрасте, когда молодые люди расточают своё состояние, Бой сделал своё на морской перевозке угля.
Ему принадлежала конюшня с гончими лошадьми. И она была одной из самых лучших в Лондоне.
Он был моим отцом, братом, всей моей семьей.
Кэйпел не женится на ней, предпочтя даму из высшего общества, но их связь будет продолжаться 10 лет, вплоть до его смерти в автокатастрофе. Зато он даст ей возможность зарабатывать самостоятельно, хотя думал он вовсе не в эту сторону. Он хотел держать её возле себя, ограждать от мира, ступив в который, она бы непременно перестала быть его "не такой, как все" Коко. Но...
Исход решила Первая Мировая Война (1914 - 1918 гг.). Пока известные модные дома беднеют и разоряются, Шанель не сидит сложа руки и переходит от шляп к упрощённой женской моде:
Ткани заканчивались. И я сделала трикотажные кофты из грубых свитеров, эту вязаную спортивную одежду, которую я носила. В конце того первого военного лета я заработала 200.000 золотых франков…
Лошадка сбросила жокея.
Я была сама себе хозяйкой и зависела только от себя. Бой Кэйпел прекрасно отдавал себе отчет в том, что больше не содержал меня:
-Я думал, что подарил тебе игрушку, а на самом деле я подарил тебе свободу, - сказал он однажды с меланхолией.
Для меня Allure - независимый парфюм, страстное обладание им противоречит самой его сути. Он не монтируется с голодной слюной. В конце концов, я не жалею о том, что мне не придётся цепляться за его остатки во флаконе.
Я здесь потому что, я - это я, потому, что я выстояла, так как шитый костюм, который я одевала, выходя за покупками в 1913 году, можно носить всё еще в 1916: потому что новые социальные условия те же. Я вернулась к скромности в стиле, и следом за мной вернулась скромная мода.
Для меня Allure - это скромная парфюмерия без единого намёка на ту простоту, которая "хуже воровства". Спустя 100 лет будет также актуален (если человечество будет ещё нуждаться в парфюмерии с роскошной нотой ванили).
Я вынесла приговор дорогим тканям, таким, как Лисурго. Хорошая ткань красива сама по себе, но чем дороже платье, тем дешевле она смотрится. Отсутствие вычурности путали с бедностью. (Возможно, уж лучше выбрать первое сознательно).
Для меня в Allure ровно столько "дороговизны", чтобы заставить мешок картошки смотреться элегантным нарядом.
Очаровательно, но просто. Воплотить фантазию а-ля Шехерезада очень легко; сшить простое чёрное платье очень трудно. Как бы парадоксально это не звучало, нужно сказать, что экстравагантность убивает личность. Все то, что преувеличено - уменьшает.
Для меня Allure - это золотой стандарт, гласящий: "лучше меньше, но лучше".
Сейчас никто из женщин не хочет быть просто красивой, все желают быть красавицами.
Для меня в этом и состоит основная разница между красавицей Gabriellе и просто красивой Allure.
Человек, имевший осторожность ничего не показывать вам, всегда будет оригинальным и интересным.
Для меня Allure - это молчаливое высказывание, которое слышат все. Многие ли так умеют?
Если у Вас есть достоинства, нужно уметь их прятать, но так, чтобы было понятно, что они в Вашей душе. Идеальная женщина злит остальных женщин и наводит скуку на мужчин.
Для меня Allure - аромат, не способный ни в ком вызвать гнева, но и скучать в нём мне в голову не придёт.
В мире есть земли намного богаче, чем каменистая Бургундия или песчаная Гоби. Также пробовали сделать персидское вино на Тихом океане, но никогда не добились вкуса простого Vougeot или вина из Ая.
Богатство и метод – это ещё не всё. Грета Гарбо была самой лучшей актрисой, которая одевалась хуже всех в мире.
Для меня Allure таит в себе радость молодого игристого вина, сладкого, не крепкого, освежающего. Его не нужно коллекционировать, хранить в погребах столетиями, его время - здесь и сейчас. Пить и не пьянеть.
Женщины думают обо всех цветах, кроме отсутствия цвета. Я сказала, что чёрный цвет идет всем. Белый тоже. Эти два цвета совершенной красоты. Они абсолютно гармоничны. Поставьте в танцевальный салон двух женщин: одну в белом, другую в чёрном. Только они будут заметны.
Для меня женщина, вошедшая в вагон метро в Allure - спасительный глоток в мутном потоке вульгарных мускусов, перебродивших фруктов и пропитанных йодом бинтов. Я пойду за ней на край света, потому, что она в своём уме, она в белом и чёрном, в цитрусах и ванильном жасмине.
Аурелия прекрасная наездница, она известна тем, что всегда бежит позади собак. Как-то я сказала ей:
-Давай, прыгай!
-Ой, нет! Я боюсь, мы ведь одни… Я прыгну только в том случае, если на меня будут смотреть мужчины. Только для тебя я не буду этого делать.
Почему женщины всегда хотят удивить, а не нравиться?
Для меня это не риторический вопрос. Как только все начнут нравится, всем тут же захочется чего-то удивительного. Замкнутый круг. Allure - его эпицентр; находясь в нём, ты не окажешься захваченной и унесённой ветром ни в одну из сторон. Но впечатлений получишь достаточно, наблюдая, как это происходит с другими.
Следующим влиятельным англичанином в судьбе Коко оказывается Хью Гровенор, герцог Вестминстерский. И опять роман на 10 лет, и опять он предпочтёт жениться на даме своего круга. Правда, на этот раз Коко будет утверждать, что сама его бросила, поскольку ей надоели эти 10 лет роскоши и праздной жизни. Сделаю вид, что верю ей.
