Серебряный век – один из самых мощных пластов в истории русской поэзии. Его породили многочисленные общественные, научные и социальные изменения: открытие Дарвином теории эволюции, небывалый технический прогресс, первая русская революция, Русско-японская война, затем Первая мировая и Гражданская войны. Все эти события перевернули сознание людей и неизбежно должны были отразиться в литературе, искусстве. Рассказываем о самых ярких представителях и течениях Серебряного века.
Общая характеристика
Литературоведы спорят о временных рамках Серебряного века. По поводу его начала мнения более-менее едины: это 1890-е годы. А вот что считать концом эпохи, не так ясно: кто-то говорит, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны, другие отмечают, что его зарей стала смерть Блока, Гумилева, Маяковского...
Название «Серебряный век» предложил, вероятнее всего, философ Николай Бердяев. Оно стало противопоставлением знаменитому Золотому веку русской литературы, связанному с именами Пушкина, Батюшкова, Жуковского, Крылова и других поэтов начала XIX века.
Для литературы Серебряного века типичны настроения упадничества, декаданса, меланхолии, отказ от стандартных стихотворных форм и творческих методов, экспериментальность. И если поначалу термин использовался лишь в отношении поэзии, то позже перенесся в целом на русскую культуру периода с конца XIX века по 1920-е годы, получив к тому же еще одно пышное прозвище: Русский Ренессанс.
А теперь поговорим подробнее о течениях Серебряного века и его известных представителях.
Символизм
Это направление стало первым, сложившимся в Серебряном веке. Сам термин «символизм» пришел в Россию из Франции. Течение формировалось под влиянием философии Ницше и Шопенгауэра, поэзии Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо.
Для российских поэтов-символистов типичны мистические и абстрактные образы, настроения упадничества, пессимизм, ощущение надвигающей катастрофы. Произведения символистов отличаются музыкальностью, плавным ритмом, четкостью композиции и слога, недосказанностью и утаенностью смысла. Для отображения реальности авторы использовали аллегорию (иносказание) и символы, что и легло в основу названия течения.
В символизме наблюдается неоднородность. Например, выделяют школу «старших» символистов, к которой относят Мережковского, Зинаиду Гиппиус, Сологуба, Брюсова, Бальмонта. Символизм они воспринимали в эстетическом плане. В этим им противостояли «младшие» символисты, или «младосимволисты» (Александр Блок, Андрей Белый), воспринимавшие символизм в философско-религиозном ключе.
Примеры поэзии символизма:
В своей бессовестной и жалкой низости,
Она как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности ее со мной.
Зинаида Гиппиус, из стихотворения «Она»
__
Дома и призраки людей —
Всё в дымку ровную сливалось,
И даже пламя фонарей
В тумане мертвом задыхалось.
Дмитрий Мережковский, из стихотворения «Дома и призраки людей»
Акмеизм
Следующим течением, оформившемся в Серебряном веке, стал акмеизм (адамизм). Название «акмеизм» пришло из греческого языка и означает «расцвет». Пик поэзии акмеистов пришелся на 1910-е годы. Основателем акмеизма считается поэт Николай Гумилёв.
Для этого течения характерны материальность и предметность образов, отточенность деталей, самоценность отдельной вещи, воспевание красоты жизни, преобразование несовершенных явлений через поэзию, искусство. Творчество акмеистов менее «упадочное» и депрессивное, по сравнению с символистами. Зыбкости, расплывчатости и иносказательности символизма они противопоставляли четкость и определенность.
Среди ярких представителей течения – жена Гумилёва Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич. Их кружок получил название «Цех поэтов». Некоторые относят к акмеистам поэтессу Марину Цветаеву, хотя ее творчество близко и к символизму.
Пример творчества акмеистов:
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анна Ахматова, из стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…»
Футуризм
Примерно в то же время, что и акмеизм, сложилось еще одно течение: футуризм. Он стал первым авангардным течением русской поэзии. Название образовано от лат. futurum – «будущее». В рамках течения выделялись две школы: кубофутуризм и эгофутуризм.
Яркие представители течения, входившие в кружок «Гилея», были Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро и другие. Главные черты поэзии футуристов можно сформулировать так:
- презрительный отказ от прошлого, от традиционной культуры в любых ее проявлениях;
- бунтарский дух поэзии;
- экспериментаторство в области рифмы и ритмики;
- культ индустриализации, техники;
- ожидание грядущего переворота;
- антиэстетизм, эпатажность;
- самовозвеличивание.
Парадоксально, но факт: несмотря на такую яркую установку в будущее, многие футуристы в 1910-х годах добровольно ушли из жизни. В сущности, это и стало причиной упадка течения и его исчезновения.
Особенности поэтики русского футуризма демонстрирует, к примеру, такое четверостишие:
Я прогремел на всю Россию,
Как оскандаленный герой!..
Литературного Мессию
Во мне приветствуют порой.
Игорь Северянин, из поэтического манифеста «Пролог. Эгофутуризм»
Имажинизм
Менее известное течение получило название «имажинизм» (от лат. imago – «образ») и выросло из русского футуризма. Именно в создании образа имажинисты видели главную цель поэзии и искусства в целом. Моментом возникновения течения называют 1918 год, когда в Москве был создан «Орден имажинистов». Он просуществовал до 1927 года, хотя по факту распался еще раньше.
Для имажинистов типичны такие черты, как анархизм и эпатажность, а главным выразительным средством служила метафора. К направлению относят позднее творчество Сергея Есенина, а также таких поэтов, как Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Матвей Ройзман, Иван Грузинов, Александр Кусиков и других.
Пример из стихотворения Матвея Ройзмана:
В полях огни – огни широко,
Впотьмах навстречу поезда,
И вдруг, как золотистый локон
Вверху рассыпется звезда!
Новокрестьянская поэзия
Отдельно стоит сказать о еще одном направлении литературы Серебряного века, которое получило условное название «Новокрестьянская поэзия» (сами представители так себя не называли). Оно возникло в 1900-х – 1910-х годах и включило Сергея Есенина, Николая Клюева, Петра Орешина, Александра Ширяевца и других.
Для поэзии характерно обращение к деревенской, «крестьянской» России, близость к миру природы и устному народному творчеству. В 1930-х годах новокрестьянские поэты подвергались репрессиям, их произведения не публиковались. Интерес к их творчеству вновь пробудился лишь в 1960-х годах.
________________________
Спасибо за внимание! :) Больше интересного – в подборке