Так как сдача любого экзамена – серьёзный стресс, а любой выпускной экзамен – стресс двойной, важным фактором так называемой копинг-стратегии (от английского cope – справляться, преодолевать) является самооценка человека – в нашем случае, если мы говорим о сдаче ЕГЭ, подростка.
Я-концепция
Несмотря на довольно приличную заезженность термина «самооценка», однозначного определения ей нет. Но всегда можно опереться на т.н. внутреннюю форму слова и принять, что самооценка – это оценка себя, в самом широком смысле. Формируется она именно в подростковом возрасте и, как показывает эмпирика, здоровый подросток, как правило, имеет высокую или очень высокую самооценку. По моему дилетантскому мнению, это заложено самой психологической природой: тогда, когда подростку необходимо учиться выстраивать межличностные отношения и входить во взрослый мир, высокая самооценка должна ему помогать и быть в некотором смысле амортизатором при получаемых затрещинах разной степени болезненности, которые обязательно отвесят окружающие (девочки – девочкам, девочки – мальчикам, мальчики – девочкам и т.д.). Именно поэтому, кстати, подростки, которых «не приняла стая» очень часто имеют неадекватно высокую самооценку. Скорее всего, она «срабатывает» как компенсаторный механизм, позволяя сохранить психологическое здоровье в непростой период становления личности.
Именно поэтому высокая или даже очень высокая самооценка намного более предпочтительна в подростковом возрасте, чем сниженная. При сниженной самооценке подросток часто страдает от неуверенности в себе, более склонен к апатии, у него нередки нездоровые перекосы во взаимоотношениях со сверстниками. При подготовке к экзамену он, как правило, предпочитает копинг-стратегию «Избегание» (что говорит само за себя), тогда как подросток с высокой самооценкой чаще склонен выбирать стратегию «Разрешение проблемы».
При чём тут ЕГЭ
С одной стороны, стресс на любом экзамене угрожает нашей самооценке. С другой, очень часто самооценка влияет на выбор человеком т.н. стратегии совладания, то есть стратегии, которая помогает справиться с надвигающимся стрессом экзамена и на самом экзамене – непосредственно со стрессом. В первую очередь, это стратегии «Планирование решения проблемы» и «Самоконтроль». Именно поэтому, чем выше самооценка у подростка – а его самооценке ЕГЭ угрожает с невероятной силой, – тем более он устойчив к напряжению, которое создаёт будущий день Х. У учеников со средней или ниже среднего самооценкой в процессе подготовки часто можно наблюдать «Избегание» («не успел сделать»), «Конфронтацию» («да кому это вообще надо»), «Дистанцирование» («сделаю как-нибудь потом, успеется»).
Разумеется, на стратегию совладающего поведения подростков влияет не только самооценка, он может быть просто не мотивирован на успешную сдачу экзамена, однако, если мотивация высокая, а деть не делает домашнее задание, бывает, что дело именно в самооценке. И да, завышенная, разумеется, тоже может быть причиной, но чаще всего всё-таки к избеганию приводит именно сниженная самооценка.
- У меня есть очень трудолюбивая ученица, сдать для которой ЕГЭ является главной задачей этого года (у нее в телеграм стоит статус «молюсь о сдаче ЕГЭ», что о многом говорит). Так как она училась последние три года в химбил классе, с русским серьёзные проблемы (так часто бывает именно у «естественников». Может, потому что, как сказала мне мама одной ученицы, дочь которой собиралась идти в мед, у химиков ведущее полушарие «среднее»)) Однако она здоровенной мозолью на попе добилась сокращения ошибок в тестовой части с 18 до 5, к экзамену, надеемся, их останется 2-3, а вот с сочинением проблемы
неизлечимыехронические. Одно хуже другого, динамика почти нулевая – в том числе потому, что она никак не может перебороть низкую самооценку в отношении собственных письменных работ и постоянно то по одному поводу сочинение не напишет, то по другому. Ни одного контрольного сочинения не написала – не успела, потеряла текст, плохо себя чувствовала и т.д. – то есть на явно сниженной самооценке именно в отношении задания 27 выбрана стратегия избегания.
Разорвать этот замкнутый круг – а неуспех, пусть и временный, только дополнительно давит на самооценку – очень тяжело. Именно поэтому самооценку подростка необходимо поддерживать на высоком уровне, даже если кажется, что ему хватит уже ) Она ему практически всегда помогает, а не вредит.