12,8K подписчиков

Новая Астана: малопригодная для жизни стеклянная декорация. Здесь большие площади пустуют, а за красивыми фасадами прячутся дворы-парковки!

451 прочитал

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц? Чтобы он красиво смотрелся с высоты, или в виде макета на совещании в правительственном кабинете, чтобы на него выделили побольше денег. Потому что объяснить иначе то, как выглядят новые районы Астаны, задача затруднительная. Спора нет: новые небоскрёбы впечатляют своей красотой и сразу думаешь: "ого, какой же современный город - Астана!" Только вот как пользоваться всем этим добром простым жителям - не очень понятно.

Впрочем, начнём мы с городского транспорта, который в 1,4-миллионной Астане представлен... Только автобусами! Пожалуй, даже в России, чей городской транспорт находится, по большей части, в упадке, лишь один миллионник может похвастаться таким антидостижением - это Воронеж, и то, троллейбусы, хоть и в смехотворном количестве, там имеются.

В Астане же трамваев не было отродясь, а запущенный в 1983 году троллейбус канул в историю ещё в 2008-м. Стыдно должно быть! Ведь столь огромный и красивый город без электротранспорта начинает напоминать располневшую подмосковную Балашиху, а не современный мегаполис. А пока вы в комментариях желаете Астане восстановить троллейбус и создать с нуля трамвай, я покажу вам некоторые автобусы, которые катались по Астане в 2015 году... Ах да! Ведь эта статья - лишь часть большого рассказа о путешествии по маршруту Челябинск - Петропавловск - Астана - Степногорск! Вот её начало:

А в предыдущей части я показал вам красивые поезда, которые ездят в Астане:

Итак, 4 мая 2015 года, после фотографирования поездов мы вернулись в Астану, чтобы посмотреть город. В кафе на проспекте Женис мы пообедали, после чего я сфотографировал несколько автобусов, а точнее - целый автобусный парад, ведь все пять пойманных машин были разными! Был там, например, Säffle System 2000NL 1999 года постройки, смахивающий на Икарус-415, причём, как выяснилось позже, зверь очень редкий: лишь 5 таких автобусов ездили по Астане в 2015 году, а в 2016-м их отправили в Павлодар. Строились эти автобусы на шасси Volvo B10M в шведском городе Шэфле.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?

А это нечто знакомое, с русской душой! ГолАЗ-6228! Автобус на шасси Scania, построенный в 2008 году на канувшем в историю Голицынском автобусном заводе. В природе таких было всего 77 штук, почти все они эксплуатировались в Москве, Астане же достались лишь восемь штучек. Не очень понятно, ездят ли они до сих пор, ведь на Фотобасе напротив каждого из них красуется таинственная надпись "нынешнее местонахождение и судьба неизвестны", а крайние фотографии датированы 2021 годом. Подробнее об этих редких и интересных низкопольных автобусах я рассказывал в видео про Смоленск... Да, и кстати, до наших дней в живом состоянии сохранился лишь один такой автобус, обитает он в аэропорту Омска. Срочно передать его в музей!

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-2

Далее: MAN A74 Lion's Classic SL283 2007 года. Не слишком выделяющийся автобус 2007 года, чьи братья-близнецы до сих пор катаются по Астане в количестве 15 штук. Ну а конкретно этот экземпляр был списан в 2021-м.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-3

Интересно, что китайская компания Ютонг в своё время выпускала (а может быть, выпускает и сейчас) полную копию этого MAN-a. Найдёте отличия?

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-4

Попался нам и белорусский автобус МАЗ-103.465: на тот момент почти новый, лишь трёхлетнего возраста, а в настоящее время - снятая с производства уходящая потихоньку эпоха. В Астане таких осталось около 45 штук, и то - не все из них эксплуатируются, но в целом, автобус пока ещё совсем не редкий.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-5

На закуску - кореец Hyindai New Super AeroCity 2005 года! Экое название, только вдумайтесь: новый супер воздушный город! А автобус, между тем, очень похож на всё те же корейские Daewoo BS106 с его передней створчатой и средней сдвижной, как в трамвае КТМ-5, дверью. Видимо, это какие-то корейские местные стандарты. Хёндаи до сих пор встречаются в Астане, правда осталось их там всего ничего - 8 штучек.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-6

Сфотографировать больше автобусов мне не удалось, так как уже подъехало наше такси и повезло нас в новые районы. Сначала за окном проплыла мечеть Нур-Астана, в 2021 году ставшая мечетью Абу Насыра аль-Фараби. Её открыли в 2005 году, и до 2012-го она была самой высокой мечетью в Казахстане и в Центральной Азии.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-7

Бизнес-центр "Изумрудныцй квартал" и неплохая автобусная остановка. Интересно, в Астане действительно так много офисных работников, что для них требуется забабахать такую высотку, да ещё и не одну?

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-8

Национальный архив республики Казахстан. Почему именно яйцо?

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-9

Здание министерства иностранных дел Казахстана своим арзитектурным стилем напоминает скорее провинциальный торговый центр, чем нечто правительственное. Нацепить на него десяток-другой вывесок - и уменьшенная копия Золотого Вавилона готова!

