Как же я ждала именно такую весну, именно такую солнечно-талую погоду, чтобы наконец пуститься в парфюмерный марафон по запылившимся флаконам и пробиркам Chanel! Коко любила загорать, зима - не её время года. С её парфюмерией - аналогично. В отличие от «ядов» Dior, марафон по которым я с большим удовольствием пробежала по скрипучему предновогоднему снегу.
И начинаю я не традиционно с Chanel №5 , а с менее востребованного широкой публикой номера. Ведь именно он, №19 - единственный пока из Chanel, стоит на моей полке в полном размере, и то в 35 мл. Даже на половину ещё не испит. Мне было бы достаточно и этого, если бы не санкции и цены. Теперь хочу ещё и берегу имеющееся как зеницу. Ибо спустя годы замены ему так и не нашлось (да и возможно ли).
Году в 2013-м, на волне страсти к ветиверу, я пришла в корнер Chanel на Китай-городе за Сикомором из эксклюзивной линейки. Однако по привычке сначала обнюхала всё выставленное. Когда нос встретился с влажным от Chanel №19 блоттером, глаза мои округлились. Это как если бы твой организм никогда не знал алкоголя, а тут в него сразу влили флян водки. Я одновременно не понимала, куда мне вообще такое, и в то же время уже не хотела без этого жить. Поэтому Sycomore всё ещё там, в корнере (хотя уже нет, и слава богам, ведь Encre Noir Lalique тоже отличный ветивер), а Chanel №19 теперь здесь, со мной.
По легенде штатный парфюмер Chanel Анри Робер сделал аромат исключительно для Мадмуазель, а она делилась им только с самыми лояльными клиентами. Говорят также, что она увлекалась нумерологией и придавала большое значение цифрам и датам. В этом свете 1 и 9 как две точки континуума: 1 - это рождение, а 9 - смерть. Аромат приурочен ко дню рождения Габриэль (19 августа 1883 года), а его продажа стартует в 1970-м, за год до её смерти в 1971-м. Chanel №19 становится, таким образом, посмертным парфюмом.
С №19 имеет значение концентрация. Духи, парфюмерная вода, туалетная вода - это не просто версии друг друга разной степени разбавленности. Нет, это разные ольфактивные переживания. В конце концов, между 1 и 9 пролегает целая жизнь, она оттачивает грани характера «несгибаемой» Шанель. А так ли уж она несгибаема? Тогда бы она точно сломалась, но этого не произошло. Значит гибкость в ней всё же торжествует, как в сейсмоустойчивом небоскрёбе из бетона, железа и стекла. Степень этой гибкости натуры хорошо фокусируют концентрации аромата.
Но собрав воедино все характеры №19, получим всю Мадмуазель как есть, от 1 до 9, без прикрас:
«… Снова процитируем Мариво: «Наш век знаменует собой месть пастухов; мужик опасен, предупреждаю вас». Шанель из этой породы. Этот дух мести никогда не покидал Шанель; это заставило её подстричь свои красивые длинные волосы, запутавшиеся в шнурках корсета; это уничтожило всю мечту об утраченном рае, который в любом случае был воображаемым, поскольку изначально она ненавидела и бежала из «сказочного» детства, оставившего на ней такой глубокий след.
Загадка противоположностей! Вот где пролегает тёмная сторона Шанель, её страданий, её склонности причинять вред, её потребности к наказанию, её гордости, её строгой точности, её сарказма, её разрушительного гнева, жесткости характера, веющего то жаром, то стужей, её абъюзивного, разрушительного духа.
Резкость характера Шанель, точность её жестов или фраз, краткость её афоризмов, брошенных из кремневого сердца и потоком низвергнутых из уст одной из Эвменид, её манера давать и тут же забирать, осыпать подарками как оскорблениями («Я посылаю вам эти шесть статуй венецианских негров», — звонила она и говорила: «Я больше не могу их терпеть») - всё в ней можно было проследить до глубин её разочарованного детства «среди крестьян, которые хотели, чтобы их дети были выше их самих» (Бернар Палисси).
Изредка ноздри её, расширенные от постоянного гнева, переставали дрожать, и тогда-то в ней обнаруживалась некоторая усталость, и сердце её обнажало тайну молчаливого нрава; но это продолжалось лишь мгновение. Сегодня она не может справиться без тебя, а на следующий день она больше не в состоянии тебя терпеть. Шанель была Немезидой.
На мой взгляд - это самое трезвое описание Мадмуазель, без йоты раболепия перед жрицей культа моды. Так мог высказаться только близкий друг, съевший с ней не один пуд соли, каким и был Поль Моран. Это предисловие к книге L' Allure de Chanel, составленной зимой 1946 года на основе бесед в отеле St. Moritz в Швейцарии, куда Шанель пригласила Морана написать её мемуары.
