Найти в Дзене
ХроноScio | История и культура

Серебряный век русской поэзии. Символизм, акмеизм, футуризм и другие течения

Оглавление

Серебряный век – один из самых мощных пластов в истории русской поэзии. Его породили многочисленные общественные, научные и социальные изменения: открытие Дарвином теории эволюции, небывалый технический прогресс, первая русская революция, Русско-японская война, затем Первая мировая и Гражданская войны. Все эти события перевернули сознание людей и неизбежно должны были отразиться в литературе, искусстве. Рассказываем о самых ярких представителях и течениях Серебряного века.

Общая характеристика

Литературоведы спорят о временных рамках Серебряного века. По поводу его начала мнения более-менее едины: это 1890-е годы. А вот что считать концом эпохи, не так ясно: кто-то говорит, что Серебряный век окончился с началом Гражданской войны, другие отмечают, что его зарей стала смерть Блока, Гумилева, Маяковского...

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов и Дмитрий Мережковский
Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов и Дмитрий Мережковский

Название «Серебряный век» предложил, вероятнее всего, философ Николай Бердяев. Оно стало противопоставлением знаменитому Золотому веку русской литературы, связанному с именами Пушкина, Батюшкова, Жуковского, Крылова и других поэтов начала XIX века.

Для литературы Серебряного века типичны настроения упадничества, декаданса, меланхолии, отказ от стандартных стихотворных форм и творческих методов, экспериментальность. И если поначалу термин использовался лишь в отношении поэзии, то позже перенесся в целом на русскую культуру периода с конца XIX века по 1920-е годы, получив к тому же еще одно пышное прозвище: Русский Ренессанс.

А теперь поговорим подробнее о течениях Серебряного века и его известных представителях.

Символизм

Это направление стало первым, сложившимся в Серебряном веке. Сам термин «символизм» пришел в Россию из Франции. Течение формировалось под влиянием философии Ницше и Шопенгауэра, поэзии Шарля Бодлера, Поля Верлена, Артюра Рембо.

-2

Для российских поэтов-символистов типичны мистические и абстрактные образы, настроения упадничества, пессимизм, ощущение надвигающей катастрофы. Произведения символистов отличаются музыкальностью, плавным ритмом, четкостью композиции и слога, недосказанностью и утаенностью смысла. Для отображения реальности авторы использовали аллегорию (иносказание) и символы, что и легло в основу названия течения.

В символизме наблюдается неоднородность. Например, выделяют школу «старших» символистов, к которой относят Мережковского, Зинаиду Гиппиус, Сологуба, Брюсова, Бальмонта. Символизм они воспринимали в эстетическом плане. В этим им противостояли «младшие» символисты, или «младосимволисты» (Александр Блок, Андрей Белый), воспринимавшие символизм в философско-религиозном ключе.

Примеры поэзии символизма:

В своей бессовестной и жалкой низости,
Она как пыль сера, как прах земной.
И умираю я от этой близости,
От неразрывности ее со мной.
Зинаида Гиппиус, из стихотворения «Она»
__
Дома и призраки людей —
Всё в дымку ровную сливалось,
И даже пламя фонарей
В тумане мертвом задыхалось.
Дмитрий Мережковский, из стихотворения «Дома и призраки людей»

Акмеизм

Следующим течением, оформившемся в Серебряном веке, стал акмеизм (адамизм). Название «акмеизм» пришло из греческого языка и означает «расцвет». Пик поэзии акмеистов пришелся на 1910-е годы. Основателем акмеизма считается поэт Николай Гумилёв.

Для этого течения характерны материальность и предметность образов, отточенность деталей, самоценность отдельной вещи, воспевание красоты жизни, преобразование несовершенных явлений через поэзию, искусство. Творчество акмеистов менее «упадочное» и депрессивное, по сравнению с символистами. Зыбкости, расплывчатости и иносказательности символизма они противопоставляли четкость и определенность.

Анна Ахматова
Анна Ахматова

Среди ярких представителей течения – жена Гумилёва Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич. Их кружок получил название «Цех поэтов». Некоторые относят к акмеистам поэтессу Марину Цветаеву, хотя ее творчество близко и к символизму.

Пример творчества акмеистов:

Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру».
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Анна Ахматова, из стихотворения «Сжала руки под темной вуалью…»

Футуризм

Примерно в то же время, что и акмеизм, сложилось еще одно течение: футуризм. Он стал первым авангардным течением русской поэзии. Название образовано от лат. futurum – «будущее». В рамках течения выделялись две школы: кубофутуризм и эгофутуризм.

Яркие представители течения, входившие в кружок «Гилея», были Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро и другие. Главные черты поэзии футуристов можно сформулировать так:

  • презрительный отказ от прошлого, от традиционной культуры в любых ее проявлениях;
  • бунтарский дух поэзии;
  • экспериментаторство в области рифмы и ритмики;
  • культ индустриализации, техники;
  • ожидание грядущего переворота;
  • антиэстетизм, эпатажность;
  • самовозвеличивание.

Парадоксально, но факт: несмотря на такую яркую установку в будущее, многие футуристы в 1910-х годах добровольно ушли из жизни. В сущности, это и стало причиной упадка течения и его исчезновения.

Владимир Маяковский
Владимир Маяковский

Особенности поэтики русского футуризма демонстрирует, к примеру, такое четверостишие:

Я прогремел на всю Россию,
Как оскандаленный герой!..
Литературного Мессию
Во мне приветствуют порой.
Игорь Северянин, из поэтического манифеста «Пролог. Эгофутуризм»

Имажинизм

Менее известное течение получило название «имажинизм» (от лат. imago – «образ») и выросло из русского футуризма. Именно в создании образа имажинисты видели главную цель поэзии и искусства в целом. Моментом возникновения течения называют 1918 год, когда в Москве был создан «Орден имажинистов». Он просуществовал до 1927 года, хотя по факту распался еще раньше.

Имажинисты, 1919 год
Имажинисты, 1919 год

Для имажинистов типичны такие черты, как анархизм и эпатажность, а главным выразительным средством служила метафора. К направлению относят позднее творчество Сергея Есенина, а также таких поэтов, как Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Матвей Ройзман, Иван Грузинов, Александр Кусиков и других.

Пример из стихотворения Матвея Ройзмана:

В полях огни – огни широко,
Впотьмах навстречу поезда,
И вдруг, как золотистый локон
Вверху рассыпется звезда!

Новокрестьянская поэзия

Отдельно стоит сказать о еще одном направлении литературы Серебряного века, которое получило условное название «Новокрестьянская поэзия» (сами представители так себя не называли). Оно возникло в 1900-х – 1910-х годах и включило Сергея Есенина, Николая Клюева, Петра Орешина, Александра Ширяевца и других.

Сергей Есенин
Сергей Есенин

Для поэзии характерно обращение к деревенской, «крестьянской» России, близость к миру природы и устному народному творчеству. В 1930-х годах новокрестьянские поэты подвергались репрессиям, их произведения не публиковались. Интерес к их творчеству вновь пробудился лишь в 1960-х годах.

________________________

Спасибо за внимание! :) Больше интересного – в подборке