Больше всего мне нравилось видеть, как он живёт. Это проворный хищник, косящий под дурачка. И нужно быть таковым, чтобы удержать меня на все десять лет.
Он - само воплощение вежливости и любезности. Этот человек всё ещё принадлежит к поколению воспитанных мужчин. Для того чтобы быть невоспитанным в элегантной форме, сначала нужно получить воспитание. Это случай Вестминстера.
Для меня в Allure трудно быть невоспитанной. В нём достаточно поднять бровь, чтобы усмирить чужую невоспитанность. Или хотя бы снизить её градус до элегантных форм.
Он сама простота, и самый скромный человек, которого я когда-либо знала. У него скромность королей, людей, изолированных по причине своего происхождения и богатства. Вестминстер считается одним из самых важных людей в Англии, и это его ужасно злит; он в курсе, что все это знают. И он бы ещё больше негодовал, если бы ему пришлось доказывать, что он похож на всех остальных.
Вестминстер - это настоящая элегантность: он никогда не носит ничего нового. Я вынуждена была пойти купить ему ботинки. Он носит рубашки двадцатипятилетней давности. Его невозможно убедить сходить к портному или принять его дома. У Вестминстера две яхты: нестроевой тральщик Королевского флота и четырехмачтовый парусник. Когда мы причаливаем к берегу, все гости одевают на голову красивые бескозырки, чтобы спуститься в порт и купить открытки. Вестминстер всегда спускается в своей потёртой шапочке.
Для меня в Allure инстинктивно угадывается то, чего я, казалось бы, никогда не знала в этой жизни. То, что сейчас упрощённо называют old money или "тихой роскошью". Этот эпизод отлично демонстрирует суть:
Как-то, гуляя в одном из парков в Итон Холле, в Чешире, я увидела на отдаленном участке огромные огороды, как в Париже. Там выращивались круглый год для собственного потребления персики, нектарины, клубника… как в старой России или Польше.
Я привела туда Вестминстера. Похоже, он не знал, что всё это принадлежало ему: мы накинулись на клубнику, как два школьника.
На следующее утро я хотела вернуться на огороды, но калитка оказалось запертой. Я сказала об этом моему другу, и он позвал садовника.
-Я закрыл огороды, потому что кто-то украл клубнику, милорд, - сказал садовник.
-Этими ворами были… Это была мадемуазель! – спокойно сказал Вестминстер.
Несмотря на эти великолепные цветы в огородниках, Вестминстеру нравились лишь полевые. Больше всего он любил приносить мне в коробке первые подснежники, вырванные прямо из заснеженной земли.
У Вестминстера повсюду дома. В каждом путешествии мы останавливались в разных местах. Он сам точно не знает, где у него есть владения: может быть в Ирландии, Далмации или в Карпатах. Но всегда и везде есть жилой дом с приготовленным ужином и застеленными кроватями, с натёртым серебром, машинами (до сих пор я вижу восемнадцать старинных Роллс-Ройсов в гараже Итон Холла!).
Для меня в Allure именно эта роскошь, о ней просто не думаешь. Не потому, что ты - расточительный дурак, а потому, что привык к ней с пелёнок. Она и есть твоя функциональная обыденность. Уверена, герцог даже не считал свои Роллс-Ройсы, в отличие от Шанель, обыденность которой - считать всё, своё и чужое. Она весьма подробно рассказывает писателю и другу Полю Морану о том, сколько, кому и чего она "подарила". Вспоминая подснежники, она, однако, почему-то умалчивает о других подарках Вестминстера: например, о доме в лондонском Мэйфэре или участке земли на Лазурном берегу.
Пока Мадмуазель была жива, много ароматов было создано при ней, с её именем на этикетке. Но какой из них пах так незамысловато красиво, как Allure? Понадобился целый Жак Польж в 1999 году и его представление об аллюре. Почему? Сама же Коко и даёт ответ:
Англичане - это, своего рода, лошади. На бегах, в картах: просто лошади. Мне не предназначено было стать англичанкой. То, что считается «завидным положением» было не для меня.
Во мне присутствуют кое-какие неплохие качества, но гораздо больше невыносимых дефектов. Я говорила в самом начале, я – ходячая гордость. Хотя, возможно, я ошибаюсь и путаю её с тщеславием. Настоящую гордость никогда не опознают, более того, у неё нет определения; это гордость Людовика XIV, или англичан.
Точнее и не скажешь. Allure - это не сама Шанель, это её наблюдение за теми, кем она никогда не смогла бы стать. Быть наездником, быть владельцем породистой лошади, быть самой породостой лошадью и быть пылью ипподрома на её подкованном копыте; это всё - разные формы бытия.
Рекомендация: погружаясь в Allure, посмотреть художественный фильм "Коко до Шанель" (2009) режиссёра Анн Фонтейн, с Одри Тоту в главной роли. Там не будет герцога Вестминстерского, зато будут лошади, Бальсан и Бой.
Мой Телеграм
Мой ВК
Марафон по Chanel:
1) Chanel №19 - парфюмерный «ангел-истребитель».
2) Gabrielle Chanel - царевна Мидас в тени Жадора.
3) Chanel Allure - лошадка, которая побеждает, никогда не приходя первой.
4) Coco Madmoiselle CHANEL - больше коко, чем мадмуазель.
5) Coco Noir CHANEL - торжество «простой жизни» нарцисса.
6) Chanel №5. Фабула первая: Эрнест Бо. Уникальные факты и сравнительный анализ формулы Nº5 от профессионалов парфюмерии!
7) CHANEL №5. Фабула вторая: Братья Вертхаймры, Bourjois и Les Parfums Chanel.
8) CHANEL №5. Фабула третья: «Коко Шанель и Ко».