Разговоры происходили по вечерам, и писатель не ложился спать, не сделав заметок. Заметки были затем опубликованы на французском языке в 1976 г. (уже после её смерти) и на английском языке в 2008 году, а на русском - ни разу. Впрочем, может это и к лучшему, поскольку в них Коко занимается мифотворчеством. Интересно, почему бы и самой их не написать, как это сделал один из её врагов - дизайнер Поль Пуаре? Возможно, хотелось избежать прямого подражания, с одной стороны. А с другой, удобно не издавать легенды при жизни, чтобы никто не мог уличить тебя во лжи и призвать к ответу.
Дом Chanel, возглавляемый Карлом Лагерфельдом, продолжит начатое ей дело, драпируя её угловатую призрачную фигуру лжи в ещё более белоснежное пальто «букле» на подкладке из чёрного джерси.
Chanel №19 довольно сложно отнести к определенной группе ароматов. Кому-то это шипр, кому-то фужер, а кому-то цветочно-зелёный или альдегидный. Разные концентрации также затрудняют классификацию.
19 в концентрации EDT (отливант) сбил меня с ног своим презрением, своим намерением категорически мне не нравиться, одновременно не давая шанса им пренебречь.
Невротическая любовь - это про него и в нём. Он заставляет карабкаться на самую опасную и непреступную вершину, заранее зная, что путь оттуда лишь один - вниз. На этой вершине мёрзнешь от одиночества, но закаляешься.
Ничем сладкоцветочным не смягчён; в нём много острой зелени, режущей пальцы до крови, горечи гальбанума и ириса. А ещё снежной крупы, рыхлой и ненадёжной, благодаря альдегидам. Однако развитие идёт в сторону древесной пудры. Ретивый конь становится чуть более покладистым, но оседлать себя не даёт. Больше фужер, на мой скромный нос. Может поэтому в EDT почти нет ощущения пресловутого «ретро».
Далее, полноразмерный флакон современной EDP. Это моя любимая концентрация. Здесь гальбанум и горькая молодая зелень смешаны с комьями влажной, только что оттаявшей земли. Это жёсткий спуск с промёрзлой вершины по кочкам в оживающий на солнце лес. Скорее, в тепло!
Конь таки объезжен, хотя и с трудом, скрипит потёртое седло. В базе много мха и тинктуры кожи. А сердце тёплое, бархатное, цветочное, живое, с потрясающей красоты белой розой. Ещё мыльная пена дорогого цветочного мыла и ледяные горные ручьи. Мне больше зелёно-подшипривающий. Изумительный баланс, воплощение весеннего равноденствия!
Винтажная миниатюра (7,5 мл.) в концентрации Parfum - самая мрачная и глубокая. Она словно предупреждает: если удалось спуститься живой и невредимой на коне, это вовсе не значит, что через мгновение ты не окажешься под ним. Здесь молодая трава превращается в сумрачные дебри и мшистую кору, солнце теряется в густых верхушках, уплывает в серых тучах за горизонт. Есть шанс остаться ночевать в лесу с седлом вместо подушки, под хлюпающий дождь.
В этой версии фокус на достоверном корне ириса, одновременно и горьком, и пудровом, и землистом, и с оттенком зелёной кожи. Гораздо меньше фокуса на цветах в сердце, по сравнению с EDP. И всё же, из всего цветочного блока для меня ярче всех звучит роза. Чем ближе к базе, тем больше кожаного шипра. В драйдауне солоноватый сандал. Осеннее равноденствие. Хорошо носится в дождь и на похороны.
Если вдруг в вашем кругу затесался человечек с парфюмерным «я» в виде Chanel №19, будьте начеку! Может статься, что он окажется таким же «ангелом-истребителем», как и сама Коко Шанель, по выражению всё того же Поля Морана. Может и к лучшему, что продажи его не сопоставимы с Chanel №5...
Он отталкивающе красив, не безделица. По этой причине носить его запоем не представляю возможным, даже если бы и могла себе это позволить. К нему хочется прибегать редко, в тех случаях, когда требуется приложить правильное усилие с точно выверенной дозой насилия. Или просто восторженно за ним понаблюдать, радуясь, что на этот раз каток тебя объехал.
Рекомендация: погружаясь в Chanel №19, посмотреть фильм «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (2009) режиссёра Яна Кунена, с Анной Муглалис в роли Коко. Вот где невротическая любовь, с тяни-толкаем «жарко-холодно» и «ближе-дальше»! Ну, и немного рекламно-художественного бреда про создание духов Chanel №5.
Мой Телеграм
Мой ВК
Марафон по Chanel:
1) Chanel №19 - парфюмерный «ангел-истребитель».
2) Gabrielle Chanel - царевна Мидас в тени Жадора.
3) Chanel Allure - лошадка, которая побеждает, никогда не приходя первой.
4) Coco Madmoiselle CHANEL - больше коко, чем мадмуазель.
5) Coco Noir CHANEL - торжество «простой жизни» нарцисса.
6) Chanel №5. Фабула первая: Эрнест Бо. Уникальные факты и сравнительный анализ формулы Nº5 от профессионалов парфюмерии!
7) CHANEL №5. Фабула вторая: Братья Вертхаймры, Bourjois и Les Parfums Chanel.
8) CHANEL №5. Фабула третья: «Коко Шанель и Ко».