Есть тут кто живой?!
Есть тут кто живой?!

Байтерек - монумент, построенный в 2002 году в честь переноса столицы из Алма-Аты в Акмолу (так Астана называлась в 1997). Монумент красивый и изящный, а вот благоустройство вокруг него хорошо может смотреться разве что с высоты птичьего полёта. Огромный плац, открытый всем ветрам и палящему солнцу, а этого добра в Казахстане с его континентальным климатом, как вы понимаете, хватает с головой. Что мешало зелёные квадраты засадить деревьями, а также поставить скамейки с навесами для защиты от дождя и солнца? Догадка лишь одна: массовые мероприятия, а в остальное время площадь наверняка пустует, ибо делать здесь нечего.

Даже не моей фотографии людей почти нет!
Даже не моей фотографии людей почти нет!

А это - жилой комплекс на Водно-Зелёном бульваре. Издалека выглядит приятно, но я не купил бы в таком квартиру, отдав предпочтение сталинской малоэтажной застройке. Во-первых, такая архитектура мне не очень нравится, а во-вторых, я посмотрел, как выглядит этот ЖК на спутниковых снимках. Обыкновенный залитый асфальтом унылый двор-парковка с жалкими клочками зелени - и это вы называете современным жилёьм? Алло, застройщики! У вас тут Казахстан, где летом температура может подниматься до 50 градусов тепла! Вы точно уверены, что заливать 80 процентов двора бетоном, вместо того, чтобы высадить там деревья - это хорошая идея? Пожалуйста, не надо брать идеи у российского ПИКа.

Президентский дворец Ак Орда - помпезное современное здание, построенное в 2004 году, которое хорошо просматривается сквозь две позолоченные башни. В них расположены различные министерства, одним из которых наверняка является министерство помпезности или же министерство "дорого-богатости", судя по архитектуре этих построек. Местные в шутку называют башни "вёдрами", а мне они напоминают 0,4-литровый бумажный стакан. На переднем плане - очередной пустырь с дорожками, открытыми всем ветрам, по которым гуляет лишь одинокий понурый мужик в пиджаке.

И снова вопрос: где все?!
И снова вопрос: где все?!

Ещё один вид на национальный архив Казахстана и на "Изумрудный квартал". Также здесь уже есть деревья, среди которых гулять явно будет приятнее, чем по бескрайним бетонным полям у президентского дворца и Байтерека.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-14

Синяя бочка с сотовой мачтой - это бизнес-центр Астаналык, а рядом с ним - ЖК Нурсая Астана. Снаружи - вроде красиво, внутри - благоустройство на уровне самых дешёвых ЖК, которые строятся в Люберцах и других ближайших Подмосковьях: море асфальта, стоянки и зелёные квадраты... Деревья? Прудик? Не, не слышали. Хотя знаете, мне-то, по большому счёту, всё равно, ведь у нас в России и своих подобных проблем хватает.

А это - гостиница Жумбактас.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-16

ЖК Лазурный Квартал. Небоскрёбы, сверху украшенные золотистыми орнаментами, выглядят симпатично, но двор - снова никакой... Я даже фотографию в интернете нашёл! Открытое палящему солнышку асфальтовое поле, заваленное автомобилями, неоригинальная клоунская детская площадка, стадион под окнами, какое-то неказистое складское здание и совсем нет взрослых деревьев... Мне кажется, этот и другие ЖК в Астане построены скорее для туристов, чем для местных жителей. Туристы проедут с раскрытыми ртами, восхитятся, да и забудут, а люди останутся тут навсегда. Вот вы где больше хотели бы жить? Здесь? Или в уютном пятиэтажном домике с зелёным тенистым двором, где утром щебечут птицы?

Бизнес-центр "Президентская плаза" своей архитектурой очень напоминает ПИКовские коробки, которыми утыкана Москва, но выглядит поинтереснее.

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-18

Бизнес-центр "Арман" и гостиница "Престиж". Дело вкуса, но лично я не фанат такой архитектуры, а небоскрёбы в какой-то степени считаю пережитком прошлого. Моё мнение: 9 - 12 этажей - самое то. Согласны?

Что получится, если город спроектировать не для его жителей, а для птиц?-19

Что можно сказать о новых районах Астаны? Выглядят они вроде бы красиво, вроде бы "дорого-богато", но всё это до тех пор, пока не выйдешь из автомобиля и не посмотришь детально. В красивых с виду жилых комплексах - убогие дворы, а на огромных площадях просто-напросто нечего делать, если там не проходит массовое мероприятие. Зато открытки с этими видами получатся просто замечательные!

Мой вердикт - 3 Ильи Варламовых из 10. Посмотреть и восхититься, а потом уехать на долгие годы - ещё можно, а вот жить в такой среде, да ещё и без электрического транспорта, мне бы точно не хотелось.

С вами был Блог ЖД Фотографа! Дзен не показывает меня в ленте, поэтому ссылки на новые публикации ищите во вкладке "подписки", в ТГ-канале "Всё, что движется", или в моём личном ТГ-канале, где, помимо прочего, публикуются новости моего блога. А если хотите поддержать мой канал монетой, то вот вам несколько способов это сделать:

До скорого!