Найти тему

Самооценка подростка и ЕГЭ

Оглавление

Так как сдача любого экзамена – серьёзный стресс, а любой выпускной экзамен – стресс двойной, важным фактором так называемой копинг-стратегии (от английского cope – справляться, преодолевать) является самооценка человека – в нашем случае, если мы говорим о сдаче ЕГЭ, подростка.

Я-концепция

Несмотря на довольно приличную заезженность термина «самооценка», однозначного определения ей нет. Но всегда можно опереться на т.н. внутреннюю форму слова и принять, что самооценка – это оценка себя, в самом широком смысле. Формируется она именно в подростковом возрасте и, как показывает эмпирика, здоровый подросток, как правило, имеет высокую или очень высокую самооценку. По моему дилетантскому мнению, это заложено самой психологической природой: тогда, когда подростку необходимо учиться выстраивать межличностные отношения и входить во взрослый мир, высокая самооценка должна ему помогать и быть в некотором смысле амортизатором при получаемых затрещинах разной степени болезненности, которые обязательно отвесят окружающие (девочки – девочкам, девочки – мальчикам, мальчики – девочкам и т.д.). Именно поэтому, кстати, подростки, которых «не приняла стая» очень часто имеют неадекватно высокую самооценку. Скорее всего, она «срабатывает» как компенсаторный механизм, позволяя сохранить психологическое здоровье в непростой период становления личности. 

Именно поэтому высокая или даже очень высокая самооценка намного более предпочтительна в подростковом возрасте, чем сниженная. При сниженной самооценке подросток часто страдает от неуверенности в себе, более склонен к апатии, у него нередки нездоровые перекосы во взаимоотношениях со сверстниками. При подготовке к экзамену он, как правило, предпочитает копинг-стратегию «Избегание» (что говорит само за себя), тогда как подросток с высокой самооценкой чаще склонен выбирать стратегию «Разрешение проблемы». 

При чём тут ЕГЭ

С одной стороны, стресс на любом экзамене угрожает нашей самооценке. С другой, очень часто самооценка влияет на выбор человеком т.н. стратегии совладания, то есть стратегии, которая помогает справиться с надвигающимся стрессом экзамена и на самом экзамене – непосредственно со стрессом. В первую очередь, это стратегии «Планирование решения проблемы» и «Самоконтроль». Именно поэтому, чем выше самооценка у подростка – а его самооценке ЕГЭ угрожает с невероятной силой, – тем более он устойчив к напряжению, которое создаёт будущий день Х. У учеников со средней или ниже среднего самооценкой в процессе подготовки часто можно наблюдать «Избегание» («не успел сделать»), «Конфронтацию» («да кому это вообще надо»), «Дистанцирование» («сделаю как-нибудь потом, успеется»). 

Котиком быть правильно
Котиком быть правильно

Разумеется, на стратегию совладающего поведения подростков влияет не только самооценка, он может быть просто не мотивирован на успешную сдачу экзамена, однако, если мотивация высокая, а деть не делает домашнее задание, бывает, что дело именно в самооценке. И да, завышенная, разумеется, тоже может быть причиной, но чаще всего всё-таки к избеганию приводит именно сниженная самооценка.

  • У меня есть очень трудолюбивая ученица, сдать для которой ЕГЭ является главной задачей этого года (у нее в телеграм стоит статус «молюсь о сдаче ЕГЭ», что о многом говорит). Так как она училась последние три года в химбил классе, с русским серьёзные проблемы (так часто бывает именно у «естественников». Может, потому что, как сказала мне мама одной ученицы, дочь которой собиралась идти в мед, у химиков ведущее полушарие «среднее»)) Однако она здоровенной мозолью на попе добилась сокращения ошибок в тестовой части с 18 до 5, к экзамену, надеемся, их останется 2-3, а вот с сочинением проблемы неизлечимые хронические. Одно хуже другого, динамика почти нулевая – в том числе потому, что она никак не может перебороть низкую самооценку в отношении собственных письменных работ и постоянно то по одному поводу сочинение не напишет, то по другому. Ни одного контрольного сочинения не написала – не успела, потеряла текст, плохо себя чувствовала и т.д. – то есть на явно сниженной самооценке именно в отношении задания 27 выбрана стратегия избегания. 

Разорвать этот замкнутый круг – а неуспех, пусть и временный, только дополнительно давит на самооценку – очень тяжело. Именно поэтому самооценку подростка необходимо поддерживать на высоком уровне, даже если кажется, что ему хватит уже ) Она ему практически всегда помогает, а не вредит.